Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:34, дипломная работа
История развития казначейской системы России
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета………………………………………………………7
История развития казначейской системы России…………….7
Основы казначейского исполнения бюджета…………………13
Особенности казначейской системы исполнения бюджета по расходам, роль единого казначейского счета………………………...16
Глава 2. Анализ казначейского исполнения бюджета по расходам (на примере Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области)……………….28
2.1. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета по расходам Отделения по Целинному району УФК по Курганской области……………………………………………………28
2.2. Кассовое обслуживание областного и местных бюджетов……………………………………………………………….45
Глава 3. Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета: аспекты расходования средств…………………………….53
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства России…………………………………………………..53
3.2. Проблемы организации казначейской системы, пути решения…………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………..67
Список использованных источников и литературы……………. 69
Приложения……………………………………………………………74
Кассовые расходы по лицевым счетам, открытым получателям областного бюджета осуществляются в пределах остатка средств по кодам бюджетной классификации и с учетом лимитов бюджетных обязательств доведенных бюджетополучателями до органов федерального казначейства по форме уведомления о лимитах бюджетных обязательствах, утвержденных на год, согласно инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002г. № 142-н.
На основании данных таблицы № 11 можно сделать следующий вывод, по областному бюджету кассовый расход в 2008 г. составил 58259,6 тыс.р., в 2007г.- 19809,1 тыс.р. Рост кассовых расходов на 38450,5 тыс.р. в 2008г. произошел за счет передачи полномочий по финансированию ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Целинному району» и Филиала главного управления социальной защиты населения Курганской области – ОСЗН по Целинному району с 01.01.2008г. с местного бюджета на областной, а также из-за перехода ГУ «Целинный лесхоз» и ГУ «Центр занятости населения Целинного района Курганской области» на финансирование за счет областного бюджета, до 01.01.2008 г. их финансирование производилось за счет средств федерального бюджета. Наибольший удельный вес занимают кассовые расходы Филиала главного управления социальной защиты населения Курганской области – ОСЗН по Целинному району - 31,3% или 18208,7 тыс.р. и ГОУ НПО «Профессиональное училище № 36» – 21,4 % или 12495,5 тыс.руб.
В течение года проводилась работа в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ по взысканию средств на основании исполнительных документов судебных органов по денежным обязательствам получателей средств местного и областного бюджетов.
В соответствии с вышеуказанным нормативным документом за 2008 год предъявлено 30 исполнительных документов по взысканию средств с получателей средств местного бюджета на сумму 8562,6 тыс.руб.. Из общего количества исполнено в полном объеме – 16 исполнительных документов на сумму 2442,9 тыс.руб., возвращено взыскателям 13 исполнительных документов на сумму 3081,1 тыс.руб., находится на исполнении на 01.01.2009 г. 1 исполнительный лист на сумму 3038,6 тыс. руб. Основной причиной возврата исполнительных документов является неверное оформление предоставленных взыскателями документов и заявление взыскателя на отзыв. В количество исполненных документов входят документы по оплате за уголь, электроэнергию, коммунальные услуги и оплате государственной пошлины. Основными должниками по исполнительным документам являются Муниципальное учреждение «Целинная центральная районная больница», Служба заказчика, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Целинного района.
По взысканию средств на основании исполнительных документов судебных органов по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета за 2008 год предъявлено 108 исполнительных документов на сумму 1246,8 тыс.руб., из них: исполнено в полном объеме 46 исполнительных документов на сумму 621,2 тыс. руб., возвращено взыскателям по причине неверного оформления документов 61 исполнительный документ на сумму 572,4 тыс. руб.. На 01.01.2009 г. на исполнении находится 1 исполнительный лист на сумму 53,2 тыс. руб.. Из общего количества исполненных документов 23 по взысканию заработной платы, 23 по оплате налогов, сборов, госпошлины. Должником по всем указанным документам является Государственное Учреждение «Целинный лесхоз».
