Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

История развития казначейской системы России
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета………………………………………………………7
История развития казначейской системы России…………….7
Основы казначейского исполнения бюджета…………………13
Особенности казначейской системы исполнения бюджета по расходам, роль единого казначейского счета………………………...16
Глава 2. Анализ казначейского исполнения бюджета по расходам (на примере Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области)……………….28
2.1. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета по расходам Отделения по Целинному району УФК по Курганской области……………………………………………………28
2.2. Кассовое обслуживание областного и местных бюджетов……………………………………………………………….45
Глава 3. Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета: аспекты расходования средств…………………………….53
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства России…………………………………………………..53
3.2. Проблемы организации казначейской системы, пути решения…………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………..67
Список использованных источников и литературы……………. 69
Приложения……………………………………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа(черновик).doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

По  существу  Казначейство  Франции  не  является  организацией,  отдельной  от  государства.  Это  государство,  рассматриваемое  в  качестве  кассира  и  банкира.  В  качестве  кассира  Казначейство  оперирует  денежными  средствами,  выполняя  распоряжения  других  органов.  Но  Казначейство  -  это  также  государство,  выступающее  в  качестве  банкира  и  на  этом  основании  оно  пользуется  известной  независимостью,  которой  не  было  бы,  если  бы  оно  выступало  в  роли  простого  исполнителя  указаний  администрации.  Казначейство  собирает  капиталы,  выпускает  займы,  предоставляет  ссуды,  дает  гарантии  и  наблюдает  за  денежным  обращением.  Все  это  наглядно  подтверждает  многозначность  понятия "казначейство"  во  Франции.

Теперь  рассмотрим  функции,  выполняемые  Государственным  Казначейством  США.

Казначейство  США  было  учреждено  в  1789  году.  В  то  время  оно  лишь  регистрировало  доходы  и  расходы,  а  также  осуществляло  кассовое  обслуживание  федерального  бюджета.  Сегодня,  кроме  этих  функций,  также  выполняемых  Казначейством  Франции  и  органами  федерального  казначейства  Российской  Федерации,  на  Казначейство  США  возложено  множество  других  функций.

Государственное  Казначейство  в  США,  как  во  Франции  и  в  России,  осуществляет  управление  государственным  долгом,  выпуская  в  обращение  три  крупные  категории  обязательств  Казначейства  США:  рыночные  ценные  бумаги,  нерыночные  ценные  бумаги  и  специальные  выпуски.

Наиболее  распространенный  тип  рыночных  ценных  бумаг - казначейский  вексель,  имеющий  срок  погашения  91  день.  Хотя  Казначейство  также  регулярно  выпускает  шестимесячные  и  годовые  векселя,  иногда  выпускаются  и  векселя  со  сроками,  меньшими,  чем  91  день.  Еженедельно  распродаются  трех-  и  шестимесячные  векселя  и  ежемесячно  идут  продажи  новых  годовых  векселей.  С  1970  года  минимальный  номинал  векселя  равен  10000  долларов.  В  сентябре  1986  года  за  33  выпуска  в  обращение  вышло  векселей  с  различными  сроками  погашения  на  410  млрд.  долларов.  Федеральный  Резервный  банк  Нью-Йорка  продает  казначейские  векселя  по  понедельникам,  каждую  неделю.

Основными  типами  нерыночных  ценных  бумаг  правительства  США,  выпускаемых  Казначейством,  являются  сберегательные  облигации,  иностранные  правительственные  серии  и  серии  местных  органов  власти  и  правительств  штатов.  Продажу  и  погашение  сберегательных  облигаций  проводят  для  Казначейства  коммерческие  банки,  корпорации,  сберегательные  учреждения  и  почтовые  конторы.

В  последние  годы  Государственное  Казначейство  США  начало  продавать  свои  ценные  бумаги  в  форме  книжной  записи, то  есть  сохраняя  запись  о сделке,  вместо  того,  чтобы выдавать  сертификаты.  Отмена  бумажных  сертификатов  уменьшает  издержки  Казначейства  на  их  печать  и  упраздняет  проблему  подделок.

Общее  количество  платежных  средств  Государственного  Казначейства  США  состоит  главным  образом  из  монет,  небольшого  числа  банкнот  США  и  некоторого  количества  иных  бумажных  денег  в  процессе  их  изъятия  из  обращения.  Монеты,  в  настоящее  время  (как  и  во  Франции) -  это  единственный  вид  платежных  средств  Государственного  Казначейства,  выпускаемый  в  обращение.  Прибыль,  полученная  Казначейством  от  чеканки  монет  является  важным  источником  дохода  и  направляется  на  нужды  федерального  правительства.

Казначейство  США  хранит  золотой  запас  в  местечке  Форт - Нокс,  штат  Кентукки.  Золотой  запас  Казначейства  оценивается  исходя  из  установленной  цены:  42  доллара  22  цента  за  одну  тройскую  унцию.  До  1971  года  государственное  Казначейство  США производило куплю - продажу золота  по  цене  35  долларов  за  одну  тройскую  унцию.  В 1971  году  было  объявлено,  что Казначейство  США  прекращает  операции  подобного  рода.  С  тех  пор  величина  золотого  запаса  практически  неизменна.  Последние  изменения  официальной  цены  золота  отмечались  в  период  с  1974 - 76  г.г.,  когда  Казначейство  США  было  вынуждено  продавать  с  аукциона  золотые  слитки  как  гражданам  США,  так  и  иностранным  представителям,  фирмам  и  банкам,  изо  всех  сил  стараясь  поддержать  на  фиксированном  уровне  обменный  курс  доллара  относительно  валют  ряда  других  государств12.

Кроме  этого,  Государственное  Казначейство  США  играет  ведущую  роль  в  определении  характера  действий  и  времени  валютных  интервенций,  которые  воплощаются  в  жизнь  Федеральной  Резервной  Системой.  Для  проведения  валютных  интервенций  на  внешних  валютных  рынках  с  целью  оказания  воздействия  на  обменный  курс  доллара  или  обеспечивая  какое - либо  иное  государство  необходимым  количеством  нужной  ему  валюты  для  покрытия  дефицита  внешнеторгового  баланса,  Государственное  Казначейство  США  обычно  прибегает  к  продаже  специальных  прав  заимствования  (СДР)  и  иностранной  валюты.

Государственное  Казначейство  США  приобретает  СДР  через  Международный  Валютный  Фонд,  а  также  посредством  разнообразных  операций  на  внешних  валютных  рынках  на  межправительственном  уровне.  Получив  в  свое  распоряжение  СДР,  Казначейство  США  вправе  выпустить  соответствующие  сертификаты  и  поместить  их  в  Федеральные  Резервные  банки.  Обычно  Казначейство  США  выпускает  несколько  меньшее  количество  сертификатов  СДР,  чем  позволяет  имеющаяся  возможность.  Расчеты  и  операции  по  ним  между  Федеральными  Резервными  банками  и  Казначейством  США  принимают  форму  книжной  записи.

Таким  образом,  Казначейство  США  является  организацией,  которая  осуществляет  валютное  регулирование  и  проводит  гибкую  денежно - кредитную политику,  может оказывать посредством своих  операций  с  казначейскими  векселями  влияние  на  ставку  банковского  процента,  оказывает  воздействие  на  банковские  резервы.  В  трудные  времена,  когда  резервы  уменьшаются. Казначейство  может  облегчить  положение,  увеличивая  размеры  государственных  депозитов,  приобретая  государственные  облигации.  Все  это  свидетельствует  о  том,  что  Государственное  Казначейство  США - важное  звено  в  финансовой системе США.

 

3.2. Проблемы  организации казначейской системы,  пути 

                                                          решения

 

Говоря  о  развитии  казначейской  системы,  следует  иметь  в  виду,  что  перед  ней  стоит  множество  проблем.

Остро  стоит  вопрос  по  преодолению  текучести  кадров  территориальных  органах  федерального  казначейства  и  прежде  всего  квалифицированных  специалистов.  Одной  из  главных  причин  такого  положения  является  низкий  уровень  оплаты  труда  работников  казначейства  по  сравнению  с  другими  работниками  финансовой  системы.  При  этом  органы  федерального  казначейства  в  отличие,  скажем,  от  налоговых  органов,  не  имеют  иного  источника  финансирования,  кроме  федерального  бюджета.

Пройдя тяжелый, длившийся пятнадцать лет путь, федеральное казначейство реально увидело, что невозможно навести порядок во взаимоотношениях с бюджетополучателями, поскольку абсолютно неясны границы сектора государственных финансов и неточно определены границы федерального,  регионального и муниципального секторов. Поэтому необходимо:

  1. прекратить практику софинансирования по смете расходов бюджетных учреждений из разных уровней бюджетной системы;
  2. установить жесткие сметы расходов для всех бюджетных учреждений, организаций и государственных органов;
  3. разобраться со всеми случаями, когда учреждение открывает лицевые счета в казначействе, но при этом отсутствует в реестрах бюджетополучателей соответствующих главных распорядителей;
  4. юридическим службам федерального казначейства проанализировать уставы тех учреждений, которые открывают счета в казначействе, хотя это и не является непосредственной обязанностью казначейства, но другого выхода нет.

Постановлением  Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» (далее – Программа), целями которой, в числе прочего, стали:

повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного  информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий;

обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления, прав граждан на защиту персональных данных и реализацию их законных интересов при информационном взаимодействии с органами государственной власти;

устранение  дублирования сбора органами государственной  власти данных, снижение для населения  и организаций издержек, связанных  с их предоставлением;

придание официального статуса электронным формам взаимодействия, обеспечение подлинности и достоверности информации в процессах электронного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями путем использования электронной цифровой подписи;

увеличение  эффективности управления посредством  внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов  государственной власти;

повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки сотрудников органов государственной власти в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.

С 2007 г. реализуется  второй этап Программы, подразумевающий  непосредственное тиражирование и  широкое распространение решений, заложенных на первом этапе, в том  числе по обеспечению электронного документооборота13.

Распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. № 157-р в Концепцию административной реформы в Российской Федерации  в 2006–2010 гг. были внесены изменения, которые предусматривают разработку правовых и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное электронное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти, которые предоставляют такие услуги, в том числе с использованием электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью. Одной из целей административной реформы является организация предоставления государственных услуг в электронной форме. Приказом Мининформсвязи России от 11 марта 2008 г. № 32 утверждено Положение об общероссийском государственном информационном центре, поддерживающем взаимодействие информационных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами в интересах оказания государственных услуг в электронном виде гражданам и организациям14.

 Однако в  результате работы органов Федерального  казначейства по развитию электронного  документооборота в 2005–2008 гг., в  некоторых случаях возникает  барьер непонимания клиентов  и их недоверие к электронному документообороту и электронным цифровым подписям как таковым.

Одним из условий  повышения качества и эффективности  работы органов казначейства со средствами бюджетных организаций является создание и внедрение принципиально нового комплексного программного продукта – автоматизированной системы Федерального казначейства, и одной из основных задач этого процесса является сохранение и дальнейшее развитие возможностей электронного документооборота. 

Ее создание обусловлено необходимостью обеспечения  единого порядка организации документооборота, сокращения времени и повышения безопасности передачи документов, организации надежного единого пространства и хранения документов, а также усиления контроля исполнительской дисциплины.

Ее основными функциями должны быть: учет электронных документов различных видов, создание архива с организацией информационно-поискового обслуживания, а также организация коллективной работы с электронными документами, включая многопользовательский доступ к информации и текстам документов в соответствии с правами пользователей и обеспечение совместной работы над проектами документов.

В ближайшем  будущем  взаимодействие с Казначейством России в электронном виде для многих организаций – участников бюджетного процесса будет востребованным, а в некоторых случаях – просто необходимым.

Все проблемы, перечисленные  выше, со временем неизбежно будут  решены. Федеральное казначейство уверенно смотрит в будущее и сознает  важность своей роли в структуре  электронной России.

На  фоне  Франции и  США,  Казначейство  Российской  Федерации  выглядит  довольно  бледно.  Но  необходимо  помнить  и  о  том,  что  его  воссоздание,  а  по  существу  создание  заново,  началось  только  несколько лет назад.  Можно выразить  надежду,  что и в нашей стране  Казначейство  после  принятия  соответствующих  законодательных  актов  получит  большую  самостоятельность  в  принятии  решений  и  станет  не  только  государственным  органом,  выполняющим  указания  Правительства,  но  и  органом,  принимающим  участие  и  также  разрабатывающим  самостоятельно  мероприятия  по  проведению  финансовой  политики  (в  том  числе  в  валютной  сфере - как  в  США,  в  сфере  предоставления  кредитов  предприятиям  перспективных  отраслей  промышленности - как  во  Франции,  а также в сфере отношений с международными  финансовыми организациями  и  управления  золотым  запасом  страны),  направленной  на  повышение  благосостояния  России.

Информация о работе Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета