Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:57, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является анализ прибыли и рентабельности в организации ГУП «Учалинская городская типография» и разработка мероприятий по оптимизации прибыли организации.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
- дать характеристику деятельности, имущества и источников средств организации
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации
5
1.1. Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации 5
1.2. Методика анализа прибыли организации 15
1.3. Методика анализа рентабельности организации 22
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли ГУП УГТ 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации 31
2.2. Анализ формирования и использования прибыли 46
2.3. Анализ рентабельности ГУП УГТ 51
Глава 3. Совершенствование формирования и использования прибыли ГУП УГТ 58
3.1. Мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли 58
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Изучение системы показателей рентабельности организации рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых организаций [11, с. 66-69].Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности [8, с. 270].
Как было рассмотрено в данной главе, в условиях рыночной экономики прибыль имеет большое значение. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Для повышения эффективности работы организации первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:
- природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы);
- изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы);
- повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. (интенсивные);
- снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. (внепроизводственные факторы).
Рассмотрим методику факторного анализа показателей рентабельности организации.
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:
Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
где Rп – рентабельность продаж;
Пп – прибыль с продаж.
Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и прочих результатов.
Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:
где P – чистая прибыль;
F – средняя стоимость основных фондов;
E – средние остатки материальных оборотных средств;
N – выручка от реализации продукции;
P/N – рентабельность продаж;
F/N + E/N – капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);
S/N – затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N – соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.
Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства.
ГЛАВА
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации
Государственное унитарное предприятие «Учалинская городская типография» учреждено приказом Комитетом по управлению государственным имуществом г.Учалы в связи с необходимостью приведения организационно- правовой формы предприятия и содержания Устава в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Предприятие находится в государственной собственности Российской Федерации.
Предприятие является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование.
Предприятие создано и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом деятельности (приложение 1).
Предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, отвечает за результаты своей деятельности и выполнения обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками, всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом.
Предприятие от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком суде, арбитражном и третейском суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятие отвечает по обязательствам государства и его органов. Государство, его органы не отвечают по обязательствам предприятия.
Местонахождение предприятия:
453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строителей, 16.
С целью получения прибыли предприятие реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- выпуск печатной продукции;
- ризография, офсетная, лазерная, трафаретная печать, брошюровка, переплет, изготовление и распространение рекламной продукции
- осуществление посреднической и коммерческой деятельности в России и за рубежом;
- оказание услуг
- социальное развитие коллектива.
Имущество предприятия находится в государственной собственности Российской Федерации и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Предприятие строит свои взаимоотношения с другими физическими и юридическими лицами во всех сферах деятельности исключительно на основе договоров. В своей деятельности предприятие учитывает интересы потребителей, их требования к качеству продукции, работ и услуг.
Предприятие свободно
в выборе формы и предмета
хозяйственных договоров и
Предприятие реализует продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, установленным предприятием.
Для выполнения уставных целей предприятие имеет право:
- создавать дочернее
- создавать филиалы;
- осуществлять коммерческую деятельность;
- приобретать и арендовать основные средства;
- осуществлять
- осуществлять материально-
техническое обеспечение
- планировать свою деятельность;
- использовать чистую прибыль;
- определять штатное расписание.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации либо реорганизации.
ГУП «Учалинская городская типография» является предприятием с действующей информационной сетью.
На предприятии налажены три информационных сети: локальная сеть (80 компьютеров, имеющихся на предприятии), сеть доступа в глобальную сеть Internet, а также сеть программы внутреннего контроля предприятия.
Общее количество персональных компьютеров типографии составляет 80 единиц. Все они соединены локальной сетью. Первоначальной целью ее внедрения было создание единой статистической базы предприятия по произведенным заказам. Разработка и наладка сети была инициирована самими сотрудниками типографии, а именно отделом автоматизации, управления и экономики. В ведении данного отдела находится также вся остальная оргтехника предприятия: принтеры, факсы, существующие сети предприятия, созданные собственными сотрудниками, протестированы специализированными компаниями и соответствуют всем необходимым требованиям. Типография имеет два соединенных между собой здания, в свою очередь объединенных локальной сетью.
На предприятии также внедрена система контроля рабочего времени работников, а именно: проходная оборудована электронным турникетом, фиксирующим время прибытия и убытия работника с рабочего места. Поступившая таким образом информация передается в общую систему (внутреннюю сеть) и позволяет не только видеть сотрудникам разных подразделений приход и отбытие друг друга, но и используется для регистрации рабочего времени сотрудников аппарата управления.
Единая локальная сеть предприятия позволяет существенно сократить время на поиски и доставку необходимых документов за счет создания документарной базы данных предприятия. Для каждого подразделения типографии открыт доступ к ограниченной части общей базы данных.
Компьютеризация предприятия позволила существенно систематизировать работу подразделений, повысить уровень полезного использования рабочего времени. Также существенное влияние на работу предприятия оказывает наличие сети доступа в Internet. Это позволяет сотрудникам отделов продаж (отдел менеджеров на предприятии) отслеживать внешнюю информацию (о состоянии рынка сырья, конкурентах, поиск новых заказчиков). Отметим, что привлечение новых заказчиков происходит не только посредством рекомендаций в мире издательств, но и с помощью размещения в специализированных Интернет-порталах. Кроме того, наличие действующей сети Internet привлекает арендаторов, которые базируется на территории типографии.
В штате организации работает 66 чел. Рассмотрим штатное расписание ГУП «Учалинская городская типография» на 01.01.2011год. в табл.2.
Таблица 2
Штатное расписание ГУП «Учалинская городская типография» на 01.01.2011г.
Структурное подразделение |
Профессия (должность) |
Количество штатных единиц |
Квалификационный уровень, (баллы) |
Месячный фонд заработной платы (баллов КУ) |
Примечание | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||||||
РУКОВОДСТВО | ||||||||||||||
Генеральный директор |
1 |
30–32 |
30–32 |
|||||||||||
Директор по производству |
1 |
24–26 |
24–26 |
|||||||||||
Коммерческий директор |
1 |
24–26 |
24–26 |
|||||||||||
Главный бухгалтер |
1 |
24–26 |
24–26 |
|||||||||||
ВСЕГО за руководство: |
4 |
102–110 |
||||||||||||
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЛУЖБА | ||||||||||||||
Директор по производству |
- |
- |
||||||||||||
Продолжение таблица 2 | ||||||||||||||
ВСЕГО за руководство: |
- |
- |
||||||||||||
Диспетчерская служба |
Диспетчер |
1 |
16–18 |
16–18 |
||||||||||
ВСЕГО за службу: |
1 |
16–18 |
||||||||||||
Центр подготовки производства |
Начальник центра |
1 |
18–22 |
18–22 |
||||||||||
Главный инженер-технолог (по качеству) |
1 |
16–18 |
16–18 |
|||||||||||
Ведущий инженер-технолог |
2 |
14–16 |
28–32 |
|||||||||||
Инженер-технолог |
7 |
12–14 |
84–98 |
|||||||||||
ВСЕГО за центр: |
11 |
146–170 |
||||||||||||
Репроцентр |
Начальник центра |
1 |
18–20 |
18–20 |
||||||||||
ВСЕГО за центр: |
1 |
18–20 |
||||||||||||
Сектор обеспечения |
Начальник сектора |
1 |
16–18 |
16–18 |
||||||||||
основными материалами |
||||||||||||||
Заведующий складом бумаги |
1 |
12–14 |
12–14 |
|||||||||||
ВСЕГО за сектор: |
2 |
28–32 |
||||||||||||
Отдел снабжения |
Начальник отдела |
1 |
16–18 |
16–18 |
||||||||||
Заведующий материальным складом |
1 |
12–14 |
12–14 |
|||||||||||
ВСЕГО за отдел: |
2 |
28–32 |
||||||||||||
Печатный цех |
Начальник цеха |
1 |
18–20 |
18–20 |
||||||||||
Старший мастер |
1 |
12–14 |
12–14 |
|||||||||||
Мастер |
5 |
10–12 |
50–60 |
|||||||||||
ВСЕГО за цех: |
7 |
80–94 |
||||||||||||
Переплетный цех |
Начальник цеха |
1 |
18–20 |
18–20 |
||||||||||
Старший мастер |
1 |
12–14 |
12–14 |
|||||||||||
Мастер |
2 |
10–12 |
20–24 |
|||||||||||
ВСЕГО за цех: |
4 |
50–58 |
||||||||||||
ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ | ||||||||||||||
Отдел кадров |
Начальник отдела |
1 |
12–14 |
12–14 |
||||||||||
Инженер |
1 |
8–10 |
8–10 |
|||||||||||
Заведующий канцелярией |
1 |
8–10 |
8–10 |
|||||||||||
ВСЕГО за отдел: |
3 |
28–36 |
||||||||||||
Отдел автоматизации управления и экономики |
Начальник отдела |
1 |
18–22 |
18–22 |
||||||||||
Инженер по автоматизированным системам управления |
1 |
14–18 |
14–18 |
|||||||||||
Инженер-электроник |
1 |
10–18 |
10–18 |
|||||||||||
Старший инженер-экономист |
1 |
16–18 |
16–18 |
|||||||||||
ВСЕГО за отдел: |
4 |
70–90 |
||||||||||||
Штаб гражданской |
Помощник генерального директора по спецвопросам – начальник штаба |
1 |
12–14 |
12–14 |
||||||||||
обороны и чрезвычайных ситуаций |
||||||||||||||
ВСЕГО за штаб: |
1 |
12–14 |
||||||||||||
Служба охраны труда |
Инженер по охране труда, окружающей среды и технике безопасности |
1 |
12–14 |
12–14 |
||||||||||
Окончание таблица 2 | ||||||||||||||
ВСЕГО за службу: |
1 |
12–14 |
||||||||||||
Ремонтно-эксплуатационный отдел |
Начальник отдела |
1 |
14–16 |
14–16 |
||||||||||
ВСЕГО за отдел: |
1 |
14–16 |
||||||||||||
Цех питания |
Начальник цеха |
1 |
16–18 |
16–18 |
||||||||||
ВСЕГО за цех: |
1 |
16–18 |
||||||||||||
ВСЕГО за заводоуправление: |
11 |
152–188 |