В целом по всем бюджетам наблюдается увеличение кассового расхода, что связано, в основном, с увеличением расходов на выплату заработной платы и пособия по безработице.
Глава 3. Совершенствование казначейской системы исполнения
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства
России
Сегодня следует ставить вопрос о повышении эффективности работы органов федерального казначейства на основе совершенствования отечественного и зарубежного опыта, разработки необходимых инструктивных и нормативных документов по данной проблеме, соответствующих стандартам, принятым в международной практике.
Рассмотрим работу и функции казначейства на примере двух развитых стран: Франции и США.
Во Франции Казначейство было создано в 1806 году, первоначально под названием "касса обслуживания", с 1914 года - Управление движения фондов, а с 1940 года - Управление Казначейства. Наряду с бюджетным Управлением, Казначейство является ведущим подразделением Министерства экономики и финансов Франции.
Кроме традиционных функций по управлению средствами государства и большей части местных бюджетов, Казначейство осуществляет вмешательство в деятельность частных и смешанных предприятий путем предоставления кредитов, финансирования инвестиций, участвует в проведении кредитной политики, развитии финансового рынка. Также в соответствии с реформой 1968 года на Казначейство Франции возложены функции, связанные с международными валютными отношениями, финансовыми отношениями с европейскими организациями, со странами зоны франка и т.д.
Исполнение бюджета осуществляется в основном через кассы Казначейства, которое имеет текущий счет в Банке Франции и выставляет чеки на его отделения. Банк Франции ежедневно сообщает Казначейству сумму расчетно-кассовых бюджетных операций, 90 - 97 % которых проводятся в безналичном порядке.
Казначейство обеспечивает надлежащее снабжение денежными средствами всех касс, с тем, чтобы своевременно совершались платежи по государственным расходам.
Казначейство Франции выполняет две основные функции:
В качестве кассира оно выполняет содержащиеся в законе о финансах указания о движении денежных средств. На Казначейство возложено в первую очередь исполнение всех операций по получению доходов и оплате расходов, предусмотренных законом о финансах. Эта миссия включает две стадии: получать и выдавать денежные суммы, обеспечивать наличие денежных средств, достаточных для того, чтобы были выполнены все обязательства государства.
Казначейство выполняет большое число операций по кассовым поступлениям и платежам, являясь кассиром для организаций и частных лиц, которые хранят в обязательном или добровольном порядке свои средства в Казначействе, ведут свои операции по доходам и расходам через свои счета в Казначействе11.
Таким образом, Казначейство является кассиром автономных органов, входящих в присоединенный бюджет, а также юридических лиц.
Казначейство также является кассиром местных органов управления французской столицы и осуществляет все их финансовые операции. Оно предоставляет авансы, осуществляет контроль и пользуется свободными остатками средств, которые местные органы управления хранят на своем текущем счете в Казначействе.
Весьма важны связи Казначейства с государственными предприятиями. Эти предприятия не обязаны хранить все свои наличные средства в Казначействе, но они не имеют права на автоматическое авансирование их Казначейством.
В качестве кассира государства на Казначейство Франции возложена эмиссия денег и управление государственным долгом. Казначейство осуществляет выпуск долгосрочных и краткосрочных займов. Особо важную роль Казначейство играет в краткосрочных займах, выпуская в обращение боны казначейства. Боны дают ему возможность обеспечить на любой момент наличные денежные средства, необходимые для выполнения обязательств организаций, платежи которые оно гарантирует и обеспечивать ликвидность средств.
Казначейство испытывает на себе несоответствие между сроками поступления и расходования денежных средств. Это требует от него принятия мер, обеспечивающих решение проблемы платежа. Возможность использования двух указанных ниже видов ресурсов позволяет Казначейству обеспечить необходимое наличие денежных средств в кассах.
То есть Казначейство имеет право использовать всю массу ресурсов, имеющихся на счетах в кассах. Эти остатки счетов являются временными, но они могут в известный момент пополнить кассу Казначейства. Превышение полученных вкладов над выданными ссудами остается в распоряжении Казначейства и пополняет его кассы. Граждане могут добровольно открывать счета по вкладам в кассах Казначейства, что также увеличивает его наличность. Таким образом, Казначейство имеет возможность распоряжаться денежными средствами, вносимыми в его кассы, пока корреспонденты не начнут в свою очередь изымать средства.
Однако, наличные деньги, сконцентрированные в Казначействе могут иногда оказаться недостаточными, чтобы обеспечить все необходимые платежи и оно вынуждено пополнять свои кассы другими путями. Такими путями являются выпуск казначейских бон и авансы, получаемые от Банк де Франс.
Казначейскими бонами служат краткосрочные займы от 3 - 5 месяцев как максимум. В настоящее время существует два вида бон: в купюрах и боны по текущим счетам.
Если текущий счет Казначейства, а также корсчета и выпуск казначейских бон оказался недостаточным, то Казначейство может прибегнуть к авансам Банк де Франс, который обладает правом эмиссии денежных знаков.
В качестве банкира Казначейство аккумулирует и распределяет денежные средства, обеспечивает денежное обращение. Обладая значительными денежными средствами казначейство может их использовать не только для платежей по расходам бюджета, но и для других целей. Это обстоятельство и обуславливает выполнение Казначейством банковских функций, которые осуществляются в двух формах:
Казначейство может действовать как коммерческий банк, осуществляя операции по хранению вкладов и по предоставлению кредита предприятиям, развитию которых хотят способствовать. Вместе с тем функции Казначейства иногда приближаются к функциям эмиссионного банка, и оно принимает участие в денежном обращении;
Казначейство выступает как организация, распределяющая денежные средства. Оно предоставляет возможность предприятиям, развитие которых соответствует целям общенационального плана экономического и социального развития, получить необходимый капитал, которого им не может предоставить частный рынок. Так Казначейство направляет капиталовложения и может влиять на их использование.
Деятельность Казначейства в области банковских операций проявляется также в предоставлении ссуд. Три основных вида ссуд имеют наиболее важное значение и отражаются на специальных счетах Казначейства:
- ссуды, выдаваемые на специальных счетах Казначейства, сроком на 45 лет и за сравнительно невысокий процент;
- специальные ссуды, выдаваемые на строительство объединению предпринимателей;
- ссуды, выдаваемые фонду экономического и социального развития, представляющие собой наибольшую часть капиталовложений на экономические и социальные цели, финансируемые за счет государственных фондов.
Наряду с выдачей ссуд, Казначейство оказывает воздействие на экономику выдавая гарантии на операции, финансируемые вне Казначейства.
Казначейство является также акционером. Ему принадлежит объемный портфель мобильных ценностей, которым управляют сберегательные и расчетные кассы. Казначейство осуществляет надзор за банками и рынком ценных бумаг, а также участвует в контроле за кредитами.
Казначейство Франции выпускает металлическую монету и получает прибыль благодаря разнице между номинальной стоимостью монет, которую оплачивает эмиссионный банк и стоимостью их производства.
Специфической чертой функционирования Казначейства Франции являются специальные счета, включаемые в бюджет. Они могут быть открыты лишь в соответствии с законом о финансах и ежегодно утверждаются Парламентом. Благодаря режиму специальных счетов Казначейства, военное интендантское ведомство выгодно производит крупные закупки продовольствия и кормов в обход состояния бюджета на год. Ежегодно со специального счета перепродаются товары, необходимые для содержания армии. Аналогичным путем учреждения народного образования покупают школьные принадлежности. Среди специальных счетов самый крупный - фонд экономического и социального развития, созданный в 1995 году на базе нескольких счетов как специальный инвестиционный фонд, управляемый Казначейством.
Информация о работе Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета