Сущность бюджета для эффективного функционирования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_сущность_бюджета_29.12.docx

— 95.46 Кб (Скачать файл)

Решение данной проблемы основывается на достижении высоких темпов экономического роста, обеспечивающих создание новых рабочих  мест, повышение уровня доходов населения, увеличение финансовых возможностей государства.

Необходимо  формирование модели экономического роста, основанной на инновациях, частной  инициативе, создание эффективной системы  предоставления публичных услуг. Фундаментом  для формирования такой модели должна выступить долгосрочная сбалансированность и стабильность бюджетной системы  страны.

Кроме того, одним из путей решения данной проблемы является совершенствование  налогового законодательства, позволяющего создать эффективную систему  налогообложения, что позволит увеличить  объем денежных средств, поступающих  в бюджет.

Внедрение инноваций, модернизация экономики, обеспечение  притока инвестиций также позволят расширить возможности решения  задач, стоящих перед государством в социальной сфере. Необходимо добиться макроэкономической стабильности в  стране, обеспечить низкий уровень  инфляции, умеренную налоговую нагрузку. Все эти меры позволят России обрести  важнейшие конкурентные преимущества, которые обеспечат приток инвестиций, инноваций, стабилизацию экономики  страны.

Обеспечение обороноспособности и безопасности страны является также важнейшей  задачей, стоящей перед государством. Развитие социальной сферы, улучшение  качества жизни граждан возможно только при условии спокойной  политической обстановки в стране, в отсутствии военных конфликтов, угрозы террористических актов, стихийных  бедствий. Именно поэтому в состав основных задач, стоящих перед государством, входит техническое перевооружение Вооруженных Сил, повышение их боеготовности, борьба с терроризмом, создание высококвалифицированной  армии и др.

Важнейшим звеном в реализации целей бюджетной  политики государства является федеральный  бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджет  государства является основным звеном его финансовой системы, одним из важнейших инструментов проведения социально-экономической политики страны. Через показатели бюджета отражается содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода.

В процессе решения поставленных задач было выявлено, что бюджет – это форма  образования и использования  денежных ресурсов, предназначенных  для финансового обеспечения  деятельности государства. Наиболее полно  сущность бюджета раскрывается в  его функциях. Существует несколько  основных функций бюджета:

  • Распределительная функция;
  • Контрольная функция
  • Перераспределительная функция ВВП;
  • Регулирующая и стимулирующая функции;
  • Информационная функция;
  • Социальная функция.

Реализация вышеуказанных функций бюджета обеспечивается при помощи разрабатываемого государством бюджетного механизма, одной из составляющих которого является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов государства, его административно-территориальных  подразделений, а также самостоятельных  по отношению к бюджету учреждений и фондов, базирующаяся на экономических  отношениях и юридических нормах.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя три уровня:

1)федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2)бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3)местные  бюджеты.

Федеральный бюджет - это центральное звено  бюджетной системы Российской Федерации. Он является основным финансовым планом страны на текущий финансовый год  и разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, имеет  силу закона при исполнении.

 Федеральный  бюджет аккумулирует основную  массу денежных средств государства,  выступает в роли основного  инструмента перераспределения  части национального дохода и  валового внутреннего продукта. Кроме того, федеральный бюджет  служит для финансового обеспечения  деятельности государства и социально-экономической  политики. Средства федерального  бюджета являются важнейшим источником  финансирования структурной перестройки  экономики, развития приоритетных  направлений промышленности, освоения  новых технологий.

Денежные  средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение  реализации деятельности государственных  органов  в целях реализации ими  своих задач и функций, называются расходами федерального бюджета. В  целях бюджетного планирования, регулирования  и стандартизации расходов федерального бюджета, они отражаются в рамках единой бюджетной классификации  расходов бюджета.

Анализ  состава и структуры доходов  федерального бюджета показал, что наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов имеют доходы по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых, на динамику которых значительно повлиял мировой финансовый кризис 2008-2009гг. В 2008-2009 годах доходы по единому социальному налогу имели довольно-таки значительный удельный вес, однако с 1 января 2010 года этот налог был отменен.  Доля доходов по водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, регулярным платежам за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, а также от задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не велика и составляет примерно 1%.

Основную  часть неналоговых доходов, а  именно около 80%, составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, включающие в себя доходов от таможенных пошлин и сборов, а также прочие поступления. Наблюдается тенденция  по снижению поступлений от таможенных пошлин в связи с процессом вступления Российской Федерации в ВТО, а также в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества. Также заметен рост прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности. Остальные элементы составляют небольшую долю в структуре неналоговых доходов федерального бюджета за период 2008-2011г., поэтому сложно отследить их динамику и факторы, повлиявшие на него.

Анализ  состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг. показал, что основными направлениями  расходования бюджетных средств  являются общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, социальная политика, а также межбюджетные трансферты. Общая величина расходов федерального бюджета на протяжении рассматриваемого периода возросла на 3354,7 млрд. руб. Наибольшую долю в структуре расходов федерального бюджета составляют расходы на национальную экономику и на межбюджетные трансферты.

Рассмотрев  бюджетную политику РФ на современном  этапе, стало понятно, что государству  необходимо создать эффективную  структуру бюджетных расходов, которая  способствовала развитию экономики  страны, необходимо также усовершенствовать  систему межбюджетных отношений  в целях стимулирования государственных  органов к созданию условий для  предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Одним из важнейших направлений бюджетной  политики на современном этапе является увеличение благосостояния граждан  и улучшение качества их жизни, государству  необходимо предпринять ряд мер  для достижения этой цели (достижение высоких темпов экономического роста, формирование новой модели экономического роста, совершенствование налогового законодательства и др.). Основным инструментом реализации приоритетных направлений  бюджетной политики является федеральный  бюджет. Он способствует решению задач  в социальной сфере, задач, связанных  с достижением устойчивого послекризисного развития страны, с созданием условий для стабилизации и развития экономики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 12.11.2012) //ИПЦ «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» // ИПЦ «Консультант плюс».
  3. Федеральный закон от 3.10.2010 № 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» // ИПЦ «Консультант плюс».
  4. Федеральный закон от 7.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» // ИПЦ «Консультант плюс».
  5. Федеральный закон от 2.10.2012 № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год» // ИПЦ «Консультант плюс».
  6. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник / И.М. Александров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 495 с.
  7. Бюджет и бюджетная система: учебник / Университеты России; ред. Мст. П. Афанасьева.- М.: Издательство Юрайт, 2009. − 777 с.
  8. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / ред. Г.Б. Поляка. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. − 703 с.
  9. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие /А.М.Годин. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2005.  – 652 с.
  10. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / ред. О. Врублевской. − СПб.: Питер, 2008. −576 с.
  11. Бюджетное право: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика» / под ред. Г.Б. Поляка. − 8-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. − 311 с.
  12. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / ред. Г.Б. Поляка. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. − 375 с.
  13. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.С. Нешитой – 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. − 320 с.
  14. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник / А.С. Нешитой. − 6-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. − 576 с
  15. Николаева Т.П. Бюджетная система Российской Федерации: краткий курс лекций / Т.П. Николаева. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 237с.
  16. Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. − 407 с.
  17. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. − М., 2010. − 813 с.
  18. Финансы: учеб. / ред. Грязновой А.Г. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 504 с.
  19. Финансы: учеб. − 2-е изд., перераб. и доп. / ред. В.В. Ковалева. − М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. − 640 с.
  20. Финансы: учебник для бакалавров / ред. проф. М.В. Романовского. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. − 590 с.
  21. Министерство финансов Российской Федерации / Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://info.minfin.ru , свободный. – Загл. с экрана.
  22. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// http://президент.рф/acts/11779, свободный. – Загл. С экрана.



Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства