Системы управления себестоимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления факторами снижения себестоимости промышленной продукции и реализации результатов исследования на предприятии промышленности.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определена сущность себестоимости, значение, виды себестоимости в промышленности;
- изучены факторы, обуславливающие уровень себестоимости, а также проблемы снижения себестоимости;
- дана организационно-экономическая характеристика КУП «Калинковичский хлебозавод»;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полностью.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение расходов на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Резервы сокращения общепроизводственных и административных расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов.

Значительные резервы  снижения себестоимости является в  сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление причин их возникновения дают возможность провести мероприятия по ликвидации потерь, сокращения и наиболее рационального использования отходов производства [11, c. 117].

Масштабы выявления резервов снижения себестоимости продукции во многом зависит от того, как поставлена работа с изучения и внедрения опыта как на других предприятиях.

Таким образом, рассмотрев пути снижения себестоимости продукции, можно сделать выводы о том, что  ресурсосберегающие технологии – это выход для товаропроизводителя, поэтому следует внедрять на производство современное оборудование и вводить рациональные методы изготовления продукции, а соблюдение общих принципов и законов не только не приведет к ухудшению конечного продукта, но и даст отечественному товаропроизводителю возможность получать дополнительных покупателей и дополнительные доходы

 

 

 

 

 

 

2 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «КАЛИНКОВИЧСКИЙ ХЛЕБЗАВОД»

 

2.1 Характеристика предприятия

 

 

В конце 1958 года было начато строительство Калинковичского хлебозавода, а решением исполкома Калинковичского городского Совета депутатов № 83 от 02.06.1961 года был утверждён акт государственной приёмки здания Калинковичского хлебозавода, созданного на основании приказа Министерства пищевой промышленности БССР от 14.06.1961 года. Суточная производственная мощность с вводом предприятия в действие с 2-мя печами ФТЛ-2 составляла 30 тонн хлебобулочных изделий.

До середины 2001 года «Калинковичский  хлебозавод» являлся самостоятельным  предприятием без права образования юридического лица в составе Гомельского производственного объединения хлебопекарной промышленности "Гомельхлебпром", зарегистрированного в Реестре общереспубликанской регистрации за № 26-226 решением Гомельского облисполкома № 666 от 30.12.1996 года.

Гомельский областной  исполнительный комитет решением № 567 от 29.06.2001 г. зарегистрировал Республиканское  унитарное производственное предприятие  хлебопекарной промышленности "Гомельхлебпром" в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400010674.

В результате реструктуризации объединения «Калинковичский хлебозавод»  приобрёл статус "Филиала", входящего  в состав Республиканского унитарного производственного предприятия  хлебопекарной промышленности "Гомельхлебпром".

В настоящий момент "Филиал" функционирует на основании Положения  о Калинковичском хлебозаводе Республиканского унитарного производственного предприятия  хлебопекарной промышленности "Гомельхлебпром" ", утверждённого приказом РУП "Гомельхлебпром" № 169 от 16.03.2005 года.

Уставный фонд предприятия  подлежит формированию, увеличению или  уменьшению в порядке, установленном  законодательством. Увеличение уставного  фонда предприятия  может быть произведено как за счет дополнительной передачи ему имущества, так и за счет имеющихся активов. В случае принятия учредителем решения об уменьшении уставного фонда, предприятие обязано уведомить об этом своих кредиторов.

"Филиал" не является  юридическим лицом, расположен  вне места нахождения юридического лица, осуществляет часть функций "Предприятия", имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт в учреждении банка, печать и т.д.

"Филиал" расположен  по адресу: 247713 г. Калинковичи  Гомельской области, ул. Советская, 5.

Схема структурного управления  «Калинковичским хлебозаводом» представлена  приложением А.

Филиал «Калинковичский  хлебозавод» осуществляет следующие  основные виды экономической деятельности:

- производство хлеба  и хлебобулочных изделий;

- производство кондитерских  изделий;

- транспортно-экспедиционная деятельность;

- оптово-розничная торговля,

- другие виды деятельности  по согласованию с "Предприятием", не запрещённые законодательными  актами Республики Беларусь, отвечающими  целям деятельности "Предприятия".

Розничная торговля «Калинковичского хлебозавода» осуществляется на основании лицензии выданной через фирменные торговые точки: магазин "Свежий хлеб", магазин "Хлеб", магазин "Колосок", ларёк "Горячий хлеб", павильон «Духмяны», павильон «Колобок», павильон «Хлебушек».

 Структура «Калинковичского хлебозавода» представлена:

 а) производственными  участками:

- хлебобулочный участок;

- кондитерский участок;

 б) участками вспомогательных   служб:

- ремонтно-механический  участок;

- участок энергооборудования;

- участок МТС и С;

- автотранспортный участок;

-  участок охраны  объекта;

- ремонтно-строительная  группа.

Общая площадь производственной базы "Филиала" составляет – 1,7158 га, в том числе, занятая административно-производственным корпусом,   зданиями и сооружениями – 18 тыс. м. кв.

На территории хлебозавода расположены следующие действующие объекты:

- главный административно-производственный  корпус;

- ремонтно-инструментальные  мастерские;

- гаражи;

- ремонтно-строительный  цех;

- склад ТМЦ;                                         

- смотровая площадка для ремонта и технического осмотра        автомобилей;

- площадка для парковки  автомобилей;

- проходная;

- ларёк "Горячий  хлеб".

 Производственные  участки (хлебобулочный и кондитерский) расположены в главном административно-производственном  корпусе завода.

  С экологической  точки зрения предприятие, находящееся  в черте города, представляет  собой безотходное производство, не наносящее ущерба здоровью  и жизни людей, окружающей среде. 

Групповой ассортимент  выпускаемой продукции Калинковичским хлебозаводом представлен на  рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Структура  выпускаемой продукции


 

Предприятие функционирует  круглогодично в двухсменном  режиме с непрерывным обслуживанием  производственного процесса и бесперебойным  завозом продукции в торговую сеть.

Весь географический рынок сбыта хлебозавода определён  на территории Гомельской области. Структура рынка хлебозавода следующая:

- розничная торговля через  предприятия РАЙПО – 35 %,

- розничная торговля г.  Калинковичи через предприятия  всех форм собственности – 36 %,

- розничная торговля г.Мозырь  через предприятия всех форм  собственности – 15 %, розничная  торговля через фирменную торговую  сеть Калинковичи – 6,5 %,

- розничная  торговля за пределами Калинковичского  района в иных районах –  7,5 %, в том числе:

- г. Гомель -1,6 %

- г. Ельск  – 1,5 %,

- г. Житковичи  – 1,5 %,

- г. Лельчицы  – 1,1 %,

- г. Петриков  – 1,3 %,

- прочие районы  и ИП – 0,5 %

На рынке сбыта, где  предприятие реализует и предполагает наращивать объёмы реализации хлебобулочной  и кондитерской продукции, основную конкуренцию составляет продукция ЗАО «Юбилейный» и иные мелкие частные пекарни, расположенные за пределами Калинковичского района.

Новые современные  требования к  развитию и освоению рынков сбыта продовольственных  товаров потребовали от предприятия развития новой маркетинговой стратегии, расширения участка МТС и С и введения дополнительной численности работников участка. В 2011 году среднесписочная численность работников участка составила 29 человек, что выше уровня 2010 года на 7 человек.

Целью увеличения численности  и расширения функций службы сбыта  являлось более глубокое изучение рынков сбыта продукции хлебозавода, налаживание  товаропроводящей сети за пределы Гомельской области и Республики Беларусь, изучение позиций предприятий-конкурентов, обеспечение своевременной погрузки и доставки продукции в кратчайшие сроки, наращивание, в конечном итоге, объёмов продаж.  Грамотный подбор кадрового состава и усиление деятельности участка сбыта способствовали повышению эффективности деятельности хлебозавода в целом.

В 2011 году хлебозаводом реализовано 19723 тонна хлебобулочной продукции, что ниже уровня предыдущего года на 1048 тонн (+ 18,3 %),  56,9 тонн кондитерской продукции, что ниже уровня 2010 года на 4,3 тонны (+ 25,3 %).

Среднегодовой объём реализации на одного работника участка сбыта в 2011 году по хлебобулочной продукции составил 86,89 тонны, что ниже уровня 2010 года на 11,44 тонны, по кондитерской продукции составил 0,25 тонны, что ниже уровня 2010 года на 0,04 тонны. При общем росте выручки от реализации продукции собственного производства на 13,9 % по отношению к 2009 году, среднегодовая величина выручки в среднем на 1 работника участка увеличилась на 4,2 % или на 5,3 млн. рублей.

Удельный вес объёмов  реализованной продукции в общем  объёме выпуска и хлебобулочной продукции составил 100 %,  кондитерской – 99,1 %. Удельный вес стоимости остатков готовой продукции в среднемесячном объёме товарной продукции по состоянию на 01.01.2012 года 0,9 %.

Расширена рекламная деятельность хлебозавода через подачу информации о продукции через средства массовой информации (радио и печатные издания), через увеличение числа выставок-дегустаций, выставок-продаж, через оформление плакатной продукции, буклетов и проспектов.

В 2011 году седьмой год за время существования предприятия были осуществлены экспортные поставки в Российскую Федерацию кондитерской и хлебобулочной продукции. Общий объём экспорта продукции составил 27,34 тысячи долларов США, что выше уровня 2010 года на 8,6 тысяч долларов (т.е. в 3,3 раза). За пределы РБ поставлено 27 тонн хлебобулочной и 6 тонны кондитерской продукции, что соответствует 0,14 % и 10,5 % общих объёмов реализации продукции соответственно.

Проанализируем  финансово-экономические показатели деятельности КУП «Калинковичский хлебозавод» за 2009-2011 гг, на основании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (Приложение Б, В).

Показатели интенсивности  использования факторов производства (производственных ресурсов) предприятия  в рыночных условиях служат общей оценкой эффективности работы предприятия.

Характеристика данных показателей, определяющих интенсивность  использования производственных ресурсов КУП «Калинковичский хлебозавод», приводится в табличной форме 2.1.

 

Таблица 2.1 –  Динамика показателей интенсивности использования производственных ресурсов

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение, (+, -)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации, млн. руб.

27 143

31 436

30 925

3 782

113,9

Среднесписочная численность персонала, чел.

216

221

227

11

105,1

Материальные затраты, млн. руб.

26 597

22 325

21 828

- 4 769

82,1


 

Окончание таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

Среднегодовая стоимость  основных фондов, млн. руб.

138

155

146

8

105,8

Среднегодовая стоимость  оборотных средств, млн. руб.

2 397

3 012

4 225

1 828

176,3

Производительность труда, млн. руб./чел.

120,1

134,3

125,2

5,1

104,2

Материалоотдача, р/р

1,021

1,408

1,417

0,396

138,8

Фондоотдача, р/р

196,7

202,8

211,8

15,1

107,7

Коэффициент оборачиваемости, обороты кол-во раз в год

11,3

10,4

7,3

- 4

64,6

Информация о работе Системы управления себестоимостью