Системы управления себестоимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления факторами снижения себестоимости промышленной продукции и реализации результатов исследования на предприятии промышленности.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определена сущность себестоимости, значение, виды себестоимости в промышленности;
- изучены факторы, обуславливающие уровень себестоимости, а также проблемы снижения себестоимости;
- дана организационно-экономическая характеристика КУП «Калинковичский хлебозавод»;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полностью.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях рыночной экономики от предприятия требуется  повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции  и услуг на основе внедрения достижений научно – технического прогресса, эффективных  форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов.

Актуальность выбранной  темы объясняется тем, что в Республике Беларусь кризис экономики – это  прежде всего кризис ее производственной сферы. Предприятия характеризуются  дефицитом оборотных средств, устаревшей материально-технической базой, низкой конкурентоспособностью продукции, ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть выделены для стимулирования сферы материального производства. По республике снижение темпов роста производства незначительное, но оно охватывает большинство отраслей производства и сферу услуг.

При экономической самостоятельности  предприятий, в сложных рыночных условиях конкуренции и ценообразования с учетом спроса и предложения на товары, возрастает роль объективного планирования, учета и анализа издержек и себестоимости производства продукции. В этих условиях важно обоснованное определение не только фактической себестоимости, но и формирование плановой, с тем чтобы хозяйства имели возможность планировать получение реальной прибыли, как главной цели их производственно-коммерческой деятельности.

В условиях перехода страны к рыночным отношениям снижение себестоимости  продукции является важным фактором развития экономики предприятия, так  как она отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства, управления.

Анализ работы предприятий за годы реформ позволяет  сделать вывод о том, что главным  условием подъема промышленности является снижение издержек производства и восстановление ценовой конкурентоспособности продукции. Для решения этой задачи необходимо реализовать комплекс мер по развитию производственного менеджмента на уровне предприятий.

В этой связи необходимо совершенствование экономического механизма управления снижением себестоимости продукции на предприятиях промышленности, разработки управленческих решений, связанных с рациональным расходованием материальных и денежных затрат на производство с учетом их целевой направленности и функциональных особенностей, и на этой основе анализа поведения затрат, систематизация резервообразующих факторов как средства повышения эффективности промышленного производства.

Эти проблемы должны решаться с использованием как основных механизмов рыночной экономики, связанных с исследованием отдельных научно-теоретических и практических проблем организационной системы управления факторами снижения себестоимости промышленной продукции во взаимосвязи с законами рынка, так и в условиях инновационного развития.

Оценивая степень разработанности  темы, необходимо отметить, что наиболее разработанными и широко представленными  в литературе являются вопросы, посвященные  процессу формирования себестоимости  продукции, а также современным методам управления затратами на предприятии. Исследования, посвященные проблемам себестоимости продукции и управления ею нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: П.С. Безруких, B.C. Бялковской, Э.А. Гончаровой, И.Б. Гусевой, В.Э. Керимова, С.А. Котлярова, В.П. Кустарева, В.Г. Лебедева, А. Мицкевича, К. Редченко, В. Савчука, Г.А. Соколовской, И. Трояна, Г.И. Хотинской, В.Н. Дормана, Т.С. Близнюка и других авторов. В работах В. Баранчеева, К. Клейменова, В. Савчука, Г.И. Хотинской, Дж. К. Шанка, Р. Каплински, Р. Каплана, A.A. Томпсона, Дж. Стрикленда и других уделяется внимание управлению затратами на основе концепции цепочек ценностей.

В исследованиях  отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам эффективного управления затратами и факторами, обуславливающими оптимальное их использование на предприятиях промышленности, наиболее существенный вклад внесли В. Архипов, В. Бадер, П.А. Ватник, О.С. Ви-ханский, В.Я. Горфинкель, A.M. Добрусин, А.П. Друри, К.Ф. Льюис, С.А. Николаева, В. Федоров, О.В. Грищенко, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и другие авторы, что позволило обосновать наличие методологических проблем в организации и проведении проектно-аналитических расчетов и управления факторами снижения себестоимости продукции.

В приведенных выше работах  сделан существенный вклад в решение  рассматриваемой проблемы. Однако в  условиях перехода на рынок, а главное, под воздействием новых производственных отношений некоторые решения  оказались несовременными, а другие требуют, уточнения. В то же время наметившееся развитие конкурентной среды, ставит перед руководством предприятия задачу повышения конкурентоспособности производимой им продукции и услуг. Одним из инструментов, позволяющих решить эту задачу, является правильный выбор, разработка и реализация механизма планирования и управления себестоимостью. Одновременно появились новые проблемы в планировании затрат на выпуск продукции применительно к отдельным отраслям, в частности, промышленных предприятиях.

Целью курсовой работы является разработка научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления факторами снижения себестоимости промышленной продукции и реализации результатов исследования на предприятии промышленности.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- определена  сущность себестоимости, значение, виды себестоимости в промышленности;

- изучены факторы,  обуславливающие уровень себестоимости,  а также проблемы снижения  себестоимости;

- дана организационно-экономическая характеристика КУП  «Калинковичский хлебозавод»;

- проанализирована  себестоимость продукции производимой  в организации;

- проведена  оценка факторов, влияющих на  изменение себестоимости производимой  продукции;

- определены  пути и резервы снижения себестоимости продукции;

- проведен расчет  экономического эффекта от внедрения  разработанных мероприятий.

Объектом исследования является КУП  «Калинковичский хлебозавод».

 Предметом  исследования является организационная  система управления факторами снижения себестоимости продукции на предприятии промышленности.

Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов, законодательные и нормативные  акты Республики Беларусь по решению  проблем управления факторами снижения себестоимости продукции промышленных предприятий.

