Совершенствование формирования и использования прибыли в организации (на примере предприятия: ГУП «Учалинская городская типография»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является анализ прибыли и рентабельности в организации ГУП «Учалинская городская типография» и разработка мероприятий по оптимизации прибыли организации.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
- дать характеристику деятельности, имущества и источников средств организации

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации
5
1.1. Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации 5
1.2. Методика анализа прибыли организации 15
1.3. Методика анализа рентабельности организации 22
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли ГУП УГТ 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации 31
2.2. Анализ формирования и использования прибыли 46
2.3. Анализ рентабельности ГУП УГТ 51
Глава 3. Совершенствование формирования и использования прибыли ГУП УГТ 58
3.1. Мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли 58
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

Аллаярова г.Учалы.doc

— 768.50 Кб (Скачать файл)

Таки образом, на основании табл. 5, в 2011 году рост цен значительно превысил, чем рост в 2010 году.

Так плакат (А2, 4+0, 200г/м2, мелов.) поднялся в цене на 1,24 тыс.руб. так как его стоимость сохранялась на протяжении двух лет.

Цена на календари карманные (70х100 мм, 4+4, бумага 300г/м2) выросли на 0,68 тыс.руб., бланк (А4,4+0,80 г/м2, офс) на 0,56 тыс.руб.

Так же появилась новая номенклатура – Листовка (А4,4+0,150 г/м2, мелов.), цена которых составила 4,9 тыс.руб.

 Рассмотрим на рис.8 динамику цен в разрезе годов и наименований.

На рис.8. видно, что рост цен в 2010 году на основные виды продукции проходит плавно, почти незаметно, и в 2011 году рост цен очевиден.

 

Рис.8. Динамика цен на продукцию за 2008-2010 годы

 

В целом исследование ГУП «Учалинская городская типография» по экономическим показателям за 2009-2011 гг. показало, в 2010 году в посткризисный период у организации снизилась выручка от реализации и себестоимость продаж.

Однако производительность труда в 2010 г. возросла по сравнению с 2009г. Это говорит о том, что сокращение численности мало повлияло на снижение выручки от реализации.

Прибыль имеет свойства сохранять свой рост. Этому способствует правильное управление себестоимостью организации, увеличение которой могло повлиять на размер прибыли.

В результате роста прибыли, увеличивается рентабельность продаж.

Положительным моментом является увеличение оборачиваемости оборотных средств, что говорит об увеличении эффективности производства. При замедлении оборачиваемости оборотных средств, происходит дополнительное привлечение (вовлечение) их в оборот. 

Необходимо проведение анализа для выявления резервов дополнительного увеличения суммы прибыли для привлечения оборотных средств является актуальным для ГУП «Учалинская городская типография».

 

2.2. Анализ формирования  и использования прибыли

 

В процессе анализа финансовых результатов организацией ГУП «Учалинская городская типография» используются следующие показатели прибыли: прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, чистая прибыль. Структура формирования прибыли организации ГУП «Учалинская городская типография» представлена в табл.6.

По данным табл.6 в 2010 г. по сравнению с 2009 годом объем выручки от реализации снизился на 2805 тыс.руб.

 В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем выручки от реализации увеличился на 5008 тыс.руб. Прибыль от продаж с каждым годом растет: в 2010г. на 268 тыс.руб. и  в 2011 г. 2448 тыс.руб.

Основными факторами, повлиявшими на рост прибыли от продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом, являются: рост цен на реализованную продукцию; изменение структуры реализации.

 

 

Таблица 6

Анализ формирования прибыли ГУП «Учалинская городская типография» за 2009-2011 г.г.

Наименование показателя

Годы

Отклонение (+,-)

Темп изменений, %

2009

2010

2011

2010г.

2011 г.

2010г. к 2009г

2011г к 2010г

Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (В), тыс.руб.

60182

57377

62385

-2805

5008

95,3

108,7

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С), тыс.руб.

55355

52282

54842

-3073

2560

94,4

104,9

Валовая прибыль, тыс.руб. (Пп)

4 827

5 095

7 543

268

2 448

105,6

148

Прочие расходы (ПрР), тыс.руб.

15,9

17,1

20,5

1,2

3,4

107,5

119,9

Прибыль (убыток) до налогообложения (ПБ), тыс.руб.

4 811

5 077

7 523

266,8

2444,6

105,5

148,1

Налог на прибыль (н/п), тыс.руб.

1154

1015

1505

53,2

489,2

105,5

148,2

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (ПЧ), тыс.руб.

3657

4062

6018

213,0

1956,0

105,5

148,2

Всего доходов, (Д), тыс.руб.

60 182

57 377

62 385

-2805,0

5008,0

95,3

108,7

Всего расходов, (Р), тыс.руб.

55 371

52 299

54 863

-3072,0

2564,0

94,5

104,9

Коэффициент соотношения доходов и расходов, %

1,09

1,1

1,14

0,010

0,040

100,9

103,6

Уровень себестоимости в выручке, %

0,92

0,91

0,88

-0,010

-0,030

98,9

96,7

Уровень чистой прибыли в выручке, %

0,064

0,067

0,092

0,003

0,024

105,2

136,3


Увеличение прочих расходов (расходы на кассовое обслуживание расчетного счета в банке) в 2010г. по сравнению с 2009 г. произошло на 1,2 тыс.руб. и в 2011г. на 3,4 тыс.руб.

Прибыль до налогообложения в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 266,8 тыс. руб. и составила 5078 тыс. руб., что на 105,5% больше чем за 2009 год. В 2011 году по сравнению с 2010 г. прибыль до налогообложения увеличилась на 2444,6 тыс. руб. и составила 7523 тыс. руб., что 48,1% больше чем за 2010 год.

После начисления налога на прибыль в размере 20% и иных обязательных платежей, чистая (нераспределенная) прибыль в 2010 году увеличилась и составила 3849 тыс. руб. что выше на 213 тыс.руб. чем в 2009г., в 2011 году чистая (нераспределенная) прибыль составила 6018 тыс. руб., что больше чем в 2010 году на 1956 тыс.руб.

Проведем факторный анализ прибыли, полученной ГУП «Учалинская городская типография» в 2008-2011 г.г., основываясь на табл. 7.

Таблица 7

Показатели для факторного анализа прибыли

Показатель

2009 год

2010 год

2011год

Выручка продажи, продукции ,тыс.руб.  Np

60182

57377

62385

Себестоимость реализации продукции тыс.руб.

55355

52282

54842

Валовая прибыль, тыс.руб. Рр

4827

5095

7543

Объем реализации по общему количеству выпуска продукции, тыс.шт. Q

8359

7860

8385

Средняя себестоимость продукции за 1 тыс. шт., тыс.руб. С

6,62

6,65

6,54

Средняя цена продукции за 1тыс.шт, тыс. руб.   р

7,20

7,30

7,44


Оценка финансовых результатов деятельности организации подразумевает:

  • исследование изменений каждого показателя за анализируемый период (горизонтальный анализ);
  • исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
  • изучение динамики (трендовый анализ);
  • исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
  1. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках, именно эти показатели положены в основу расчетов табл. 5, показывает, что за анализируемый период с 2009 по 2011 год по всем статьям отчета наблюдается положительная динамика. Абсолютное отклонение чистой прибыли в 2011 от 2010 года составило + 1956 тыс. руб. Абсолютное отклонение валовой прибыли +2447 тыс. руб. Абсолютное отклонение выручки от продаж + 5008 тыс. руб.
  1. Вертикальный анализ отчета (анализ структуры) имеет особенности, так как предметом оценки является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и убытки. За 100% принимается выручка от продаж.
  2. Проследим, какие из факторов в 2010 году повлияли на рост валовой прибыли, которая выросла на 268 тыс.руб.

Изменение суммы прибыли за счет:

- объема реализации продукции, в котором взяты для расчета данные по общему количеству проданной продукции из табл.7:

 

 

- средних цен реализации:

 

 

- средней себестоимости продукции:

 

 

Балансовая увязка: -289,4+786+(-228,6)=268 тыс.руб.

 

Результаты расчетов показали, что рост прибыль в 2010 году произошел в основном за счет увеличения среднереализационных цен на продукцию 786 тыс.руб. Уменьшение объема реализации способствовало снижению суммы прибыли на 289,4 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 228,6 тыс.руб.

В 2011 году произошло увеличение прибыли на 2448 тыс.руб. Определим какие факторы на это повлияли.

Изменение суммы прибыли за счет:

- объема реализации продукции:

 

        

 

- средних цен реализации:

 

- средняя себестоимости продукции:

 

 

Балансовая увязка:341,25 +1173,9+932,85=2448 тыс.руб.

 

Из расчетов видно, что все показатели повлияли положительно на рост прибыли: увеличение объема реализации дало рост прибыли на 341,25 тыс.руб., поднятие средних цен повлияло на рост прибыли на 1173,9, и снижение себестоимости продукции в 2011 году на повышение прибыли на 932,85 тыс.руб.

Цель организации в дальнейшем продолжать увеличивать объем продаж за счет увеличение ассортимента и средней цены на товар. Прибыль от реализации продукции менялась также из-за своих составляющих. Так рост выручки от реализации и себестоимости продукции в 2010 году привел к уменьшению прибыли, а средние цены реализации увеличивают ее. В 2011 году темпы роста всех показателей, кроме средней себестоимости, привел к росту валовой прибыли. Каждый год необходимо выполнять задание по внедрению новой продукции, что ведет к увеличению объема и соответственно к получению дополнительного дохода, а значит и прибыли.

Выполнение данных предложений приведет организацию к увеличению прибыли.

 

2.3. Анализ рентабельности ГУП «Учалинская городская типография»

 

Характеристика показателей прибыльности организации будет неполной без факторного анализа рентабельности.

В работе проанализированы три показателя рентабельности:

- рентабельность производственной  деятельности;

- рентабельность реализованной  продукции;

- рентабельность продаж (оборота).

Показатели рентабельности приведены в табл. 8.

Таблица 8

Показатели рентабельности ГУП «Учалинская городская типография» за 2009-2011 г.г.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение

В 2010г.

в 2011 г.

Выручка от продаж, тыс.руб. Np

60182

57377

62385

-2805

5008

Себестоимость реализации продукции (затраты на производство и реализацию продукции), тыс.руб. СРП

55355

52282

54842

-3073

2560

Валовая прибыль, тыс.руб. Рр

4827

5095

7543

268

2448

Чистая прибыль, тыс.руб. ЧП

3849

4062

6018

213

1956

Рентабельность производственной деятельности (%) RЧП

6,95

7,77

10,97

0,82

3,20

Рентабельность реализованной продукции (%) RРП

8,72

9,75

13,75

1,03

4,01

Рентабельность продаж (%) RП

8,02

8,88

12,09

0,86

3,21

Информация о работе Совершенствование формирования и использования прибыли в организации (на примере предприятия: ГУП «Учалинская городская типография»)