Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа
Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
Начиная с 2008 г. наблюдается тенденция по снижению доходов от налога на прибыль. С 2008г. доля этого налога в общей совокупности налоговых доходов снизилась примерно на 9,53%. Такая ситуация произошла в связи с изменением налоговой ставки, которая была уменьшена с 24% до 20% в целях противостояния кризиса, тем самым убавив и долю поступления в федеральный бюджет с 6,5% до 2%.
В 2008-2009г. наблюдалась тенденция по увеличению единого социального налога, однако с 1 января 2010г. он был отменен.
Также стоит
отметить увеличение доли государственной
пошлины в течение
Сравнивая долю доходов федерального бюджета РФ по акцизам за 2008 г. и 2011 г., следует сделать вывод о тенденции по увеличению таких доходов. Это обусловлено увеличением налоговых ставок для объектов налогообложения в соответствии с государственной антитабачной и антиалкогольной политикой.
Незначительную долю составляют доходы по водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, регулярным платежам за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, а также от задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Удельный вес этих доходов составляет менее 1% соответственно, поэтому динамика доходов по данным налоговым доходам будет несущественной.
Таким образом, наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов имеют доходы по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых, на динамику которых значительно повлиял мировой финансовый кризис 2008-2009гг. В 2008-2009 годах доходы по единому социальному налогу имели довольно-таки значительный удельный вес, однако с 1 января 2010 года этот налог был отменен. Доля доходов по водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, регулярным платежам за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, а также от задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не велика и составляет примерно 1%.
В таблице 2 рассмотрена структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2008-2011гг согласно отчету об исполнении федерального бюджета за соответствующий период.
Таблица 2
Состав неналоговых доходов федерального бюджета за период 2008-2011гг
Наименование показателя |
Удельный вес в 2008г.,% |
Удельный вес в 2009г.,% |
Удельный вес в 2010г.,% |
Удельный вес в 2011г.,% |
Неналоговые доходы |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Доходы от внешнеэкономической |
88,69 |
78,15 |
82,70 |
87,15 |
|
86,22 |
73,08 |
73,10 |
69,36 |
|
0,70 |
0,57 |
0,66 |
0,59 |
|
1,78 |
4,49 |
8,94 |
17,20 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
3,72 |
12,27 |
10,96 |
7,14 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
2,77 |
1,85 |
1,37 |
1,55 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
2,82 |
3,20 |
3,23 |
2,88 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,55 |
0,20 |
0,27 |
0,42 |
Административные платежи и |
0,11 |
0,16 |
0,17 |
0,13 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,20 |
0,26 |
0,38 |
0,43 |
Прочие неналоговые доходы |
0,98 |
0,63 |
0,27 |
0,31 |
Проанализировав данные, указанные в таблице, можно сделать следующие выводы.
Около 80%
неналоговых доходов составляют
доходы от внешнеэкономической
Также по сравнению с 2008г. произошел рост доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности примерно в 2,78 раза, в связи с увеличением доходов Центрального Банка РФ, а также за счет размещения бюджетных средств. Однако с 2010 года наблюдается изменение доли этого показателя и намечается тенденция по его снижению в связи с введением новых правил передачи имущества в аренду.
Сложно проследить динамику платежей за пользование природными ресурсами, доходов от оказания платных услуг и от продажи материальных и нематериальных активов, а также средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Поскольку они имеют сравнительно небольшой удельный вес в общей структуре неналоговых доходов, и изменение этих показателей составляет менее 1 %.
Итак, перечень неналоговых доходов довольно широк, но основную часть, а именно около 80%, составляют доходы от внешнеэкономической деятельности. Наблюдается тенденция по снижению поступлений от таможенных пошлин в связи с процессом вступления Российской Федерации в ВТО, а также в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества. Также заметен рост прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности. Остальные элементы составляют небольшую долю в структуре неналоговых доходов федерального бюджета за период 2008-2011г., поэтому сложно отследить их динамику и факторы, повлиявшие на него.
2.3. Анализ расходов федерального бюджета
Расходы
федерального бюджета – это денежные
ресурсы, предназначенные для
Рассмотрим состав и структуру расходов федерального бюджета и проанализируем их динамику за 2008-2011 гг.
Состав
расходов федерального бюджета по разделам
бюджетной классификации
Таблица 3
Состав расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг. (млрд. руб.)
Наименование раздела |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Расходы федерального бюджета - всего |
7570,9 |
9660,1 |
10117,5 |
10925,6 |
Общегосударственные вопросы |
839,4 |
853,2 |
887,9 |
777,8 |
Национальная оборона |
1040,9 |
1188,2 |
1276,5 |
1516 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
835,6 |
1004,5 |
1085,4 |
1259,7 |
Национальная экономика |
1025 |
1650,7 |
1222,7 |
1790,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
129,5 |
151,6 |
234,9 |
279,7 |
Охрана окружающей среды |
10,2 |
13 |
13,5 |
17,6 |
Образование |
355 |
418 |
442,8 |
553,4 |
Культура, кинематография |
88,9 |
111,7 |
125,6 |
83,8 |
Здравоохранение |
278,2 |
352,3 |
347,4 |
499,6 |
Социальная политика |
293,6 |
323,5 |
344,9 |
3128,5 |
Физическая культура и спорт (до 2011 г. включается в состав раздела «Здравоохранение») |
- |
- |
- |
44,2 |
Средства массовой информации (до 2011 г. включается в состав раздела «Культура, кинематография») |
- |
- |
- |
61,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга (раздел был добавлен после 2010 года) |
- |
- |
- |
262,7 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
2674,6 |
3593,4 |
4135,9 |
651,3 |
Необходимо
отметить, что после 2010 года в бюджетную
классификацию расходов бюджета
был внесен ряд изменений, вследствие
чего изменилось количество разделов,
и некоторые виды расходов стали
учитываться в отдельных
Исходя
из данных, представленных в таблице,
можно сделать следующие
Рис. 3 Динамика расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг.
Динамика общей величины расходов федерального бюджета представлена на Рис.3 [22]. здесь также можно проследить ее увеличение в течение рассматриваемого периода. Улучшение и стабилизация экономики и социальной сферы в стране, достижение высоких темпов экономического роста, невозможны без участия каждого ее субъекта, именно поэтому раздел «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» является одним из основных направлений расходования средств федерального бюджета. В 2008 году сумма расходов по данному направлению составила 2674,6 млрд. руб., в 2009 – 3593,4 млрд. руб., а в 2010 – 4135,9 млрд. руб. Кроме того, важным направлением является раздел «Национальная экономика», сумма расходов на который с 2008 года до 2011 года возросла на 765,2 млрд. руб. Долю каждого раздела в общем объеме расходов и его динамику за рассматриваемый период можно проанализировать по данным таблицы 4.
Таблица 4
Структура расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг.
Наименование раздела |
2008 г. (доля, %) |
2009 г. (доля, %) |
2010 г. (доля, %) |
2011 г. (доля, %) |
Расходы федерального бюджета - всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Общегосударственные вопросы |
11,09 |
8,83 |
8,78 |
7,12 |
Национальная оборона |
13,75 |
12,30 |
12,62 |
13,88 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
11,04 |
10,40 |
10,73 |
11,53 |
Национальная экономика |
13,54 |
17,09 |
12,09 |
16,39 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,71 |
1,57 |
2,32 |
2,56 |
Охрана окружающей среды |
0,13 |
0,13 |
0,13 |
0,16 |
Образование |
4,69 |
4,33 |
4,38 |
5,07 |
Культура, кинематография |
1,17 |
1,16 |
1,24 |
0,77 |
Здравоохранение |
3,67 |
3,65 |
3,43 |
4,57 |
Социальная политика |
3,88 |
3,35 |
3,41 |
28,63 |
Физическая культура и спорт (до 2011 г. включается в состав раздела «Здравоохранение») |
- |
- |
- |
0,40 |
Средства массовой информации (до 2011 г. включается в состав раздела «Культура, кинематография») |
- |
- |
- |
0,56 |
Обслуживание государственного и муниципального долга (раздел был добавлен после 2010 года) |
- |
- |
- |
2,40 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
35,33 |
37,20 |
40,88 |
5,96 |
Согласно представленным данным, наибольшую часть в структуре расходов бюджета занимают такие разделы, как:
Высокая доля этих разделов в общей сумме расходов бюджета объясняется тем, что денежные средства, выделенные на данные разделы, обеспечивают финансовыми ресурсами наиболее приоритетные направления деятельности государства в целях оказания ими своих непосредственных функций и решения поставленных перед ними задач. К таким направлениям относятся обеспечение функционирования государственных органов власти, финансирование Вооруженных Сил РФ, научных исследований в области национальной обороны, судебных органов власти, решение общеэкономических вопросов, финансирование сельского, лесного, водного хозяйств и многих других сфер.
Таблица 5
Динамика расходов федерального бюджета по основным направлениям за 2008-2011 гг.
2008 г. (млрд.руб.) |
2009 г. (млрд.руб.) |
Изменение к 2008 г., % |
2010 г. (млрд.руб.) |
Изменение к 2008 г., % |
2011 г. (млрд.руб.) |
Изменение к 2008 г., % | |
Общегосударственные вопросы |
839,4 |
853,2 |
1,64 |
887,9 |
5,78 |
777,8 |
-7,34 |
Национальная оборона |
1040,9 |
1188,2 |
14,15 |
1276,5 |
22,63 |
1516 |
45,64 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
835,6 |
1004,5 |
20,21 |
1085,4 |
29,89 |
1259,7 |
50,75 |
Национальная экономика |
1025 |
1650,7 |
61,04 |
1222,7 |
19,29 |
1790,2 |
74,65 |
Социальная политика |
293,6 |
323,5 |
10,18 |
323,5 |
10,18 |
3128,5 |
965,57 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
2674,6 |
3593,4 |
34,35 |
3593,4 |
34,35 |
651,3 |
-75,65 |
Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства