Сущность бюджета для эффективного функционирования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_сущность_бюджета_29.12.docx

— 95.46 Кб (Скачать файл)

- контрольная, т.е. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Контрольная функция позволяет информировать о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели:

- мобилизацию  денежных средств для централизованного фонда государства;

- соблюдение  режима экономии при расходовании  финансовых ресурсов;

- повышение  эффективности расходования бюджетных  средств.

Кроме этого  рядом экономистов выдвигаются  также следующие функции бюджета:

- общетеоретическая – заключается в том, что бюджет должен способствовать развитию науки (бюджетное право, государственное управление, теории финансов и т.д.);

- критическая – при помощи бюджета выявляются недостатки бюджетного законодательства, несоответствие принятых законов экономической действительности, интересам государства.

 

    1. Бюджетная система Российской Федерации

 

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих  уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов;
    • бюджеты городских округов;
    • бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система выполняет  те же функции что и бюджет, но в данном случае эти функции имеют  административно-территориальную специфику, которая заключается в следующем:

    • Обеспечение своевременного и полного поступления доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ;
    • Обеспечение своевременного и полного финансирования функций органов государственного управления;
    • Обеспечение связи и эффективного взаимодействия бюджетов различных административно-территориальных образований;
    • Перераспределение денежных средств между бюджетами по вертикали и горизонтали;
    • Осуществление повсеместного контроля формирования и использования бюджетных средств.

Отдельным понятием в структуре  бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджеты самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет муниципального района представляет собой свод бюджета  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

Консолидированные бюджеты  позволяют получить полное представление  обо всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества

 

Основное  значение бюджета заключается в  том, что он формирует финансовую базу необходимую для финансового  обеспечения деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления.

При помощи бюджетных средств финансируются  следующие направления:

  • Государственное и муниципальное управление;
  • Международная деятельность государства;
  • Национальная оборона;
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • Функционирование федеральной судебной власти;
  • Проведение фундаментальных исследований и содействие НТП;
  • Развитие отраслей народного хозяйства (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство  и др.);
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • Обеспечение обороноспособности страны;
  • Развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • Осуществление социальной политики.

При помощи бюджета государство может оказывать  воздействие на развитие экономики. Перераспределяя национальный доход государство может влиять на структуру общественного производства, на решение социальных проблем, т.к. с помощью бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов финансируются объектов социальной сферы, осуществления социальные реформы, производится выравнивание экономического развития регионов.

Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

1. Составление  и использование бюджета имеет  балансовый характер. Балансовый  метод при разработке бюджета  позволяет определить необходимые  соотношения между объемом денежных  доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса  бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о  необходимости изменения пропорций  в плане, поиска дополнительных  ресурсов или сокращения тех  или иных расходов.

2. Формирование  и использование государственного  бюджета основывается на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов власти. Развитие  местного самоуправления - экономическая  основа реализации принципа развития  демократического общества.

3. С помощью  государственного бюджета осуществляется  перераспределение национального  дохода между отраслями экономики  (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации  и иными сферами. 

4. Бюджет  страны связан со всеми отраслями  экономики. Отрасли связаны с  бюджетом, как по формированию  его доходов, так и по линии  финансирования их развития. Выполнение  этих функций бюджетом сочетается  с его активным воздействием  на процесс производства, рост  накоплений [10, c.19].

Бюджет  необходим каждому государству  для выполнения им своих функций. Важнейшим звеном бюджетной системы  Российской Федерации является федеральный  бюджет, который аккумулирует денежные средства, находящиеся в распоряжении Правительства РФ.

 

 

2.2. Анализ  доходов федерального бюджета  за 2008 – 2011 годы

 

Доходы  федерального бюджета формируются  за счет налоговых,  неналоговых  доходов и безвозмездных поступлений. На рисунке 1 представлена информация об изменении доходов федерального бюджета с 2008 года  по 2011 годы, из которой можно сделать вывод, что в 2009 году объем доходов федерального бюджета снизился, но начиная с 2010г. объем поступлений стал увеличиваться.

Рис 1. Доходы федерального бюджета за 2008-2011г.

Такую динамику можно объяснить мировым финансовым  кризисом 2008-2009г., после которого экономика  России начала восстанавливаться, поэтому  и произошло увеличение доходов  федерального бюджета.

На рисунке 2 в свою очередь показана структура доходов федерального бюджета за период 2008-2011 гг.  с подразделением на налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской или приносящей доход деятельности.  

Согласно  рассмотренной структуре основными  составляющими доходов федерального бюджета за рассматриваемый период являются налоговые и неналоговые  доходы, и с 2008 года наблюдается незначительное уменьшение удельного веса налоговые  доходов, которое свидетельствует  о снижении налоговой нагрузки на общество. Чтобы рассмотреть за счет каких факторов произошли данные перемены, необходимо рассмотреть структуру налоговых и неналоговых доходов подробнее.   

Рис 2. Структура  доходов федерального бюджета за 2008-2011г.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ к налоговым  доходам федерального бюджета относятся  доходы от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции и государственной пошлины.

Также к  налоговым доходам относится  задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Проанализировав структуру налоговых доходов  федерального бюджета, можно сделать  следующие выводы.

Таблица 1

Структура налоговых  доходов федерального бюджета за период 2008-2011гг.

Наименование показателя

Удельный вес в 2008г.,%

Удельный вес в 2009г.,%

Удельный вес в 2010г.,%

Удельный вес в 2011г.,%

Налоговые доходы

100,00

100,00

100,00

100,00

Налог на прибыль организаций

14,55

5,02

5,79

5,72

НДС

40,75

52,61

56,75

54,31

Акцизы

3,07

2,61

3,27

4,65

ЕСН

9,68

13,08

-

-

НДПИ 

30,67

25,19

31,27

33,54

Водный налог

0,25

0,42

0,14

0,06


 

Продолжение таблицы 1

 

Наименование показателя

Удельный вес в 2008г.,%

Удельный вес в 2009г.,%

Удельный вес в 2010г.,%

Удельный вес в 2011г.,%

Сборы за пользование объектами животного  мира и водных биологических ресурсов

0,03

0,21

0,01

0,01

Сборы за пользование объектами животного  мира и водных биологических ресурсов

0,03

0,21

0,01

0,01

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

0,35

0,01

0,57

0,59

Государственная пошлина

0,64

0,84

1,43

1,10

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,02

0,02

0,76

0,02


Из таблицы  видно, что наибольший удельный вес  в структуре доходов имеют  доходы по налогу на добавленную стоимость. Следует отметить резкий рост удельного  веса доходов по этому налогу в 2009 году по сравнению с 2008, который составляет 11,86%. Такое изменение можно объяснить  мировым финансовым кризисом 2008-2009гг., ведь в то время происходили значительные сокращения кадров хозяйствующими субъектами в связи с чем доходы населения снизились, а это значит, что они стали и меньше тратить на приобретение товаров, работ или услуг. Значительный рост в 2009 г., по моему мнению, связан с менталитетом российского общества, ведь люди начали скупать товары, продукцию в ожидании дефицита, который наблюдался в 90-х годах прошлого столетия. Также стоит отметить, что влияние на динамику этого показателя оказало изменение инфляции в нашей стране и рост промышленного производства. Рост доходов по этому налогу в свою очередь свидетельствует о восстановлении экономики России после кризиса.

Следующим по удельному весу является налог  на добычу полезных ископаемых, значительную часть которого составляет НДПИ в  виде углеводородного сырья. Рассматривая динамику доходов федерального бюджета РФ в 2008-2011г. следует отметить тенденцию по увеличению  доли этого налога в налоговых доходах бюджета. Однако произошло снижение доходов по этому налогу на 4,99% в 2009 году в связи с мировым финансовым кризисом и падением цен на нефть.

Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства