Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:57, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является анализ прибыли и рентабельности в организации ГУП «Учалинская городская типография» и разработка мероприятий по оптимизации прибыли организации.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
- дать характеристику деятельности, имущества и источников средств организации
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации
5
1.1. Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации 5
1.2. Методика анализа прибыли организации 15
1.3. Методика анализа рентабельности организации 22
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли ГУП УГТ 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации 31
2.2. Анализ формирования и использования прибыли 46
2.3. Анализ рентабельности ГУП УГТ 51
Глава 3. Совершенствование формирования и использования прибыли ГУП УГТ 58
3.1. Мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли 58
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67
В типографии существует ряд подразделений, обеспечивающих основное производство.
Весь технологический процесс по изготовлению печатной продукции осуществляется в трех основных цехах:
- цехе подготовки печатных форм,
- печатном цехе,
- переплетном цехе.
В настоящий момент в цехе подготовки печатных форм используется электронное оборудование на базе настольных издательских систем, фотонаборное оборудование; внедрена технология цветоделения и получения фотоформ ч\б и многокрасочных иллюстраций.
Основными специалистами данного цеха являются:
- фотограф,
- ретушер,
- монтажист,
- гравер,
- копировщик,
- оператор фотонаборных автоматов,
- оператор
электронных гравировальных
- оператор на ПВЭМ.
В печатном цехе используются печатные машины для черно-белой, двух- и четырехкрасочной печати. Применяются цифровые технологии печати, современные компьютеры и сканеры.
Основные специалисты:
- печатники,
- машинист фальцмашины,
- контролер п/ф,
- машинист резальной машины,
- оператор,
Переплетный цех имеет два производственных потока. Несмотря на фактический износ оборудования, обе линии находятся в хорошем состоянии и позволяют выпускать продукцию на высоком полиграфическом уровне. Также здесь установлены: позолотный пресс, крышкоделательные машины, ниткошвейные автоматы, приклеенные машины, автоматическая линия по изготовлению книг, машина по упаковке книг.
Основные специалисты:
- мастер,
- машинисты (резальной, крышко-делательной, ниткошвейной и листоподборочной машин),
- брошюровщик,
- упаковщик,
- печатник-тиснильщик,
- переплетчик.
В производственной структуре предприятия также необходимо выделить цеха вспомогательного производства, к ним относятся: ремонтно-механический цех, сектор подготовки материалов, отдел снабжения, склад готовой продукции.
Это зачем???? Я не помню, чтобы раньше это было. Убирайте! Это не имеет отношения к вашей теме.
На рис.4 в соответствии со штатным расписанием отражена структура управления предприятием.
Организационная структура ГУП «Учалинская городская типография» обуславливается линейностью структуры, это означает, что еще преобладают и линейные связи, несмотря на незначительное преобладание в структуре функциональных связей.
Структура управления ГУП «Учалинская городская типография» очень сложна, это связано, прежде всего, с номенклатурой выпускаемой продукции предприятия. Такая структура предполагает большую численность аппарата управления.
Рис. 4. Организационная структура управления ГУП «Учалинская городская типография»
В рамках данного раздела проводим оценку характера функционирования структуры управления ГУП «Учалинская городская типография».
В структуре управления ГУП «Учалинская городская типография» линейные звенья – это отделы, входящие в состав предприятия.
Функциональные звенья – это заместители руководителя, руководители отделов, специалисты, которые призваны помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Достоинства данной структуры заключаются в том, что руководители отделов, командиры среднего звена освобождены от многих вопросов, связанных с планированием, материально- техническим обеспечением и так далее, построение связей «руководитель- подчиненный», при которых, каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостаток структуры заключается в том, что отсутствуют тесные взаимосвязи и взаимодействия между отдельными структурными подразделениями. Каждое подразделение заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели предприятия.
Высшим органом управления предприятия ГУП «Учалинская городская типография» является руководитель (директор), которому подчиняются все структурные звенья.
Каждый работник работает на основании своих должностных обязанностей. Рассмотрим должностные обязанности на примере экономиста (приложение 4).
В должностной инструкции экономиста прописаны общие положения, должностные обязанности, права и ответственности, а так же режим работы и право подписи экономиста.
Экономист исполняет следующие должностные обязанности:
1. Выполняет расчеты по затратам - материальным, трудовым и финансовым, которые необходимы для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.
2. Выполняет работу, связанной с осуществлением экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой, осуществляет освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
3. Участвует:
- в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведения работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации;
- в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства;
- в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, которые решаются при помощи вычислительной техники.
4. Определяет возможность
использования готовых
5. Осуществляет подготовку
исходных данных для
6. Анализирует с экономической точки зрения хозяйственную деятельность предприятия и его подразделений и др. Убирайте!!!!!!!! Вы для чего натолкали этот материал. Кто вас надоумил. Я ведь написала, что работа в основном готова. Приводите все в нормальный вид.
Основываясь на данных бухгалтерской отчетности, т.е бухгалтерского баланса (приложение 2) и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 3), охарактеризуем основные технико-экономические показатели ГУП «Учалинская городская типография» табл.3.
Анализируя технико-экономические показатели ГУП «Учалинская городская типография» в табл.2, можно определить, что реализация продукции и услуг в 2010 г. снизилась на 2805, тыс.руб., что характерно для этого года, так как в стране складывалась посткризисная ситуация. В 2011 г. выручка от реализации возросла на 5008 тыс.руб.
В результате снижения реализации в 2010 г. себестоимость продукции так же сократилась на 3073 тыс.руб. и возросла в 2011г. на 2560 тыс.руб. или на 4,9%.
Если рассматривать прибыль от продаж, то она с каждым годом растет: на 268 тыс.руб. в 2010 г. и на 2448 тыс.руб. в 2011г., или на 48%. Рост прибыли говорит о правильной политике организации в области ведения расходов связанных с производством продукции и услуг.
Таблица 3
Динамика технико-экономических показателей ГУП «Учалинская городская типография» за 2009-2011 г.г.
Наименование показателя |
Значение показателя |
Абсолютное изменение |
Темп роста относительно предыдущего | ||||
2009 г. |
2010г. |
2011 г. | |||||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
Выручка от реализации, тыс.руб. |
60182 |
57377 |
62385 |
-2805 |
5008 |
95,3 |
108,7 |
Себестоимость, тыс.руб. |
55355 |
52282 |
54842 |
-3073 |
2560 |
94,4 |
104,9 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
4827 |
5095 |
7543 |
268 |
2448 |
105,6 |
148 |
Численность работников, чел. |
78 |
52 |
66 |
-26 |
14 |
66,7 |
126,9 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
5117 |
5224 |
5504 |
107 |
280 |
102,1 |
105,4 |
Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс.руб. |
24032 |
23871 |
24645 |
-161 |
774 |
99,3 |
103,2 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
771,6 |
1103,4 |
945,2 |
331,8 |
158,2 |
143,0 |
85,7 |
Фондоотдача на 1 руб. ОФ, руб./руб. |
11,8 |
11,0 |
11,3 |
-0,8 |
0,4 |
93,4 |
103,2 |
Коэффициент оборачиваемости |
2,5 |
2,4 |
2,53 |
-0,1 |
0,13 |
96 |
105,4 |
Рентабельность продаж, %. |
8,0 |
8,9 |
12,1 |
0,9 |
3,2 |
110,7 |
136,2 |
В результате кризисного положения ГУП «Учалинская городская типография» численность работников в 2010 г. сократилась на 26 чел. Однако в 2011 г. численность опять растет на 14 чел., чуть больше половины сокращенной в 2010 г.
Среднегодовая стоимость основных фондов с каждым годом растет в результате обновления производственных основных средств: на 107 тыс.руб. в 2010 г. и на 280 тыс.руб. в 2011 г.
Фондоотдача снижается в 2010 г. на 0,8 руб. в результате снижения выручки и ростом основных средств, и в 2011 г. увеличивается на 0,4 руб. каждой реализованной единицы продукции. Фондоотдача показывает отдачу (объем реализованной продукции) на единицу вложенных средств в основные фонды. Чем эффективнее работает организация – тем больше показатель фондоотдачи. То есть в 2010 году произошел необоснованный рост основных средств на 107 тыс.руб. по сравнению с уменьшением выручки от реализации на 2805 тыс.руб., что снизило эффективность производства в организации.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2010 г. снизился на -0,1. Таким образом, снизив оборачиваемость оборотных средств, мы снижаем реализацию продукции, что повлияет отрицательно на эффективности нашего производства. В 2011 г. этот показатель увеличился на 0,13 по сравнению с 2009г. и составил 2,53 оборотов от момента покупки материала до продажи готовой продукции.
Положительным моментом является увеличение рентабельности продаж: в 2010г. на 0,9% и в 2011г. на 3,2%. То есть возрастает доля прибыли в каждом реализованном рубле.
На рис. 6 представлена динамика основных показателей: выручка от реализации и себестоимость продукции за 2009-2011 г.г. ГУП «Учалинская городская типография».
Рис. 6. Динамика стоимости основных фондов и фондоотдачи
Проанализируем структуру продажи продукции в общей выручки организации в табл.4.
Таблица 4
Удельный вес в реализации Структура отдельных видов продукции за 2009-2011 годы
Наименование изделия |
Выручка от реализация, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
Отклонение по уд.весу, % | |||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2010 от 2009 |
2011 от 2010 | |
Листовка (А4,4+0,150 г/м2, мелов.) |
25 147 |
25 845 |
26 189 |
41,8 |
45,0 |
42,0 |
3,3 |
-3,1 |
Бланк (А4,4+0,80 г/м2, офс) |
18 117 |
18 706 |
18 453 |
30,1 |
32,6 |
29,6 |
2,5 |
-3,0 |
Плакат (А2, 4+0, 200г/м2, мелов.) |
9 114 |
5 781 |
10 342 |
15,1 |
10,1 |
16,6 |
-5,1 |
6,5 |
Буклет (А4,4+4,150 г/м2, мелов., 2 фальца) |
3 870 |
3 363 |
3 422 |
6,4 |
5,9 |
5,5 |
-0,6 |
-0,4 |
Календарь карманный (70х100 мм, 4+4, бумага 300г/м2) |
2 143 |
2 157 |
2 531 |
3,6 |
3,8 |
4,1 |
0,2 |
0,3 |
Прочие услуги |
1 791 |
1 525 |
1 448 |
3,0 |
2,7 |
2,3 |
-0,3 |
-0,3 |
Итого |
60182 |
57377 |
62385 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
Из проведенного расчета видно, что уд.вес листовок возрос в 2010г. на 3,3%, не зависимо от того, что общая выручка от продажи снижается. В 2011г. уд.вес листовок снижается на 3,1%, в результате резкого роста уд.веса продажи плакатов на 6,5%. Уд.вес бланков также возрос в 2010г. на 2,5% и в 2011 г. снизился на 3%, в виду роста продажи плакатов.
Продажа буклетов с каждым годом снижается, в результате идет снижение и уд.веса на 0,6% в 2010г. и на 0,4% в 2011г.
Карманные календари в общей реализации занимают 3,6% в 2009г., 3,8 % в 2010г. и 4,1% в 2011г. Рост удельного веса происходит с каждым годом на 0,2% в 2010г. и 0,3% в 2011г. Это происходит в результате освоения новой технологии печатания календарей с ярко-красочными рисунками.
Уд.вес прочих услуг идет на снижение так как сюда входят услуги по ксерокопированию, которые стали оказывать во многих розничных точках города.
На рис. 7 рассмотрим структуру продукции в общей реализации.
Как видно на рис.7 наибольший уд.вес от продажи имеют листовки и бланки, которые за три года держатся в основном на уровне предыдущего года. Заметен рост удельного веса буклетов в 2011году. Рост календарей просматривается каждый год. Оказание прочих услуг с каждым годом снижается.
Проанализируем уровень цен на реализацию с индексом цен 101% в декабре 2010г. в разрезе наименований основных видов продукции в табл.5.
Таблица 5
Динамика цен на продукцию за 2009-2011 годы по ГУП «Учалинская городская типография» (цена за 500 шт.)
Наименование изделия |
Цена, тыс.руб. |
Отклонение, тыс.руб. | |||||
2009 |
проиндексированная |
2010 |
проиндексированная |
2011 |
от 2009 года (проиндексированные) |
от 2010 года (проиндексированные) | |
Листовка (А4,4+0,150 г/м2, мелов.) |
- |
- |
4,9 |
- |
- | ||
Бланк (А4,4+0,80 г/м2, офс) |
3,8 |
3,84 |
3,9 |
3,94 |
4,5 |
0,1 |
0,56 |
Плакат (А2, 4+0, 200г/м2, мелов.) |
15,7 |
15,86 |
15,7 |
15,86 |
17,1 |
- |
1,24 |
Буклет (А4,4+4,150 г/м2, мелов., 2 фальца) |
7,1 |
7,17 |
7,2 |
7,27 |
7,9 |
0,1 |
0,63 |
Календарь карманный (70х100 мм, 4+4, бумага 300г/м2) |
2 |
2,02 |
2,1 |
2,12 |
2,8 |
0,1 |
0,68 |
Средняя цена |
7,20 |
7,30 |
7,44 |