Информационной  базой курсового исследования послужили: данные статистического и бухгалтерского учета КУП  «Калинковичский хлебозавод» за 2009 – 2011гг.

В процессе исследования применялись современные научные методы: системный подход как общий метод познания, сравнительный анализ, сопоставления, группировки, логическое моделирование, экономические методы анализа.

Практическая  значимость работы состоит в том, что разработанные научно-методические рекомендации направлены на совершенствование управления эффективной организационной системы выявления и использования внутрипроизводственных резервов снижения себестоимости промышленной продукции, которые могут быть использованы хозяйствующими субъектами.

Структура работы представлена введением, основной частью и заключением. Во введении отражены цели, задачи и актуальность выбранной  темы. В основной части раскрываются: экономическое содержание себестоимости продукции, результативность деятельности предприятия; состав и структура себестоимости продукции; пути снижения себестоимости продукции филиала «Калинковичский хлебозавод»; проводимые мероприятия.

Современное хлебопекарное  производство стремится к высокому уровню механизации и автоматизации технологических процессов производства хлеба, внедрению новых технологий и постоянному расширению ассортимента хлебобулочных изделий, а также внедрению предприятий м алой мощности различных форм собственности. Все это требует от работников отрасли высокой профессиональной подготовки, знания технологии и умения выполнять технологические операции по приготовлению пшеничного и ржаного теста, по разделке и выпечке различных видов изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕБЕСТОИМОСТИ  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Экономическое содержание себестоимости  продукции

 

 

Одной из важнейших задач  современного этапа развития социалистической экономики является всемерное повышение  эффективности общественного производства. В решении данной задачи большое значение имеет снижение себестоимости промышленной продукции.

Себестоимость продукции  представляет собой часть общественно  необходимых затрат труда, выражающую в денежной форме затраты предприятия  на производство и реализации продукции, которая через процесс обращения должна постоянно возвращаться предприятию дня возмещения его затрет и обеспечения непрерывности производственного процесса [12, c. 114].

Себестоимость продукции  — это выраженная в денежной форме  часть общественных издержек производства, т. е. часть стоимости, объединяющая текущие затраты предприятий на изготовление продукции и ее реализацию. Себестоимость представляет собой ту часть стоимости, которая в результате процесса обращения возвращается предприятию для возмещения его затрат и обеспечения непрерывности производственного процесса. В себестоимости продукции находят выражение стоимость потребленных в процессе производства оборотных фондов, часть стоимости основных фондов в виде амортизационных отчислений, затраты живого труда в виде заработной платы работников и часть продукта для общества в виде отчислений на социальное страхование [18, c. 134]. 

Являясь синтетическим  качественным показателем, на величину которого влияет степень использования  всех производственных ресурсов, себестоимость продукции позволяет оценить результаты деятельности любого производственного звена: отрасли, предприятия, цеха и т. п. Себестоимость продукции во многом определяет размер получаемой прибыли, рентабельность производства, от чего в свою очередь зависит величина отчислений в фонды экономического стимулирования предприятий. Изменение себестоимости по различным ее затратам является одним из главных показателей эффективности внедрения организационно-технических мероприятий. Себестоимость продукции используется при решении вопросов выбора оптимального варианта технических решений [13, c. 151].

Снижение себестоимости  означает экономию живого и прошлого труда при изготовлении продукции  и является основным источником социалистических накоплений. Поэтому неуклонное снижение себестоимости продукции в указанных отраслях является важнейшим условием роста эффективности промышленного производства.

Себестоимость служит объективной  базой при установлении цен на продукцию. В структуре цены в  отраслях промышленности на долю себестоимости приходится около 70%. В связи с этим большое значение имеет повышение надежности показателя себестоимости как соизмерителя затрат общественного труда. 

Столь исключительным значением  показателя себестоимости промышленной продукции определяется необходимость совершенствования исчисления его в учете, планировании, проектировании, систематическое изыскание путей снижения себестоимости во всех звеньях промышленного производства.

Таким образом,  себестоимость продукции имеет  большое значение для экономики предприятия, т. к. размер получаемой им прибыли в значительной мере зависит от уровня себестоимости. Как известно, прибыль есть разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью. Следовательно, если себестоимость ниже, то прибыль выше, и наоборот. Предприятиям необходимо добиваться повышения рентабельности, ликвидации убыточности производства, увеличения прибыли не за счет повышения цен на свою продукцию, а за счет снижения себестоимости и улучшения ее качества, т. к. само по себе повышение цен на продукцию никакой реальной выгоды обществу не несет.

В себестоимость  включают затраты, разнородные по содержанию, назначению и способу расчета, поэтому  при планировании, учете и калькулировании  себестоимости используется классификация затрат [21, c. 107].

Классификация затрат – это их группировку по определенным признакам, которая обеспечивает точность и унификацию расчетов. Классификацию  затрат проводят по следующим признакам: по принципу экономической однородности (экономическому содержанию); по целевому назначению; по методу включения в себестоимость конкретных товаров; по степени зависимости от объема производства; по месту возникновения; по видам продукции (работ, услуг) (рисунок 1.1).

 


Рисунок 1.1 – Признаки классификации себестоимости на производство и реализацию продукции

 

На предприятиях планирование и учет себестоимости  продукции ведется в разрезе  элементов затрат и калькуляционных  статей расходов.

Элементы затрат подразделяются на 4 группы:

а) материальные затраты (сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия);

б) затраты на оплату труда (зарплата и отчисления на социальные нужды);

в) амортизация  ОС;

г) прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банков, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Информация о работе Системы управления себестоимостью