Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:18, дипломная работа
Сбыт – это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей, только продав товар и получив прибыль, в которой он может начать свой кругооборот. Следует отметить, что продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя. В процессе сбыта продукции происходит не только физическое перемещение реального вещественного потока из мест производства в места потребления, но и процессы хранения, подсортировки товаров, как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в розничной торговой сети в ожидании их реализации. Этот процесс является объективной необходимостью и обусловлен общественным и территориальным разделением труда и разнообразными потребностями людей, проживающими в различных районах страны. Он является целесообразным в том случае, ели через удовлетворение нужд потребителя будет обеспечена экономическая выгода каждому его участнику.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы формирования сбытовой политики торговой
организации……………………………………………………………………….....7
1.1 Сущность сбытовой политики торговой организации………………………..7
1.2 Факторы, влияющие на сбытовую политику организации………………….20
1.3 Механизм формирования сбытовой политики торговой организации……..27
1.4 Правовое регулирование сбытовой деятельности в Российской
Федерации…………………………………………………………………………..34
2 Анализ сбытовой политики ИП Бессонова И.С……………………………......43
2.1 Общая характеристика деятельности ИП Бессонова И.С...............................43
2.2 Анализ финансово–экономических показателей деятельности ИП
Бессонова И.С………………………………………………………………………49
2.3 Анализ коммерческо–сбытовой и маркетинговой деятельности в ИП
Бессонова И.С………………………………………………………………………58
2.4 Правовые аспекты регулирования деятельности ИП Бессонова И.С………65
3 Предложения по совершенствованию сбытовой политики ИП
Бессонова И.С……………………………………………………………................72
3.1 Рекомендации по улучшению сбытовой деятельности ИП
Бессонова И.С………………………………………………………………………72
3.2 Экономическая эффективность совершенствования сбытовой политики
ИП Бессонова И.С…………………………………………………………………81
3.3 Предложения по улучшению локальной нормативно–правовой базы
ИП Бессонова И.С………………………………………………………………….84
Заключение…………………………………………………………………………90
Список использованных источников……………………………..........................93
Приложения…………………………………………………………………….…..98
Основная задача в сфере сбыта – определение окончательного результата всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение максимальной прибыли. Сбытовая сеть как бы продолжает процесс производства, беря на себя доработку товара и его подготовку к продаже. Во время сбыта происходит выявление и изучение вкусов и предпочтений потребителей. Ориентация коммерческой деятельности по сбыту товаров на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан постоянно проводить анализ эффективности сбытовой деятельности, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта. Важнейшими сбытовыми функциями являются:
- установление коммерческих взаимоотношений с покупателями;
- разработка сбытовой программы;
- составление графиков поставки продукции и отгрузка ее покупателям;
- ведение расчетов за проданную продукцию;
- контроль за расчетами с покупателями и платежеспособностью последних.
Таким образом, сбыт – это разнообразная деятельность, посредством которой продавец общается с покупателем. Сбытом может заниматься производитель, в случае прямых контактов с конечным потребителем, или посредник. Приемы продажи и искусство общения с покупателем весьма различны. Поэтому фирмы уделяют большое внимание обучению персонала поведению с покупателем. Рассмотрев основные понятия сбытовой деятельности предприятия, перейдем к вопросу формирования сбытовой политики предприятия.
Главными задачами в разработке сбытовой политики являются выбор канала распределения товара и принятие решения о стратегии сбыта. Выбор сбытового канала сопряжен с вопросом о способе сбыта – через посредников или без посредников. Канал распределения – это все организации, через которые должен пройти товар с момента его изготовления и до момента его потребления. Он представляет собой путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Канал распределения позволяет преодолеть расхождения во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары от покупателей, для которых они предназначены. Каналы распределения можно охарактеризовать числом уровней канала. Уровень канала – любой посредник, который выполняет определенную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Число независимых уровней определяет длину канала распределения, которые показаны на рисунке 1.
Канал 1: производитель |
|
потребитель | ||||||||
Канал 2: производитель |
|
розничный торговец |
|
потребитель | ||||||
Канал 3: производитель |
|
оптовый торговец |
|
розничный торговец |
|
потребитель | ||||
Канал 4: производитель |
|
оптовый торговец |
|
мелкооптовый торговец |
|
розничный торговец |
|
потребитель |
Рисунок 1 - Каналы распределения товаров [25, с. 56]
Широко распространены следующие типы посредников:
- зависимые торговые агенты, представители, брокеры, действующие по поручению и за счет клиента, специализируются на заключении сделок между производителями и потребителями, получают вознаграждение в виде процента от продаж или комиссионных, несут минимальный риск;
- дистрибьюторы, действующие за свой счет, но от имени производителя. Они имеют право на возврат товара, получают вознаграждение за счет разницы в ценах покупки и продажи, несут риск, безусловно больший, чем зависимые посредники, но меньший, чем дилеры;
- дилеры, которые становятся собственниками товара, действуют за свой счет и от своего имени, получают доход за счет разницы в ценах покупки и продажи, несут максимальный риск.
Посредники бывают самостоятельными, либо связанными в вертикальную или горизонтальную маркетинговую систему (сеть), которая может быть:
- договорной (между посредниками разных уровней или одного уровня);
- корпоративной (один из посредников приобретает права на участие в капитале других участников канала сбыта);
- управляемой (наиболее крупный участник канала координирует деятельности других посредников).
Эффективность канала сбыта во многом зависит от взаимодействия с посредниками, что можно назвать основой управления сбытом. Важным моментом философии взаимодействия участников канала можно считать понимание изготовителем товара ожиданий целевых потребителей торгового посредника. В самом деле, оптовый или розничный посредник (в зависимости от вида сбытового канала), в сущности, является для изготовителя конечным потребителем, так как он не имеет контактов с покупателем целевого рынка [20, с. 57].
Однако влияние на торговых посредников затруднено в значительной степени тем, что право собственности на товар изготовитель утрачивает после его поставки посреднику. Но посредников можно выбирать, мотивировать их работу, осуществлять оценки и контроль их деятельности. Следует также учитывать, что интерес друг к другу изготовителя и посредника, как правило, бывает обоюдным. Посредники учитывают новизну и привлекательность товара для конечного потребителя, размер ожидаемой прибыли, степень гармонизации предлагаемого ассортимента с реализуемыми поставщиком товарами, аргументы позиционирования новинок, предполагаемый диапазон цен.
Формируя канал сбыта, каждая фирма наделяет его конкретными функциями:
- маркетинговые исследования;
- участие в ценообразовании;
- продвижение товара на рынок;
- участие в корректировке планов производства и сбыта на основе позиции товара на рынке;
- создание сети торговых точек и ведение продажи товара каждому конечному потребителю;
- проведение комплекса работ по продажной подготовке продукции и организация послепродажного сервисного обслуживания потребителей.
Одной из важнейших функций канала
распределения являются маркетинговые
исследования, которые представляют
собой систематическое
Существуют пять основных этапов маркетингового исследования:
- происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования;
- разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных;
- сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий;
- анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей;
- представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
В течение всей сбытовой деятельности предприятие должно заниматься ценообразованием своей продукции. Установление исходной цены может базироваться на следующих моделях:
- затратный метод — цена рассчитывается, исходя из суммы постоянных и переменных издержек на единицу продукции и запланированной прибыли с учетом нижнего порога цены. При косвенном сбыте цена продажи конечному потребителю увеличивается на размер наценки, зависящей от особенностей товара, а также эластичности спроса по ценам. Затратный метод не учитывает рыночных факторов (характер спроса, уровень платежеспособного спроса, политику конкурентов и др.), а цена, определяемая таким способом, практически всегда завышена и в конкурентной ситуации чревата негативными последствиями для продавца;
- ориентация на спрос — размер цены определяется с учетом уровня платежеспособного спроса покупателей целевого сегмента (здесь существует верхний порог цены). Необходимо также изучение характера спроса с точки зрения эластичности к цене с целью внесения последующих изменений в текущие цены, ценообразования в условиях ценовой конкуренции, способа реагирования на политику конкурентов и др. Эластичным называют такой спрос, который заметно изменяется в зависимости от незначительного колебания цен. Эластичность может быть долгосрочной и кратковременной, поэтому окончательный вывод правильнее делать после определенного времени наблюдений;
- ориентация на цены конкурентов – цена может быть выше, ниже или на уровне цен конкурирующих товаров в зависимости от того, какие преимущества предоставляет фирма покупателю по другим составляющим конкурентоспособности ее предложения. Чтобы пользоваться этим принципом, надо располагать достоверной информацией о ценовой политике конкурентов;
- комбинированный метод – исходная цена рассчитывается по затратному способу и корректируется с учетом рыночных факторов;
- метод на основе целевой нормы прибыли – цена устанавливается так, чтобы добиться желаемой нормы прибыли на вложенный капитал;
- на основе ощущаемой и реальной ценности товара – цена устанавливается исходя из восприятия товара потребителями либо его действительной ценности;
- на основе текущих цен – цена соответствует установившемуся на рынке уровню цен конкурентов. Небольшие предприятия обычно придерживаются стратегии «следования за лидером» и корректируют цены своих товаров вслед за изменениями в ценовой политике фирмы-лидера отрасли. Однако цена не должна быть ниже себестоимости в ущерб предприятию.
Цены товаров в номенклатуре (ассортиментных группах) могут быть:
- единые и гибкие;
- стандартные и меняющиеся (сезонные);
- неокругленные (рассчитанные
- ценовые линии (различные цены в зависимости от технологического уровня или класса изделия либо при большой глубине ассортимента).
Использование меняющихся цен называют ценовой дискриминацией. Основой дискриминации может быть различие места и способов продажи, отличительные особенности отдельных вариантов дифференцированного товара, а также и разница между заказчиками (покупателями) с учетом их доходов, поведенческих особенностей, восприятий, психологии и пр. Дискриминация цен эффективна при условиях сегментации рынка и выявления соответствующих целевых сегментов. Выбрав ценовую стратегию, предприятие в то же время должно быть готово к повышению или понижению цен под воздействием внешней среды [17, с. 93].
Под продвижением продукта в современном маркетинге, понимается прежде всего усилие предприятия – производителя или фирмы – поставщика, общаться со своими потребителями находить нужные ответы на поступающие вопросы. Продвижение продукта включает такие элементы, как:
- рекламная деятельность. Под ней понимается любое, необращенное к конкретному потребителю представление и стимулирование сбыта продукта;
- стимулирование сбыта. Это краткосрочные стимулы (скидки, подарки и сувениры) для потребителей, заинтересовывающие их в совершении покупки того или иного изделия или услуги. Общественная, или публичная, известность и связи с общественностью. Под этим понимается любая форма стимулирования спроса на продукт, не обращенного к конкретному потребителю, или идея распространения коммерчески значимых новостей о продукте в средствах массовой информации (на телевидении, радио и печати);
- персональные продажи. Это презентация изделия или услуги данной фирмы с целью продажи потенциальному покупателю.
Одни формы являются более важными
при продаже товаров
Принято выделять следующие виды рекламы: имидж-реклама; стимулирующая; поддерживающая реклама (реклама стабильности). Прежде, чем выбрать тот или иной вид рекламы, необходимо определить цель рекламы. Примерный перечень целей рекламы может выглядеть следующим образом:
- формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном продукте (изделии, услуге);
- формирование у потребителя определенного образа фирмы;
- формирование рынка –
- побуждение потребителя
- побуждение к приобретению
именно данного товара у
- стимулирование сбыта продукта (товара или услуги);
- ускорение товарооборота;
- стремление сделать данного
потребителя постоянным
- формирование у других фирм образа надежного партнера;
- другие.
Цели рекламы могут быть объединены в группы по задачам, на решение которых направлена данная реклама. В любом случае следует всегда иметь в виду вид рекламы самым тесным образом связан с ее целями, а цели, в свою очередь, – с группами населения, сегментами рынка, потребителями данного продукта.
Всегда нужно помнить, что еще до выпуска продукта, изделия или услуги на рынок целесообразно провести предварительную рекламную компанию, извещая, что с такого то числа ваша фирма выпускает на рынок новый товар. Сроки предварительной рекламы могут быть разными, в зависимости от размаха вашей рекламной компании, что на прямую связано с объемом вашего производства и размером ожидаемой прибыли, а также с назначением товара.
Расходы на рекламу составляют часть бюджета расходов на сбыт и планируются после составления прогноза сбыта для предприятия, при составлении его бюджета на год или квартал [26, с. 296].
При определении расходов на рекламу предстоит также принимать в расчет конкурентов. Обычно уровень расходов на рекламу предприятия или фирмы сопоставляется с уровнем этих затрат у тех конкурентов, которые имеют аналогичную или близкую долю рынка (на сегменте или регионе сбыта). При определении расходов на рекламу следует также предусматривать резервные средства. В этом случае обеспечивается необходимая гибкость при составлении бюджета, а также фонды для своевременной рекламы новых изделий.