Сущность бюджета для эффективного функционирования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_сущность_бюджета_29.12.docx

— 95.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5

    1. Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
    2. Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
    3. Бюджетная система Российской Федерации……………………………10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13

2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13

2.2 Анализ  доходов федерального бюджета…………………………………..15

2.3. Анализ  расходов федерального бюджета…………………………………21

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27

3.1. Проблемы и перспективы развития  бюджетной политики России……..27

3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29

3.3.Пути совершенствования  бюджетной политики Российской  Федерации.32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главенствующую  роль в бюджетном процессе Российской Федерации занимает федеральный  бюджет, с помощью которого реализуются  расходные обязательства государства. Для исполнения законодательно закрепленных за государством функций, необходимо иметь соответствующую материальную базу, которая формируется в доходной части бюджета в форме поступлений денежных средств. Чем больше средств поступит в качестве доходов федерального бюджета, тем больше средств государство сможет использовать на осуществление своих обязательств. Существенное значение для повышения качества бюджетной политики имеют изучение состава, структуры и динамики доходов и расходов бюджета. Изменение в структуре помогают определить соответствующие показатели в будущем, прогнозировать показатели экономического развития страны. Именно в этом заключается актуальность выбранной темы, ведь при отсутствии изучения структуры и динамики доходов и расходов бюджета, государство не сможет правильно планировать и выполнять свои расходные обязательства, что будет свидетельствовать о неэффективности бюджетной политики и системы страны, а значит и безрезультативности деятельности всего государства.

Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить  ряд задач:

  • рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
  • проанализировать выполняемые бюджетом функции;
  • изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
  • охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
  • проанализировать расходную часть федерального бюджета;
  • определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.

Объектом  исследования бюджетная система Российской Федерации.

Предмет исследования – состав и структура доходов и расходов федерального бюджета.

В курсовой работе решаются поставленные цели и  задачи, опираясь на общенаучные методы познания: обобщение и систематизация теоретических данных, наблюдение, анализ документов.

Структура работы обусловлена введением, основной частью и заключением.

Во введении определены цель, задачи, объект, предмет  исследования.

Основная  часть состоит из трех глав. В  первой главе раскрыто теоретическое  содержание понятий государственный  бюджет и выполняемых им функций; во второй главе рассмотрены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации, изучено влияние бюджета государства на развитие экономики; в третьей главе представлены перспективы дальнейшего развития бюджетной политики государства.

В заключении сформированы выводы по каждой из обозначенных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

    1. Зарождение и развитие теории практики бюджета государства

 

Зарождение  бюджета произошло еще на ранних стадиях общественного развития. Всю историю возникновения и  развития можно разделить на несколько  этапов.

Первый  этап – древний мир – начало средних веков. В этот период времени  бюджет рассматривается не как финансовая категория, а как система общественных отношений, связанная с мобилизацией доходов казну в виде материальных ценностей. Это было связано с  тем, что в эпоху рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, т.к. господствовали натуральные отношения.

Второй  этап (16 – начало 19 века) – переход понятия бюджета в разряд финансовых категорий и возникновение теории бюджета. Переход бюджета в разряд финансовой категории происходило постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Прототипом бюджета в средние века была смета королевских доходов и расходов. В это же время зарождается и теория бюджета.

В России первые из известных сочинений по финансовым вопросам появились во времена  царствования Грозного. Их автором  был Пересветов И.С. (16 в), который занимался вопросами разработки рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь.

В 17 веке  с созданием централизованного  государства, увеличением контактов  с зарубежными странами и зарождением  капиталистических отношений дальнейшее развитие получает теория бюджета. Особый интерес представляют работы Ю.Крижановича. Он разработал классификацию доходов государства, разделив их  на правильные и неправильные. При этом к неправильным доходам были отнесены доходы от кабаков, порчи монет, репрессий при взимании недоимок и т.д. Для обогащения государства он предлагал развивать земледелие, ремесло и государственное хозяйство.

В 18 веке наиболее видными экономистами были: И.Т.Посошков и В.Н.Татищев, которые предлагали установить для русских купцов льготные пошлины и высокие пошлины на привозные товары для поощрения развития промышленности и торговли в РФ и считали, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля.

Во второй половине 18 века появились первые определения бюджета, автором которых считается Десницкий С.В. Он же предложил создать единый централизованный финансовый орган, таким образом, в 1802 г. было образовано Министерство финансов РФ. Создание этого Министерства дало толчок к дальнейшему развитию теоретических исследований в области финансов. В 1810 году Сперанским М.М. был разработан план финансов или правила расходования государственных средств, согласно которому:

- все  расходы должны соответствовать  доходам, никакой расход не  может быть назначен прежде, чем  будет найден соразмерный ему  источник дохода;

- расходы  должны подразделяться по ведомствам, по степени нужды в них (необходимые,  полезные, избыточные, излишние и  бесполезные), по пространству (общегосударственные,  губернские, окружные, волостные, по  предмету назначения (обыкновенные  и чрезвычайные).

Третий  этап (конец 19 века – наши дни) –  дальнейшее развитие теории бюджета.

Конец 19 - начало 20 века характеризуется крупными преобразованиями: реформами Витте, аграрной реформой Столыпина, результатом которых была экономическая стабилизация общества.

После революции  1917 г. стала развиваться советская финансовая наука. В систему финансовой науки включаются: государственные доходы, государственные расходы, государственный кредит, натуральные повинности, формальный строй государственного хозяйства (бюджет, организация финансового хозяйства, контроль), финансы федеральных и местных союзов.

В этот период появились различные трактовки  понятия бюджета, оформилась структура  бюджетной системы, были сформулированы принципы построения бюджетной системы  и реализованы они на практики, ведет поиск оптимального распределения  доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной  системы.

Новый толчок бюджетному развитию дал переход  России к рыночной экономике и  формирование бюджета на основе в  основном налоговых поступлений, что  существенно отличается от бюджетной  системы СССР. Переход на среднесрочное  бюджетное планирование с дальнейшей перспективой внедрения долгосрочного  бюджетного планирования. Законодательно закреплены основы построения бюджетной  системы, принят Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

 

    1.  Понятие бюджета и функции

 

Целенаправленное  социальное и экономическое развитие страны обеспечивается созданием разнообразных  централизованных фондов, и в частности  общегосударственного фонда денежных средств государственного бюджета.

Бюджет  может рассматриваться с различных точек зрения.

Бюджет как экономическая  категория рассматривается как  основная форма планомерного образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Бюджет как правовая категория - это финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующими органами государственного власти. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Бюджет  как финансовая категория совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и физическими и юридическими лицами при образовании централизованного фонда при помощи налогов, а также при использовании централизованного бюджетного фонда.

В материальном понимании государственный бюджет - централизованный в рамках государственного и административно-территориального образования денежный фонд, находящийся  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти. Материальное содержание государственного бюджета не является неизменным, потому что объем денежных средств, концентрируемых  в нем, меняется, изменяются виды поступлений  в него и направления расходов, но экономическая сущность бюджета  постоянна. Она выражается в общественных отношениях, которые связаны с  концентрацией денежных средств  в федеральном и территориальных бюджетах и их использованием.

Специфика бюджетных отношений как части  финансовых отношений, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, состоит  в том, что они:

1) возникают  в распределительном процессе, обязательным  участником которого является  государство, будучи при этом  и прямым участником воспроизводственного  процесса;

2) связаны  с формированием и использованием  централизованных фондов денежных  средств, которые предназначены  для удовлетворения общегосударственных  потребностей, понимаемых как потребности  граждан и хозяйствующих субъектов  в государственных услугах [9, c.89].

Другими словами, посредством цифр бюджет говорит  людям о приоритетах государственной  экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства  могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе данные приоритеты отображают коллективную волю граждан, трактовка которой возложена на политических представителей народа [8, c.26].

Официальное понятие бюджета  приведено в БК РФ. Согласно БК РФ бюджет -  это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Однако  в БК РФ дано слишком узкое, общее  определение, которое характеризует  лишь одну сторону бюджета - как “форму образования и расходования денежных средств…”.

Так как  Россия, согласно Конституции, является федеративным правовым государством, то под бюджетом государства следует понимать бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации [10, c.14].

Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение целей  и задач государства.

Сущность  государственного бюджета, также как  и других экономических категорий, проявляется в выполняемых функциях.

Разные  экономисты выделяют различные функции  бюджета. Все экономисты сходятся в  том, что бюджет выполняет две  основные функции:

- распределительная (перераспределительная), т.е. перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики. С помощью распределительной функции происходит распределение средств между  производственной и непроизводственной сферой, между различными отраслями и территориями, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей;

Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства