Совершенствование формирования и использования прибыли в организации (на примере предприятия: ГУП «Учалинская городская типография»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является анализ прибыли и рентабельности в организации ГУП «Учалинская городская типография» и разработка мероприятий по оптимизации прибыли организации.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
- дать характеристику деятельности, имущества и источников средств организации

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации
5
1.1. Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации 5
1.2. Методика анализа прибыли организации 15
1.3. Методика анализа рентабельности организации 22
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли ГУП УГТ 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации 31
2.2. Анализ формирования и использования прибыли 46
2.3. Анализ рентабельности ГУП УГТ 51
Глава 3. Совершенствование формирования и использования прибыли ГУП УГТ 58
3.1. Мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли 58
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

Аллаярова г.Учалы.doc

— 768.50 Кб (Скачать файл)

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения, прибыль — это разность между денежными поступлениями и выплатами, а с хозяйственной - между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Прибыль, исчисленная для целей бухгалтерского учета, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности, что приводит к разграничению понятий бухгалтерской и экономической прибыли. Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат работы капитала. Резюмируя выше сказанное можно отметить, что прибыль - это один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организации.

Прибыль представляет собой разницу общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от хозяйственных различных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качеств ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организации, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, уровень налогов и платежей, спрос населения.

В условиях рыночных отношений организация должна стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитее его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов по лучшему их использованию [23,309- 311].Финансовые результаты от прочей реализации показывают доходы (расходы) от операций, связанных с движением имущества, списанием основных средств с баланса по причине морального износа, сдачей имущества в аренду, аннулирование договоров, прекращением производства и т.п. Прочие доходы и расходы включают финансовые результаты, не отражены в предыдущих составляющих прибыли. Их состав достаточно специфичен: это либо случайные, непредвиденные суммы, либо полученные и уплаченные штрафы, связанные с нарушением договорных обязательств. Иными словами, прочие доходы компенсируют организации прибыль, которая могла быть получена от основной деятельности, если бы все договорные обязательства и сроки платежей соблюдались его партнерами.

Прибыль от продаж, как правило, главная составляющая прибыль отчетного периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. На ее долю приходится в настоящий момент 90-95% общей суммы прибыли до налогообложения. На многих предприятиях она является единственным источником формирования прибыли до налогообложения.

В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (90-95%) организации получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и независящие от деятельности организации, воздействуют, главным образом, на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детального изучению и анализу.

На рис.1 показаны формирования показателей прибыли.

 Рис.1. Механизм формирования показателей прибыли.

Анализируя рис.1 - формирования показателей прибыли, можно дать следующие определения показателей прибыли.

Валовая прибыль - это разница между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции - разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг; доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности; прочие доходы и расходы. Другими словами прибыль до налогообложения - это конечный финансовый результат, отражаемый в балансе организации и выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Она используется для оценки эффективности производства, выявления динамики роста и определения общей рентабельности, а так же для целей налогообложения прибыли. А налогооблагаемая прибыль это разность между прибылью до налогообложения и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход. И наконец, чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды и используемою для развития производства и на социальные нужды [31, с. 56].

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование доходов бюджетов РФ. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых в зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейшим проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и организации.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

  • прибыль, получаемая организацией в результате производственно- хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и организацией как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налога, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли организации, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление [24,67, с. 69].

Получая прибыль, организация решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи организации.

Из рис. 2 видно, что одна ее часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширения производства, создание резервного капитала и др.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.

Распределение прибыли - это составная и не разрывная часть распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная.

По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях рис.3.



 


 

Рис.3. Направления распределения прибыли

 

Прибыль распределяется между государством, собственниками организации и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности организации как позитивно, так и негативно. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Отметим, как корректируется прибыль до налогообложения в процессе распределения. Прибыль до налогообложения уменьшается на сумму прибыли, облагаемой по различным ставкам налога на прибыль, производятся отчисления в резервные или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы [25,54, с. 56].

Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самой организацией.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направленную на потребление, не увеличивающую стоимость имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается в организации как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала организации. Наличие не распределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость организации, свидетельствует о наличии источника для последующего развития [29, с. 76-79].

 

    1. Методика анализа прибыли организации

 

Обобщающая оценка финансового состояния организации достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

1) Анализ состава и динамики валовой прибыли;

2)Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;

3) Анализ уровня среднереализационных цен;

4) Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

5) Анализ рентабельности деятельности организации;

5) Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам "Прибыли и убытки", "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток", форма бухгалтерской отчетности №2 "Отчет о прибылях и убытках", данные финансового плана [33, с. 21-25].

В анализе используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли организации получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [25, с. 315]:

- объема продаж продукции;

- ее структуры;

- себестоимости;

- уровня среднереализационных цен.

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка [41, с. 23-24].

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли организация могла бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.

Если организация производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.

Информация о работе Совершенствование формирования и использования прибыли в организации (на примере предприятия: ГУП «Учалинская городская типография»)