Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа
Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
Что касается динамики расходов, необходимо отметить снижение доли расходов на общегосударственные вопросы. В 2008 году данные расходы составляли 11,09% от общей суммы расходов, а в 2011 они снизились на 3,97%. Кроме того, отметилось существенное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2009 году по сравнению с 2008 (34,35%), однако в 2011 году доля данного раздела снизилась на 75,65% в сравнении с 2008 годом. Данное снижение может быть объяснено необходимостью отмеченных в Бюджетном Послании стратегических ориентиров – обеспечение социально-экономического развития РФ с учетом критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. В связи с этим отмечается увеличение доли раздела «Социальная политика» на 24,75% в общем объеме расходов (в 2008 году она составляла 3,88%, а в 2011 уже 28,63%). Это безусловно показывает осуществление деятельности государства, направленной на улучшение качества жизни населения, создание стабильной социально-экономической ситуации в стране, а также достижение макроэкономической сбалансированности и стабильности, что является основой функционирования экономики.
Таким образом, подводя итоги анализа состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг., можно сделать следующие выводы. Произошедший в 2008 году мировой финансовый кризис нанес большой ущерб экономике нашей страны. Существенно снизились многие макроэкономические показатели (такие как ВВП и др.), социально-экономическая ситуация в стране дестабилизировалась. Вследствие чего необходимо было увеличить расходы бюджета по всем разделам, в особенности по приоритетным направлениям, такие как национальная экономика, национальная оборона, межбюджетные трансферты и др. Государственные расходы являются одним из основных инструментов проведения бюджетной политики.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Проблемы и перспективы
В основу разработанной бюджетной политики на 2012 год и на среднесрочную перспективу положены стратегические цели развития страны, сформулированные Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации, Посланиях Президента РФ.
Основной задачей бюджета 2012 – 2014 годов является выход на траекторию устойчивого развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция
бюджетного планирования в
2) создание
в рамках переходного периода
предпосылок для введения, начиная
с 2015 года, правил использования
нефтегазовых доходов и
3) улучшение
условий жизни человека, адресное
решение социальных проблем,
4) повышение
отдачи от использования
5) эффективная
децентрализация полномочий
Одним из наиболее приоритетных направлений реформирования бюджетной системы Российской Федерации является формирование программных бюджетов на всех уровнях управления. Переход на программный бюджет осуществляется на основании программы Правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. Данной программой предусмотрено, что основная часть расходов федерального бюджета планируется на три года в виде государственных программ (далее – госпрограмм), в рамках которых предполагается проведение модернизации российской экономики, создание условий для повышения ее конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата в стране. Однако при формальном подходе к построению программного бюджета результатом может стать не повышение, а снижение эффективности бюджетных расходов.
При переходе на программный бюджет могут возникнуть следующие проблемы:
На сегодняшний
день данные проблемы требуют доработки.
В связи с этим показатели оценки
эффективности реализуемых
Государство имеет возможность
осуществлять перераспределение общественных
благ, которыми оно располагает, а
количество благ напрямую зависит от
доходов, которые поступают в
бюджет Российской Федерации. Любое
государство без доходов
Аккумулируя все доходы
в бюджетном фонде,
Действующая система сбора средств федерального бюджета имеет ряд недостатков, вследствие чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает, но не в достаточном количестве. К проблемам, связанным с формированием доходной части бюджета относятся следующие проблемы:
Для эффективного управления
средствами федерального
Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения, налогооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития частного бизнеса.
Кроме того
должно осуществляться дальнейшее укрепление
системы налогового администрирования;
отмена экономически необоснованных и
неэффективных налоговых льгот,
повышение экономической
В части формирования неналоговых доходов особое место занимают вопросы эффективного использования федеральной собственности, создания системы управления государственными активами. Необходимо установить жесткий контроль за использованием объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды государственной собственности в федеральный бюджет. Также надо осуществить работы по оптимизации государственного участия в капиталах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний. С максимальной выгодой для федерального бюджета провести распродажу рекомендованных к отчуждению государственных акций, долей и паев [7, c.365].
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации
Бюджетная политика представляет собой комплекс мероприятий, связанных с организацией отношений между отдельными субъектами бюджетной системы государства, направленных на обеспечение его денежными средствами для реализации функций и задач, стоящих перед ним. Бюджетная политика является главным звеном экономической политики государства, отражая его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
В соответствии с теми или иными задачами, стоящими перед государством, оно определяет различные направления и цели бюджетной политики, на достижение которых будет направлена вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
В настоящее
время в области бюджетной
политики государство достигло ряда
результатов, прежде всего в области
социальной сферы, повышения уровня
благосостояния населения. Были сформированы
Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния, что помогло преодолеть
мировой кризис, который весьма негативно
отразился как на социальной сфере,
так и в целом на экономике
страны. Несмотря на мировой кризис,
был уменьшен уровень инфляции и
уровень государственного долга, кроме
того, удалось удержать его на приемлемо
низком уровне. Таким образом, к 2012 году
экономика уже практически
Но, не смотря на достигнутые результаты, бюджетная политика на современном этапе имеет и ряд нерешенных задач. Необходимо создание структуры бюджетных расходов, которая способствовала бы экономическому развитию страны, чаще всего наблюдается низкая эффективность бюджетных расходов, размер получаемая выгода является достаточно низкой в сравнении с объемом израсходованных на те или иные цели денежных средств. Помимо этого, необходимо совершенствование системы межбюджетных отношений в целях стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная мера в свою очередь приведет к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и снизит зависимость этих бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы РФ. Решение этих и других проблем позволит создать более эффективную бюджетную систему, нацеленную на повышение качества жизни граждан и стабилизацию экономики страны.
Одним из
главных направлений бюджетной
политики на современном этапе является
увеличение благосостояния населения
нашей страны. Необходимо предпринять
действия, способствующие росту доходов
населения, увеличению занятости и
сокращению безработицы, увеличению имущества
граждан и их сбережений. Государству
необходимо обеспечить удовлетворение
потребностей общества в качественном
и доступном жилье, этому должно
способствовать развитие рынка недвижимости.
Оказание доступных образовательных
услуг, услуг в сфере здравоохранения,
культурное и духовное развитие граждан
также находятся под
Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства