Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:51, дипломная работа
Задачи исследования:
Рассмотреть организацию процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле
Изучить особенности торгового обслуживания покупателей в розничной торговле
Рассмотреть организационно-правовой статус предприятия
Изучить динамику основных экономических показателей предприятия
Исследовать особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия
Проанализировать организацию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии
Дать предложения по совершенствованию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии
ВВЕДЕНИЕ 6
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 9
1.1.Организация процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле 9
1.2.Особенности торгового обслуживания покупателей
в розничной торговле 15
2.АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.1.Организационно-правовой статус предприятия 52
2.2.Динамика основных экономических показателей предприятия 59
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАНДЕР» ГИПЕРМАРКЕТ «МАГНИТ») 67
3.1.Особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия 67
3.2.Организация процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 78
3.3.Пути совершенствования процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 82
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требований. Для размещения хлеба и хлебобулочных изделий могут применяться шкафы, изготовленные из модульных элементов.
Действие принципа сверхизобилия, вернее - возможности его реализации в магазине "Магнит", также ведет к увеличению объемов продаж. Покупатели охотнее покупают товары в магазинах, битком набитых продуктами.
ОАО "Магнит" имеет устоявшуюся положительную репутацию и сформировавшуюся группу постоянных покупателей, предпочитающих регулярно приобретать продукты питания в магазинах сбытовой сети "Магнит".
Другим фактором, способствующим успешной реализации проекта является преимущество материально-технической базы. Холодильное оборудование в магазине "Магнит" представлено горками, холодильными и морозильными ваннами итальянского производства. При оснащении первых магазинов сети в условиях недостатка финансовых ресурсов приобреталось бывшее в употреблении оборудование польского производства. Опыт его эксплуатации показал целесообразность приобретения нового современного холодильного оборудования имеющего значительный эксплуатационный ресурс и гарантийное обслуживание.
У многих конкурентов сети "Магнит" срок службы значительной части оборудования превышает нормативный в 1,5-2 раза. Необходимая для увеличения объемов продаж и повышения эффективности деятельности модернизация материально-технической базы потребует значительных финансовых вложений.
Большинство магазинов,
осуществляющих торговлю продуктами питания
имеет неблагоприятную
3.3.Пути совершенствования
процесса продажи товаров и
торгового обслуживания на
Без преувеличения можно сказать, что у каждого из нас есть любимый магазин, который мы регулярно посещаем, чтобы пополнить запас продуктов и купить необходимые вещи. Кому-то нравятся огромные гипермаркеты, где часами можно путешествовать с тележкой, выбирая товары в море ассортимента. А кому-то наоборот, нравится небольшой универсам возле дома, где можно быстро купить все необходимое.
Но в независимости от размера магазина или места его расположения мы зачастую испытываем отрицательные эмоции не найдя в привычном месте необходимый нам товар или встав в длинную очередь у одной работающей кассы, образовавшуюся из-за неправильно выставленного ценника. И если такая ситуация повторяется, то мы поневоле начинаем искать другой магазин, пусть и расположенный менее удобно, но с необходимым ассортиментом и отсутствием очередей.
Конечно, на место одного ушедшего постоянного покупателя придут другие (особенно с учетом того, что несмотря на бурное развитие торговых сетей в России существует дефицит розничных магазинов различного формата), но рано или поздно такой подход приведет к потере постоянных покупателей и снижению оборота.
Мировой опыт показывает, что развитие торговых сетей происходит в несколько этапов, характеристики которых приведены на рис. 14. При этом видно, что чем выше этап развития, тем сильнее разворачивается борьба за потенциального покупателя.
Уже сегодня, во многих городах России, торговые сети вынуждены вести борьбу за каждого покупателя используя всевозможные накопительные скидки и программы развития лояльности. Одним из элементов такой борьбы, может являться регулярное отслеживание ИНДЕКСА ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ – интегрированного параметра, характеризующего степень удовлетворения покупателя на выходе из магазина.
Последние исследования, проведенные европейскими маркетологами, позволяют установить четкую взаимосвязь между индексом покупательской удовлетворенности и оборотом розничного магазина.
Рисунок 14. Этапы развития торговых сетей.
Рисунок 15. Зависимость выручки от индекса покупательской удовлетворенности
Эти показатели, находятся в пропорциональной зависимости, но разделены определенным временным промежутком. При этом ИПУ опережает значение показателя выручки.
Таким образом, регулярно измеряя индекс покупательской удовлетворенности (отслеживая динамику изменения), можно не только прогнозировать рост или снижение товарооборота на определенном временном интервале, но и своевременно принимать корректирующие решения, направленные на улучшение ситуации.
Как измерить индекс покупательской удовлетворенности?
Существующие системы оценки качества обслуживания не всегда дают адекватную информацию о процессах, происходящих в магазине. Так, например известная методика оценки качества обслуживания "тайный покупатель" хоть и является достаточно эффективной, но в силу своей специфики проводится достаточно редко и информация, собранная с помощью данной методики, является скорее статической и не дающей ответ на вопросы типа "Что изменилось в магазине за последнее время?". Помимо этого, на результат такой процедуры накладывает отпечаток личность самого "тайного покупателя", уровень его образованности, коммуникабельности и т.п. Одним из наиболее эффективных способов сбора информации о качестве обслуживания является проведение опросов на выходе из магазина. Но такой способ является достаточно затратным (требует привлечения дополнительного персонала) и не очень удобным для покупателя - немногие из них согласятся отвечать на вопросы нагруженные пакетами с покупками и спешащие по своим делам.
Поэтому, была разработана инновационная электронная система оценки качества обслуживания покупателей, позволяющая самому покупателю непосредственно оценить качество работы магазина.
Общая структура системы.
Система состоит из терминалов голосования, размещаемых в прикассовых узлах и системы сбора и визуализации данных.
Терминал голосования представляет собой прямоугольную панель с пятью кнопками, которые визуально разделены на две группы – "ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА" и "ТЕНДЕНЦИИ". Кнопки имеют различную цветовую подсветку и снабжены соответствующими пиктограммами (смайликами).
Рисунок 16. Терминал голосования
обслуживание конкурентоспособность торговля
Эта система реализует еще одну, очень важную потребность человека – БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ! Пусть это будет отрицательная оценка, основанная на эмоциях или плохом настроении, но для человека важно, что его мнение будет услышано и учтено.
Группа "ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА" содержит три возможных варианта оценки – "ПЛОХО", "ХОРОШО" и "ОТЛИЧНО". Такие варианты ответов в данной группе выбраны, чтобы избежать "крайностей" и излишней эмоциональности в оценке качества обслуживания. Помимо этого преобладание положительных ответов настраивает покупателя на конструктивный, деловой лад. В группу "ТЕНДЕНЦИИ" входят две оценки – "СТАЛО ХУЖЕ" и "СТАЛО ЛУЧШЕ". Оценки этой группы, рассчитаны на постоянных покупателей которые регулярно делают покупки в данном магазине. Терминалы голосования соединены в единую сеть и используют протокол RS-485 для обмена данными с системой сбора и визуализации данных. Питание терминалов осуществляется по витой паре.
Рисунок 17. Общая структура системы оценки качества обслуживания
Размещение терминала голосования.
Для удобства голосования,
терминал размещается в районе прикассового
узла – для голосования покупателей
стоящих в очереди к кассе
или непосредственно в районе
кассы – для голосования
Информация о назначении системы и правилах голосования, может быть доведена до покупателей при помощи системы озвучивания, а также дублироваться информационной листовкой рядом с местом размещения терминала.
Алгоритм работы системы.
Включение системы производится с центрального терминала. В течение 10 секунд после подачи питания, абонентские терминалы производят процедуру самодиагностики, в ходе которой на центральный пульт поступают сведения о количестве подключенных терминалов голосования и возможных неисправностях. О готовности терминала к работе говорит непрерывная подсветка всех пяти кнопок. Терминалы, не прошедшие процедуру самодиагностики по тем или иным причинам являются неактивными и их кнопки остаются неподсвеченными.
Чтобы оценить качество обслуживания покупатель должен выбрать любую оценку в одной из двух групп и нажать соответствующую кнопку. После голосования в одной группе, кнопки этой группы гаснут и становятся неактивными. У покупателя остается возможность поставить оценку в другой группе, кнопки которой остаются активными (подсвеченными) в течение некоторого времени называемого циклом голосования. При этом очередность выбора групп голосования – не имеет значения.
После того как покупатель выбрал первую оценку и не проголосовал во второй группе (не выбрал вторую оценку) в течение 15 секунд, на терминале загорается надпись "СПАСИБО" и процедура голосования для данного покупателя считается законченной. Результаты голосования сохраняются в памяти устройства и затем пересылаются в центральную систему сбора и визуализации результатов.
Подсчет и визуализация результатов.
Система сбора и визуализации данных осуществляет сбор, хранение и визуализацию (различное графическое представление) данных, поступающих с терминалов голосования. Помимо общего количества проголосовавших покупателей, рассчитывается средняя оценка в каждой группе. На основании этих оценок система производит расчет текущего индекса покупательской удовлетворенности.
Кроме автономного режима работы, терминалы голосования могут быть интегрированы с кассовыми аппаратами, внося оценку выставленную покупателем в дополнительные поля кассового чека. При этом сбор и обработка информации, а также последующий расчет индекса покупательской удовлетворенности - могут осуществляться уже установленными системами автоматизации.
Рисунок 18. Подсчет и визуализация результатов.
Преимущества решения.
На основании исследования совершенствования процесса продажи товаров и торгового обслуживания в розничной торговле (на примере ЗАО «Тандер» гипермаркет «Магнит» были сделаны следующие выводы.
6.ОАО «Гипермаркет "Магнит" имеет устоявшуюся положительную репутацию и сформировавшуюся группу постоянных покупателей, предпочитающих регулярно приобретать продукты питания в магазинах сбытовой сети "Магнит".
На основании сделанных выводов руководству ЗАО «Тандер» гипермаркет «Магнит» были сделаны следующие предложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