Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:57, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является анализ прибыли и рентабельности в организации ГУП «Учалинская городская типография» и разработка мероприятий по оптимизации прибыли организации.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
- дать характеристику деятельности, имущества и источников средств организации
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации
5
1.1. Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации 5
1.2. Методика анализа прибыли организации 15
1.3. Методика анализа рентабельности организации 22
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли ГУП УГТ 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации 31
2.2. Анализ формирования и использования прибыли 46
2.3. Анализ рентабельности ГУП УГТ 51
Глава 3. Совершенствование формирования и использования прибыли ГУП УГТ 58
3.1. Мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли 58
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Таки образом, на основании табл. 5, в 2011 году рост цен значительно превысил, чем рост в 2010 году.
Так плакат (А2, 4+0, 200г/м2, мелов.) поднялся в цене на 1,24 тыс.руб. так как его стоимость сохранялась на протяжении двух лет.
Цена на календари карманные (70х100 мм, 4+4, бумага 300г/м2) выросли на 0,68 тыс.руб., бланк (А4,4+0,80 г/м2, офс) на 0,56 тыс.руб.
Так же появилась новая номенклатура – Листовка (А4,4+0,150 г/м2, мелов.), цена которых составила 4,9 тыс.руб.
Рассмотрим на рис.8 динамику цен в разрезе годов и наименований.
На рис.8. видно, что рост цен в 2010 году на основные виды продукции проходит плавно, почти незаметно, и в 2011 году рост цен очевиден.
В целом исследование ГУП «Учалинская городская типография» по экономическим показателям за 2009-2011 гг. показало, в 2010 году в посткризисный период у организации снизилась выручка от реализации и себестоимость продаж.
Однако производительность труда в 2010 г. возросла по сравнению с 2009г. Это говорит о том, что сокращение численности мало повлияло на снижение выручки от реализации.
Прибыль имеет свойства сохранять свой рост. Этому способствует правильное управление себестоимостью организации, увеличение которой могло повлиять на размер прибыли.
В результате роста прибыли, увеличивается рентабельность продаж.
Положительным моментом является увеличение оборачиваемости оборотных средств, что говорит об увеличении эффективности производства. При замедлении оборачиваемости оборотных средств, происходит дополнительное привлечение (вовлечение) их в оборот.
Необходимо проведение анализа для выявления резервов дополнительного увеличения суммы прибыли для привлечения оборотных средств является актуальным для ГУП «Учалинская городская типография».
2.2. Анализ формирования и использования прибыли
В процессе анализа финансовых результатов организацией ГУП «Учалинская городская типография» используются следующие показатели прибыли: прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, чистая прибыль. Структура формирования прибыли организации ГУП «Учалинская городская типография» представлена в табл.6.
По данным табл.6 в 2010 г. по сравнению с 2009 годом объем выручки от реализации снизился на 2805 тыс.руб.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем выручки от реализации увеличился на 5008 тыс.руб. Прибыль от продаж с каждым годом растет: в 2010г. на 268 тыс.руб. и в 2011 г. 2448 тыс.руб.
Основными факторами, повлиявшими на рост прибыли от продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом, являются: рост цен на реализованную продукцию; изменение структуры реализации.
Таблица 6
Анализ формирования прибыли ГУП «Учалинская городская типография» за 2009-2011 г.г.
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение (+,-) |
Темп изменений, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010г. |
2011 г. |
2010г. к 2009г |
2011г к 2010г | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (В), тыс.руб. |
60182 |
57377 |
62385 |
-2805 |
5008 |
95,3 |
108,7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С), тыс.руб. |
55355 |
52282 |
54842 |
-3073 |
2560 |
94,4 |
104,9 |
Валовая прибыль, тыс.руб. (Пп) |
4 827 |
5 095 |
7 543 |
268 |
2 448 |
105,6 |
148 |
Прочие расходы (ПрР), тыс.руб. |
15,9 |
17,1 |
20,5 |
1,2 |
3,4 |
107,5 |
119,9 |
Прибыль (убыток) до налогообложения (ПБ), тыс.руб. |
4 811 |
5 077 |
7 523 |
266,8 |
2444,6 |
105,5 |
148,1 |
Налог на прибыль (н/п), тыс.руб. |
1154 |
1015 |
1505 |
53,2 |
489,2 |
105,5 |
148,2 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (ПЧ), тыс.руб. |
3657 |
4062 |
6018 |
213,0 |
1956,0 |
105,5 |
148,2 |
Всего доходов, (Д), тыс.руб. |
60 182 |
57 377 |
62 385 |
-2805,0 |
5008,0 |
95,3 |
108,7 |
Всего расходов, (Р), тыс.руб. |
55 371 |
52 299 |
54 863 |
-3072,0 |
2564,0 |
94,5 |
104,9 |
Коэффициент соотношения доходов и расходов, % |
1,09 |
1,1 |
1,14 |
0,010 |
0,040 |
100,9 |
103,6 |
Уровень себестоимости в выручке, % |
0,92 |
0,91 |
0,88 |
-0,010 |
-0,030 |
98,9 |
96,7 |
Уровень чистой прибыли в выручке, % |
0,064 |
0,067 |
0,092 |
0,003 |
0,024 |
105,2 |
136,3 |
Увеличение прочих расходов (расходы на кассовое обслуживание расчетного счета в банке) в 2010г. по сравнению с 2009 г. произошло на 1,2 тыс.руб. и в 2011г. на 3,4 тыс.руб.
Прибыль до налогообложения в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 266,8 тыс. руб. и составила 5078 тыс. руб., что на 105,5% больше чем за 2009 год. В 2011 году по сравнению с 2010 г. прибыль до налогообложения увеличилась на 2444,6 тыс. руб. и составила 7523 тыс. руб., что 48,1% больше чем за 2010 год.
После начисления налога на прибыль в размере 20% и иных обязательных платежей, чистая (нераспределенная) прибыль в 2010 году увеличилась и составила 3849 тыс. руб. что выше на 213 тыс.руб. чем в 2009г., в 2011 году чистая (нераспределенная) прибыль составила 6018 тыс. руб., что больше чем в 2010 году на 1956 тыс.руб.
Проведем факторный анализ прибыли, полученной ГУП «Учалинская городская типография» в 2008-2011 г.г., основываясь на табл. 7.
Таблица 7
Показатели для факторного анализа прибыли
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011год |
Выручка продажи, продукции ,тыс.руб. Np |
60182 |
57377 |
62385 |
Себестоимость реализации продукции тыс.руб. |
55355 |
52282 |
54842 |
Валовая прибыль, тыс.руб. Рр |
4827 |
5095 |
7543 |
Объем реализации по общему количеству выпуска продукции, тыс.шт. Q |
8359 |
7860 |
8385 |
Средняя себестоимость продукции за 1 тыс. шт., тыс.руб. С |
6,62 |
6,65 |
6,54 |
Средняя цена продукции за 1тыс.шт, тыс. руб. р |
7,20 |
7,30 |
7,44 |
Оценка финансовых результатов деятельности организации подразумевает:
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции, в котором взяты для расчета данные по общему количеству проданной продукции из табл.7:
- средних цен реализации:
- средней себестоимости продукции:
Балансовая увязка: -289,4+786+(-228,6)=268 тыс.руб.
Результаты расчетов показали, что рост прибыль в 2010 году произошел в основном за счет увеличения среднереализационных цен на продукцию 786 тыс.руб. Уменьшение объема реализации способствовало снижению суммы прибыли на 289,4 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 228,6 тыс.руб.
В 2011 году произошло увеличение прибыли на 2448 тыс.руб. Определим какие факторы на это повлияли.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции:
- средних цен реализации:
- средняя себестоимости продукции:
Балансовая увязка:341,25 +1173,9+932,85=2448 тыс.руб.
Из расчетов видно, что все показатели повлияли положительно на рост прибыли: увеличение объема реализации дало рост прибыли на 341,25 тыс.руб., поднятие средних цен повлияло на рост прибыли на 1173,9, и снижение себестоимости продукции в 2011 году на повышение прибыли на 932,85 тыс.руб.
Цель организации в дальнейшем продолжать увеличивать объем продаж за счет увеличение ассортимента и средней цены на товар. Прибыль от реализации продукции менялась также из-за своих составляющих. Так рост выручки от реализации и себестоимости продукции в 2010 году привел к уменьшению прибыли, а средние цены реализации увеличивают ее. В 2011 году темпы роста всех показателей, кроме средней себестоимости, привел к росту валовой прибыли. Каждый год необходимо выполнять задание по внедрению новой продукции, что ведет к увеличению объема и соответственно к получению дополнительного дохода, а значит и прибыли.
Выполнение данных предложений приведет организацию к увеличению прибыли.
2.3. Анализ рентабельности ГУП «Учалинская городская типография»
Характеристика показателей прибыльности организации будет неполной без факторного анализа рентабельности.
В работе проанализированы три показателя рентабельности:
- рентабельность
- рентабельность реализованной продукции;
- рентабельность продаж (оборота).
Показатели рентабельности приведены в табл. 8.
Таблица 8
Показатели рентабельности ГУП «Учалинская городская типография» за 2009-2011 г.г.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонение | |
В 2010г. |
в 2011 г. | ||||
Выручка от продаж, тыс.руб. Np |
60182 |
57377 |
62385 |
-2805 |
5008 |
Себестоимость реализации продукции (затраты на производство и реализацию продукции), тыс.руб. СРП |
55355 |
52282 |
54842 |
-3073 |
2560 |
Валовая прибыль, тыс.руб. Рр |
4827 |
5095 |
7543 |
268 |
2448 |
Чистая прибыль, тыс.руб. ЧП |
3849 |
4062 |
6018 |
213 |
1956 |
Рентабельность производственной деятельности (%) RЧП |
6,95 |
7,77 |
10,97 |
0,82 |
3,20 |
Рентабельность реализованной продукции (%) RРП |
8,72 |
9,75 |
13,75 |
1,03 |
4,01 |
Рентабельность продаж (%) RП |
8,02 |
8,88 |
12,09 |
0,86 |
3,21 |