Системы управления себестоимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления факторами снижения себестоимости промышленной продукции и реализации результатов исследования на предприятии промышленности.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определена сущность себестоимости, значение, виды себестоимости в промышленности;
- изучены факторы, обуславливающие уровень себестоимости, а также проблемы снижения себестоимости;
- дана организационно-экономическая характеристика КУП «Калинковичский хлебозавод»;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полностью.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя  данные, представленные в таблице 2.1, можно сделать вывод, что за отчетный период наблюдается увеличение выручки  от реализации продукции на 13,9 процентных пунктов. Материальные затраты в 2011 г. уменьшились на 4 769 млн. руб., что повлекло за собой увеличение показателя материалоотдача на 38,8 %. Несмотря на увеличение среднесписочной численности персонала, производительность труда остается на достаточно высоком уровне и имеет положительную динамику, так абсолютное отклонение равно 5,1 млн. руб./чел. Снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов, свидетельствует об увеличении количества оборотов оборотных активов в год, что также характеризует деятельность предприятия с положительной стороны.

Основные показатели экономической деятельности организации отражены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Основные показатели экономической деятельности КУП «Калинковичский хлебозавод» за 2009-2011 гг., млн. р.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+, -)

2011/2009

Темп роста(%)

2011/2009

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации

- в действующих  ценах, млн.р.

27 143

31 436

30 925

3 782

113,9

Выручка за вычетом  налогов и сборов, млн.р.

22 884

26 597

25 802

2 918

112,8

Валовая прибыль, млн.р.

2 860

4 272

3 974

1 114

139,0

Уровень дохода от реализации в % к выручке от реализации без налогов и сборов

   12,5

16,1

15,4

2,9

123,2

Расходы на реализацию, млн.р.

664

1 204

1 308

644

197,0

Уровень расходов от реализации, в % к выручке от реализации без налогов и сборов

2,9

4,5

5,1

2,2

175,9


Окончание таблицы 2.2

1

2

3

4

5

6

Прибыль  от реализации, млн.р.

2 196

3 068

2 666

470

121,4

Сальдо операционных доходов и расходов, млн.р.

5

4

- 31

- 36

720,0

Сальдо внереализационных  доходов и расходов, млн.р.

- 40

- 452

17

57

242.5

Прибыль за период, млн.р.

2 161

2 620

2 652

491

122,7

Чистая прибыль, млн. р.

234

1 090

844

610

360,7

Рентабельность  за период в % к выручке от реализации без налогов и сборов

 

9,4

9,9

10,3

0,9

109,6


 

Исходя из таблицы 2.2, можно сделать следующие выводы, за анализируемый период выручка от реализации КУП «Калинковичский хлебозавод» в действующих ценах увеличилась на  3 782 млн.р. или на 13,9 %. В 2011 год предприятие получило доход от реализации в размере 3 974 млн.р., что на 1114 млн.р. или 39 % больше чем за 2009 г. При этом наблюдается положительная тенденция увеличения уровня дохода от реализации на 2,9 п.п. Расходы на реализацию за анализируемый период выросли на 644 млн.р. или на 97 % , а  их уровень увеличился на 2,2  п.п. За анализируемый период в организации уровень доходов от реализации превысил уровень расходов, что привело к росту прибыли от реализации в 2011 г. – на 470 млн.р. или на 21,4 %.  С учётом полученных организацией доходов от операционной деятельности и убытков от внереализационных доходов и расходов КУП «Калинковичский хлебозавод» в отчетном периоде получена чистая прибыль в размере 844 млн.р., что на 610 млн.р. или на 260,7 % больше чем за 2009 г. При этом рентабельность выросла на 0,9 п.п.

Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия статьи баланса объединяют в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). Следовательно, далее рассчитаем основные общефинансовые коэффициенты  на основе анализа баланса предприятия (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Основные финансовые коэффициенты деятельности  КУП «Калинковичский хлебозавод» за 2011 год

Наименование  показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Норматив коэффициента

Коэффициент текущей  ликвидности

1,09

1,43

1,19

К 1> = 1,5

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,08

0,3

0,16

К 2> = 0,3

Коэффициент текущей  платежеспособности

0,87

0,67

0,82

К 3< = 0,85


 

Судя по значениям  коэффициента текущей ликвидности,  КУП «Калинковичский хлебозавод» испытывает недостаток свободных денежных средств для финансирования текущей производственной деятельности. При нормативе 1,5  этот показатель равен 1,19.

Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами за 2011 год составил – 0,16. Это свидетельствует об увеличении  собственных оборотных средств КУП «Калинковичский хлебозавод», необходимых для финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности  обеспеченности финансовых обязательств активами на КУП «Калинковичский хлебозавод» за 2011 год составил – 0,82.В данном случае наблюдается некоторое снижение значения данного коэффициента, который на начало года составил 0,87.

Результаты анализа  показывают, что платежеспособность и финансовая устойчивость КУП «Калинковичский хлебозавод» в текущем периоде в целом удовлетворительны, но к концу отчетного периода наблюдается отрицательная динамика по основным экономическим показателям в сравнении с 2010 г.  Политика управления чистым оборотным капиталом в КУП «Калинковичский хлебозавод» должна заключаться в сокращении разницы между средствами, иммобилизованными в запасах сырья и кредиторской задолженности посредством ускорения оборачиваемости оборотных средств и изменения структуры активов в сторону увеличения быстрореализуемых активов.

 

2.2 Состав и структура себестоимости продукции

 

 

Классификация  затрат по элементам характеризует  разделение себестоимости продукции  на простые общепринятые элементы затрат:

- материальные  затраты, в том числе покупные  изделия, полуфабрикаты, комплектующие  изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергия;

- затраты на  оплату труда;

- отчисления  на социальные нужды;

- амортизация  основных фондов;

- прочие затраты.

Структура и динамика изменения затрат влияют на конкурентоспособность  предприятия и его продукцию, так как цена это один из факторов конкурентоспособности, а затраты влияют на весь комплекс маркетинга. Анализ затрат на производство и реализацию филиала «Калинковичский хлебозавод» в 2009 – 2011 гг. по экономическим элементам представлен в таблице 2.4 (приложение Г).

 

Таблица 2.4 – Анализ динамики и структуры  затрат на производство и реализацию продукции в КУП «Калинковичский  хлебозавод»

Элементы затрат

2009

2010

2011

Изменение (+,-)

млн руб.

в % к итогу

млн руб.

в % к итогу

млн  руб.

в % к итогу

млн руб.

темп роста, %

по ст-ре, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Материальные

затраты, в т.ч.

12655

63,2

14654

65,6

14110

64,7

1455

111,5

1,5

1.1 Сырье и  материалы

11256

56,2

13023

58,3

12349

56,6

1093

109,7

0,4


 

Окончание таблицы 2.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2 Работы и  услуги произв. характера, выполненные другими орг.

146

0,7

153

0,7

149

0,7

3

102,1

-

1.3 Топливо

703

3,5

827

3,7

915

4,2

212

130,2

0,7

1.4 Электрическая  энергия

406

2,0

491

2,2

529

2,4

123

130,3

0,4

1.5 Прочие материальные  затраты

144

0,7

160

0,7

168

0,8

24

116,7

0,1

2. Затраты на

оплату труда

3962

19,8

4133

18,5

4420

20,2

458

111,6

0,4

3. Отчисления  на социальные нужды

1034

5,2

1187

5,3

1203

5,1

169

116,3

- 0,1

4. Амортизация  основных фондов

81

0,4

114

0,5

118

0,5

37

145,7

0,1

5. Прочие затраты

2292

11,4

2237

10,0

1957

8,7

- 335

85,4

- 2,7

5.1 Плата по  процентам за КиЗ

144

0,7

155

0,7

187

0,6

- 17

88,2

- 0,1

5.2 Налоги и  платежи, включаемые в себестоимость

788

3,9

848

3,8

902

4,1

114

114,5

0,2

5.3 Оплата нематериальных  услуг других организаций

877

4,4

932

4,2

625

2,9

- 252

56,3

- 1,4

5.4 Прочие расходы

483

2,4

302

1,4

243

1,1

- 240

15,1

- 1,2

Итого

20024

100

22325

100

21828

100

1804

109,0

-


 

Как видно из таблицы 2.4, общая сумма затрат за исследуемый  период увеличилась на 1804 млн. руб., что составило 9,0 %. Такое изменение затрат может быть закономерно объяснено увеличением объема производства продукции за период с 22884 млн. руб. в 2009 г. до 25802 млн. руб. в отчетном году.

Данное изменение объема производства вызвано изменением спроса на продукцию, производственной деятельностью, качеством продукции и д.р. Вместе с тем, темп роста объемов производства выше темпа роста затрат (12,8 % против 9,0 %), что может объясняться ростом спроса на продукцию.

Увеличение  общей суммы затрат на производство продукции в 2011 году произошло за счёт:

-    увеличения  материальных затрат на 1455 млн.  руб.(+ 11,5 %);

  • увеличения расходов на оплату труда на 458 млн. руб. (+ 11,6 %);
  • увеличения отчислений на социальные нужды на 169 млн. руб. (+ 16,3 %);
  • увеличения амортизационных отчислений  на 37 млн. руб. (+ 45,7 %).

При этом сократились  прочие затраты на 335 млн. руб. (14,6 %).

Анализируя  динамику структуры себестоимости  по элементам затрат следует отметить увеличение удельных весов в общей  сумме затрат на производство:

- стоимости  сырья и материалов на 1,5 %, за  счёт увеличение потребности  в сырье  с ростом объёмов  производства, значительного увеличения  цен на сырьё;

- размера амортизационных  отчислений на 0,1 % за счёт увеличения  стоимости основных производственных фондов в период модернизации производства;

- расходов на  оплату труда промышленно-производственного  персонала на 0,4 % за счёт увеличения  численности и среднемесячной  заработной платы, сопровождающиеся  ростом объёма производства продукции;

- налогов и  платежей, включаемых в себестоимость на 0,2 %, что связано с ростом объемов производства.

 Наблюдается  снижение общей доля прочих  затрат на 2,7 %, преимущественно за  счет снижения оплаты нематериальных  услуг других организаций на 1,4 %.

Не изменились затраты, производственного характера, выполненные другими организациями.

Удельный вес стоимости  упаковочных материалов (термоусадочной плёнки и этикеточной продукции) в полной себестоимости составляет ~0,6 %. Основным поставщиком термоусадочной плёнки является фирма «Синергия», укрепившаяся на внутреннем рынке упаковочных материалов благодаря высокому качеству, стабильности цен, надёжности поставок.

Информация о работе Системы управления себестоимостью