Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:51, дипломная работа
Задачи исследования:
Рассмотреть организацию процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле
Изучить особенности торгового обслуживания покупателей в розничной торговле
Рассмотреть организационно-правовой статус предприятия
Изучить динамику основных экономических показателей предприятия
Исследовать особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия
Проанализировать организацию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии
Дать предложения по совершенствованию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии
ВВЕДЕНИЕ 6
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 9
1.1.Организация процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле 9
1.2.Особенности торгового обслуживания покупателей
в розничной торговле 15
2.АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.1.Организационно-правовой статус предприятия 52
2.2.Динамика основных экономических показателей предприятия 59
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАНДЕР» ГИПЕРМАРКЕТ «МАГНИТ») 67
3.1.Особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия 67
3.2.Организация процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 78
3.3.Пути совершенствования процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 82
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Из этих трех положений видно, что ключевым моментом определения качества услуг являются мнение покупателя, его удовлетворение и восприятие полученной услуги. Именно эта предпосылка лежит в основе распространенных в настоящее время концепций определения качества услуг. В соответствии с этим большинство ученых сходятся во мнении, что в случае услуг нельзя говорить об объективном качестве, а лишь воспринятом (потребителем).
Так впервые было введено К. Гронрузом понятие «воспринятое качество». Воспринятое качество услуги определяется как соотношение ожиданий потребителя и восприятия полученной реальной услуги. Для описания воспринятого качества предполагается существование двух параметров качества – технического качества (качества выхода) и функционального качества (качества процесса взаимодействия). Техническое качество определяется как то, что потребители получают при взаимодействии с сервисной фирмой. Функциональное качество – как потребители получают услуги. Функциональное качество может быть оценено объективно. При этом техническое и функциональное качество, а также имидж предприятия определяют ожидание потребителей.
Модель качества Гронруза представим на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель качества Гронруза
Идеи воспринятого качества К. Гронруза развиты в GAP-модели А. Парашураман, А. Зайтамл, Л. Берри.
При построении GAP-модели для конкретной услуги используется методика SERVQUAL. В методике используются детерминанты качества услуг.
Детерминанты качества услуг: надежность, отзывчивость, уверенность, эмпатия, осязаемость.
Надежность – способность предоставлять обещанную услугу аккуратно и надежно. Отзывчивость – желание помочь потребителям и незамедлительно предоставить услугу. Уверенность – знание, вежливость работников и их способность внушать доверие и чувство сохранения конфиденциальности. Эмпатия – забота, индивидуальное внимание фирмы к потребителям. Осязаемость – физическая составляющая, оборудование, внешний вид персонала.
Модель GAP А. Парашураман, А. Зайтамл, Л. Бери представим на рисунке 2.
В нашей стране
существенно возросла роль торговли,
которая становится наиболее устойчивой
сферой в развитии рыночных отношений.
За последние десятилетия
Предпосылкой для эффективного существования торговли и важной частью удовлетворения потребностей покупателя должно стать высокое качество услуг, розничной торговли, предполагающее Клиентоориентированный подход. Это означает, что любая проблема организации торгового процесса рассматривается с позиции высокого сервиса для покупателей, который формирует микромир предприятия розничной торговли, складывающийся из двух составляющих:
Рисунок 2. Модель GAP А. Парашураман, А. Зайтамл, Л. Бери
1. Неодушевленная
(технологическая)
- физическое местонахождение магазина;
- реклама предприятия:
экстерьер, витрина, реклама,
- товарный ассортимент
и ценовая политика
Технологическая составляющая торгового процесса воспринимается разумом покупателя;
2. Одушевленная
(психологическая)
К одушевленной (психологической) составляющей относятся:
- элементы рекламной кампании, формирующие имидж предприятия и ожидания покупателей;
- составляющие мерчендайзинга (музыка, запахи, свет, цветовая гамма интерьера);
- высокий профессионализм персон
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся:
- спрос;
- производство
(включая поступление по
- ассортиментный профиль магазина;
- зона деятельности магазина;
- состояние
его материально-технической
Потребительские комплексы – это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку. Они разрабатываются по множеству вариантов, учитывающих размеры торговой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам:
- возраст, пол («Товары для женщин», «Товары для ребенка»);
- особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста»);
- торжественные
события в жизни людей («
- общественные события и праздники («Товары к началу учебного года»);
- покупательские привычки, обусловленные сезоном («Летняя мода», «Товары для дачи»).
Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется характером предъявляемого спроса, который может быть:
- специальным
– спрос на определенный товар
или его разновидность, не
- импульсивным – спрос, появляющийся и формирующийся под влиянием побуждений, предложения (рекламы, выкладки);
- альтернативным
– спрос, окончательно
Оптимальный ассортиментный набор предусматривает стабильный состав товаров специального (твердо сформулированного) спроса, возможность введения в ассортимент изделий импульсивного и обновления товаров альтернативного спроса [15].
Групповой ассортимент характеризуется перечнем входящих в него групп товаров, выделенных по следующим признакам:
- однородность
сырья, из которого они
- потребительское назначение (продукты детского питания, обувь);
- способ производства (трикотажные изделия).
К основным звеньям товарной классификации относятся:
- раздел (продовольственные и непродовольственные товары);
- подраздел
(скоропортящиеся и
- группа (основанная
на признаке однородности
- подгруппа (используется для детализации торгового ассортимента данной группы);
- вид товара
(развертывает ассортимент
- разновидность
(наименование конкретного
По частоте спроса товары разделяются на товары частого спроса, периодического спроса и редкого спроса.
К этим принципам формирования ассортимента относятся:
- обеспечение
в каждом магазине достаточной
полноты товаров частого
- обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина;
- установление
определенного количества
4- учет и отражение
в ассортименте особенностей
спроса в данной зоне
Устойчивость (стабильность) ассортимента – обеспечение постоянного ассортимента товаров всех групп, подгрупп, видов и разновидностей, которые должны быть в торговом зале магазина.
Коэффициент устойчивости ассортимента (Куст) определяется как отношение количества видов товаров, имеющихся в продаже, к количеству видов товаров, которое установлено магазину (обязательное количество):
Куст = Тф / Тн, (1)
где Тф – количество видов товаров, имеющихся в продаже;
Тн – количество видов товаров, установленных магазину.
Обеспечение устойчивости ассортимента зависит от наличия и движения товарных запасов.
К факторам, обусловливающим
образование и изменение
Существуют следующие виды товарных запасов:
- запасы текущего
хранения – товары на
- сезонные запасы – запасы, необходимые для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонного изменения спроса или предложения;
- запасы целевого
хранения – запасы товаров,
создаваемые на случай
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, предлагаемых магазином.
Глубина ассортимента определяется количеством разновидностей товаров в каждой товарной подгруппе.
Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя.
Жизненный цикл товара имеет следующие стадии:
1) внедрение
– закупаются сравнительно
2) рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
3) зрелость –
снижение закупочных цен,
4) устаревание – распродажа остатков товара.
В области формирования и размещения товаров в магазинах заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, ФРГ, Канады. Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66:34.
Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.
Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных и птиц, спорттовары, изделия из дерева, грампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы для вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены [15].
Во Франции
ассортимент товаров в
Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 600 м2 насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки – 42%, непродовольственные товары – 5%. Длина выкладки – 170 погонных метров.
Важным элементом системы торгового обслуживания покупателей является используемый метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных и значительной части вспомогательных торгово-технологических процессов. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на обслуживание.