Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа
Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
- контрольная, т.е. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Контрольная функция позволяет информировать о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели:
- мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;
- соблюдение
режима экономии при
- повышение
эффективности расходования
Кроме этого
рядом экономистов выдвигаются
также следующие функции
- общетеоретическая – заключается в том, что бюджет должен способствовать развитию науки (бюджетное право, государственное управление, теории финансов и т.д.);
- критическая – при помощи бюджета выявляются недостатки бюджетного законодательства, несоответствие принятых законов экономической действительности, интересам государства.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
Бюджетная система выполняет
те же функции что и бюджет, но
в данном случае эти функции имеют
административно-
Отдельным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет РФ
– это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества
Основное значение бюджета заключается в том, что он формирует финансовую базу необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
При помощи
бюджетных средств
При помощи
бюджета государство может
Формирование
и использование
1. Составление
и использование бюджета имеет
балансовый характер. Балансовый
метод при разработке бюджета
позволяет определить
2. Формирование
и использование
3. С помощью
государственного бюджета
4. Бюджет
страны связан со всеми
Бюджет необходим каждому государству для выполнения им своих функций. Важнейшим звеном бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет, который аккумулирует денежные средства, находящиеся в распоряжении Правительства РФ.
2.2. Анализ доходов федерального бюджета за 2008 – 2011 годы
Доходы
федерального бюджета формируются
за счет налоговых, неналоговых
доходов и безвозмездных
Рис 1. Доходы федерального бюджета за 2008-2011г.
Такую динамику
можно объяснить мировым
На рисунке 2 в свою очередь показана структура доходов федерального бюджета за период 2008-2011 гг. с подразделением на налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской или приносящей доход деятельности.
Согласно
рассмотренной структуре
Рис 2. Структура доходов федерального бюджета за 2008-2011г.
Согласно Бюджетному кодексу РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции и государственной пошлины.
Также к налоговым доходам относится задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Проанализировав структуру налоговых доходов федерального бюджета, можно сделать следующие выводы.
Таблица 1
Структура налоговых доходов федерального бюджета за период 2008-2011гг.
Наименование показателя |
Удельный вес в 2008г.,% |
Удельный вес в 2009г.,% |
Удельный вес в 2010г.,% |
Удельный вес в 2011г.,% |
Налоговые доходы |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Налог на прибыль организаций |
14,55 |
5,02 |
5,79 |
5,72 |
НДС |
40,75 |
52,61 |
56,75 |
54,31 |
Акцизы |
3,07 |
2,61 |
3,27 |
4,65 |
ЕСН |
9,68 |
13,08 |
- |
- |
НДПИ |
30,67 |
25,19 |
31,27 |
33,54 |
Водный налог |
0,25 |
0,42 |
0,14 |
0,06 |
Продолжение таблицы 1
Наименование показателя |
Удельный вес в 2008г.,% |
Удельный вес в 2009г.,% |
Удельный вес в 2010г.,% |
Удельный вес в 2011г.,% |
Сборы за пользование объектами |
0,03 |
0,21 |
0,01 |
0,01 |
Сборы за пользование объектами |
0,03 |
0,21 |
0,01 |
0,01 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
0,35 |
0,01 |
0,57 |
0,59 |
Государственная пошлина |
0,64 |
0,84 |
1,43 |
1,10 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,02 |
0,02 |
0,76 |
0,02 |
Из таблицы
видно, что наибольший удельный вес
в структуре доходов имеют
доходы по налогу на добавленную стоимость.
Следует отметить резкий рост удельного
веса доходов по этому налогу в 2009
году по сравнению с 2008, который составляет
11,86%. Такое изменение можно
Следующим по удельному весу является налог на добычу полезных ископаемых, значительную часть которого составляет НДПИ в виде углеводородного сырья. Рассматривая динамику доходов федерального бюджета РФ в 2008-2011г. следует отметить тенденцию по увеличению доли этого налога в налоговых доходах бюджета. Однако произошло снижение доходов по этому налогу на 4,99% в 2009 году в связи с мировым финансовым кризисом и падением цен на нефть.
Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства