Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:18, дипломная работа
Сбыт – это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей, только продав товар и получив прибыль, в которой он может начать свой кругооборот. Следует отметить, что продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя. В процессе сбыта продукции происходит не только физическое перемещение реального вещественного потока из мест производства в места потребления, но и процессы хранения, подсортировки товаров, как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в розничной торговой сети в ожидании их реализации. Этот процесс является объективной необходимостью и обусловлен общественным и территориальным разделением труда и разнообразными потребностями людей, проживающими в различных районах страны. Он является целесообразным в том случае, ели через удовлетворение нужд потребителя будет обеспечена экономическая выгода каждому его участнику.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы формирования сбытовой политики торговой
организации……………………………………………………………………….....7
1.1 Сущность сбытовой политики торговой организации………………………..7
1.2 Факторы, влияющие на сбытовую политику организации………………….20
1.3 Механизм формирования сбытовой политики торговой организации……..27
1.4 Правовое регулирование сбытовой деятельности в Российской
Федерации…………………………………………………………………………..34
2 Анализ сбытовой политики ИП Бессонова И.С……………………………......43
2.1 Общая характеристика деятельности ИП Бессонова И.С...............................43
2.2 Анализ финансово–экономических показателей деятельности ИП
Бессонова И.С………………………………………………………………………49
2.3 Анализ коммерческо–сбытовой и маркетинговой деятельности в ИП
Бессонова И.С………………………………………………………………………58
2.4 Правовые аспекты регулирования деятельности ИП Бессонова И.С………65
3 Предложения по совершенствованию сбытовой политики ИП
Бессонова И.С……………………………………………………………................72
3.1 Рекомендации по улучшению сбытовой деятельности ИП
Бессонова И.С………………………………………………………………………72
3.2 Экономическая эффективность совершенствования сбытовой политики
ИП Бессонова И.С…………………………………………………………………81
3.3 Предложения по улучшению локальной нормативно–правовой базы
ИП Бессонова И.С………………………………………………………………….84
Заключение…………………………………………………………………………90
Список использованных источников……………………………..........................93
Приложения…………………………………………………………………….…..98
Таблица 8 - Расчет прибыли от реализации ИП Бессонова И.С. за 2009 год7
Месяц |
2009 год | |||
Валовая прибыль, тыс. руб. |
Издержки обращения, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
Чистая прибыль, тыс. руб. | |
январь |
21058 |
91783 |
118800 |
90288 |
февраль |
200378 |
90595 |
109783 |
83435,08 |
март |
150591 |
84318 |
66273 |
50367,48 |
апрель |
160309 |
75207 |
85102 |
64677,52 |
май |
130212 |
53611 |
76601 |
58216,76 |
июнь |
145142 |
59617 |
85525 |
64999 |
июль |
160316 |
63107 |
97209 |
73878,84 |
август |
200314 |
73107 |
127207 |
96677,32 |
сентябрь |
250085 |
85647 |
164438 |
124972,88 |
октябрь |
285675 |
89679 |
195996 |
148956,96 |
ноябрь |
330492 |
103253 |
227239 |
172701,64 |
декабрь |
350150 |
112137 |
238013 |
180889,88 |
Итого: |
2574247 |
982061 |
1592186 |
1210061,36 |
Таблица 9 - Расчет прибыли от реализации ИП Бессонова И.С. за 2010 год8
Месяц |
2010 год | |||
Валовая прибыль, тыс. руб. |
Издержки обращения, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
Чистая прибыль, тыс. руб. | |
январь |
225819 |
66436 |
159383 |
121131,08 |
февраль |
221510 |
94145 |
127365 |
96797,40 |
Продолжение таблицы 9
Месяц |
2010 год | |||
Валовая прибыль, тыс. руб. |
Издержки обращения, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
Чистая прибыль, тыс. руб. | |
март |
216413 |
90465 |
125948 |
95720,48 |
апрель |
200670 |
87469 |
113201 |
86032,76 |
май |
180643 |
80669 |
99974 |
75980,24 |
июнь |
171219 |
70455 |
100764 |
76580,64 |
июль |
164382 |
66626 |
97756 |
74294,56 |
август |
197529 |
74463 |
123066 |
93530,16 |
сентябрь |
246498 |
87326 |
159172 |
120970,72 |
октябрь |
273261 |
96537 |
176724 |
134310,24 |
ноябрь |
345145 |
96589 |
248556 |
188902,56 |
декабрь |
361500 |
98645 |
262855 |
199769,80 |
Итого: |
2804589 |
1006825 |
1797764 |
1366300,64 |
Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не в полной мере характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты работы (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.
Рентабельность - один из основных качественных
показателей эффективности
R = П / ТО * 100 (%), (5)
где R – рентабельность;
П – прибыль от продаж;
ТО – товарооборот.
Рентабельность за 2008 год составила 7,3 %, за 2009 год - 8,5 %, за 2010 год - 9,6 %. Данные отразим на рисунке 4 в графическом виде.
Рисунок 4 – Рентабельность ИП Бессонова И.С., %9
ИП Бессонова И.С. в 2010 году в целом имеет стабильные финансовые показатели хозяйственной деятельности. ИП Бессонова И.С. приносит прибыль. За 2008 год чистая прибыль магазина составила 980409 тыс. руб., за 2009 год – 1210061,36 млн. руб., за 2010 год – 1366300,64 млн. руб.
Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения.
Для усиления конкурентоспособности необходимо увеличить ассортимент реализуемых товаров, оптимизировать издержки, что позволит снизить цены.
2.3 Анализ комерческо – сбытовой и маркетинговой деятельности в ИП Бессонова И.С.
Работа с покупателями. Организация при работе с покупателями использует два основных метода сбыта:
- прямой метод - производитель продукции вступает в непосредственное отношение с её потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников;
- косвенный метод - для организации сбыта своих товаров производитель прибегает к услугам различного типа независимых посредников.
Каналы поставок продукции предприятия делятся на:
- оптовая торговля - крупные торговые сети;
- розничная торговля - фирменные отделы.
При выборе покупателей организация в первую очередь предъявляет следующие требования:
- торговый оборот поставляемой продукции;
- разветвленность сети покупателя (количество магазинов);
- ассортимент поставляемой продукции;
- условия доставки;
- местонахождение покупателя (его удаленность).
Категории связи с покупателем:
- потенциальные клиенты — это такие покупатели из всего населения, чей профиль соответствует желаемой вами аудитории. Если вы учитываете ценность текущих покупателей вашей компании по времени, частоте и расходам, а также вашим затратам на их обслуживание, вы можете определить типы покупателей, оказывающихся перед вами, которые с большой вероятностью будут соответствовать возможностям, товарам и услугам вашей компании;
- испытатели — это потенциальные клиенты, которым известно о вашей компании и ее предложении и которые начали исследовать то, в какой мере вы им подходите, возможно, сделав первоначальные пробные покупки. Если они будут удовлетворены своим опытом, они могут захотеть оценить возможности установления более существенных контактов с вашей компанией;
- шопперы — это испытатели, которые удовлетворены своим первоначальным опытом и начали заключать сделки с вашей компанией, но не как нечто само собой разумеющееся. Вполне возможно, что они продолжают ведение дел со своим текущим поставщиком, но в достаточной мере заинтересованы вашим предложением, чтобы считать вашу фирму подходящим вторым источником или альтернативным вариантом на тот случай, если их основной продавец перестанет их удовлетворять в каком-либо плане.
Рассмотрим основных покупателей ИП Бессонова И.С. Розничными покупателями 2008 года является возрастная категория от 20 – 30 лет; покупателями 2009 года – возрастная категория от 30 - 45 лет и покупателями 2010 года является категория от 20 - 30 лет. Данные отразим в графическом виде с помощью рисунках 5, 6 и 7.
Рисунок 5 - Розничные покупатели за 2008 год, %10
Рисунок 6 - Розничные покупатели за 2009 год, %11
Рисунок 7 - Розничные покупатели за 2010 год, %12
Договорная работа на организации поставлена по заявкам покупателей, в частности посредников - крупных магазинов (ассортимент и количество продукции). Отпуск продукции производится доставкой товара на место автотранспортом за счет предприятия, иногда бывает самовывоз продукции. При выборе торгового посредника требуются большая осмотрительность и осторожность, чем при выборе фирмы - партнера коммерческих сделок, поскольку под угрозу ставится не одна или несколько сделок, а качество сбытовой деятельности фирмы на рынке и ход коммерческих операций в целом. Поэтому помимо основных требований, предъявляемых к выбору фирм-контрагентов, рекомендуется:
- убедиться, что выбранный
- при прочих равных условиях
отдать предпочтение
- предпочесть более известную фирму, имеющую более высокую репутацию на рынке;
- выяснить источники
- заключать пробные
- расширять число
Организация доставки продукции. Доставка продукции начинается с заключения договора поставки между продавцом и покупателем. Договор поставки включает в себя несколько основных пунктов:
- предмет договора;
- сроки и условия поставки;
- цена и порядок расчетов;
- качество товара, упаковка и маркировка;
- ответственность сторон, арбитраж;
- реквизиты сторон.
У всех покупателей продукции ИП Бессонова И.С. имеются на руках прайс-листы, в которых указаны реквизиты, телефоны, наименования продукции, цена. По этим прайс-листам покупатели делают свои заявки на поставку продукции. Организация доставки продукции на предприятии осуществляется путем сбора заявок перед днем доставки продукции. Ценность такой формы сбора заявок заключается в том, что покупатели продукции перед подачей заявки распродают товар, купленный ранее, и у них фактически не остается ничего на складе. В заявке покупатели указывают необходимое количество товара, т.е. ассортимент и вес.
Некоторые покупатели делают заявки на некоторые виды продукции поштучно, что очень выгодно, т. к. они продают товар полностью, и он у них не залеживается. Доставка продукции отражается на рисунках 8, 9 и 10 , где включена в себестоимость товара.
Рисунок 8 - Доставка продукции поставщиками в г. Курган за 2008 год13
Рисунок 9 - Доставка продукции поставщиками в г. Курган за 2009 год14
Рисунок 10 - Доставка продукции поставщиками в г. Курган за 2010 год15
Анализируя рисунки 8, 9 и 10, видно, что за 2009 год поступления товара увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году поступление товара увеличилось в 2 раза по сравнению с 2009 годом. Причиной увеличения заявок у поставщиков оказался спрос на товары по проводимым акциям.
Из Мерлиона продукция доставляется к концу рабочего дня, чтобы обеспечить покупателей продукцией на выходные дни, т. к в эти дни у них возрастает покупательский спрос именно на товар.
Организация уже знает, кому и сколько необходимо доставить своей продукции. Иногда происходят уточнения объемов поставок.
Доставка продукции