Трудовые ресурсы торговой оптовой организации и пути улучшения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:08, курсовая работа

Краткое описание

Повышение эффективности производства связано с уменьшением затрат всех видов применяемых ресурсов – трудовых, материальных и финансовых. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для повышения эффективности деятельности. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят основные показатели эффективности деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Трудовые ресурсы торгового предприятия и эффективность
их использования…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие трудовых ресурсов, необходимость их
рационального использования………………………………….…………....5
1.2. Рынок труда Республики Беларусь и особенности его
формирования…………………………………………………………………7
1.3. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов
на торговом предприятии…………………………………………………...10
2. Организационно-экономическая характеристика УП «Авалонторг»……….17
3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на УП Авалонторг»………………..………………………..……………………………...22
3.1. Характеристика численности и состава кадров УП «Авалонторг»….22
3.2. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов…………26
4. Пути улучшения использования трудовых ресурсов на УП «Авалонторг»...31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТР Авалон.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Чотч. – фактическая среднесписочная численность работников за отчётный год, чел.

- влияние на динамику  товарооборота:

                     ∆П= (∆Ппр. * Чотч.) /1000,                                                    (1.12)

где  ∆Ппр. – отклонение от прошлого года среднегодовой выработки одного работника в действующих ценах, руб..

3. Изменение производительности  труда работников за счёт повышения  розничных цен на товары:

- влияние на динамику товарооборота:

              ∆Пц. = ((П.отч. – Потч.с.ц.) * Чотч.) /1000,                                       (1.13)

где  ∆Пц. - изменение производительности труда работников за счёт повышения розничных цен на товары, руб.;

П.отч. - среднегодовая выработка на одного работника фактически в действующих ценах за отчётный год, руб.;

Потч.с.ц. - среднегодовая выработка на одного работника фактически в сопоставимых ценах за отчётный год, руб. [11, c.66]

 Влияние изменения  численности работников и их  выработки на динамику розничного товарооборота также можно рассчитать интегральным методом:

1. Изменение численности  работников:

∆Ч = (Ппр. * ∆Чпр. + (∆Чпр. * ∆Ппр.) /2) /1000,                                         (1.14)

где  ∆Чпр. - отклонение от прошлого года среднесписочной численности работников, чел..

2. Изменение производительности  труда работников:

∆П= (∆Ппр. * Чпр. + (∆Ппр. * ∆Чпр.) /2) / 1000,                                         (1.15)

где Чпр. - фактическая среднесписочная численность работников за прошлый  год, чел. [11, c.67]

Производительность труда характеризует  эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ. Данный показатель определяется техническими, технологическими, организационными, экономическими и социальными факторами, исчисляется по формуле [11, c. 63]: 

                                      П т = Т/о /  Чр,                                                                               (1.16)

где Т/о  - товарооборот, тыс.руб.,

       Чр – численность работников, чел.

Комплексное и глубокое  изучение факторов позволяет полнее выявить и реализовать резервы  повышения эффективности труда. Так как в розничной торговле выработка на одного работника обычно исчисляется в стоимостном выражении, то на ее размер оказывает влияние изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен выработка (объем товарооборота на одного работника) растет, хотя в действительности эффективность труда торговых работников не изменяется. И наоборот, при снижении розничных цен выработка торговых работников в стоимостном выражении уменьшается. Для измерения влияния ценового фактора на производительность труда торговых работников необходимо определить их выработку к товарообороту в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.

Большое влияние на производительность труда работников оказывает изменение  структуры розничного товарооборота. Если в товарообороте увеличивается доля товаров, требующих меньших трудовых затрат на их реализацию, то за счёт этого фактора выработка работников растёт, и наоборот.

Выработка торговых работников может изучаться и в натуральных измерителях, особенно при реализации товаров простого однородного ассортимента, а также при выполнении операций при их транспортировке (погрузке, выгрузке и перемещении грузов) и фасовке. Использование натуральных показателей для оценки производительности труда работников торговли позволяет углубить результаты анализа. Однако в настоящее время при изучении производительности труда в розничной торговле они применяются очень редко.

Особое внимание должно быть уделено выявлению и мобилизации резервов повышения производительности труда, имеющих прогнозный характер, использование которых следует запланировать и реализовать в будущем году.

Повышения производительности труда можно добиться путём:

1) увеличения выпуска  продукции за счёт более полного  использования производственной  мощности предприятия, так как при наращивании объёмов производства увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная остаётся без изменения. В результате затраты времени на выпуск единицы продукции уменьшаются;

2) сокращения затрат  труда на её производство путём интенсификации производства, повышения качества продукции, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени за счёт улучшения организации производства, материально-технического снабжения и других факторов в соответствии с планом организационно-технических мероприятий.

При этом возможны следующие  варианты соотношения изменения  объёма выпуска продукции и затрат труда, которые должны учитываться при выборе управленческой стратегии по обеспечению роста производительности труда при существующих в данный момент экономических условиях:

- происходит увеличение  объёма выпуска продукции при  снижении затрат труда на её  производство;

- объём продукции растёт быстрее, чем затраты труда;

- объём продукции при  неизменных затратах труда;

- объём продукции остаётся  неизменным при снижении затрат  труда;

  • объём продукции снижается более медленными темпами, чем затраты труда.

На конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия также большое влияние оказывают следующие показатели эффективности использования трудовых ресурсов [2,c .247]:

  1. Производительность труда (средний оборот на одного работника в с.ц.)

2. Трудоёмкость товарооборота

                        (ТР) = 1/ Пт;                                                                                (1.17)

3. Уровень расходов на оплату  труда 

                        (Зопл.тр.) = ФЗП / ТО *100;                                                         (1.18)

4. Удельный вес расходов на  оплату труда в издержках обращения

                  (1.19)

 

        5. Прибыль на одного работника 

                              Пна1раб=  БП (ЧП)/ ЧР;                                                                  (1.20)

6. Прибыль на 1руб ФЗП 

                        П1рубФЗП= БП (ЧП) / ФЗП;                                                          (1.21)

7. Коэффициент соотношения  темпов роста производительности  труда и средней заработной  платы

8. Величина прироста товарооборота в % за счет увеличения производительности

               (1.22)

 

9. Интегральный показатель эффективности  использования труда

              (1.23)

 

                                                        

Рассмотренные нами теоретические аспекты понятия трудовых ресурсов и показателей  эффективности их использования, а также методов их анализа позволяют обоснованно подойти к конкретному исследованию на примере УП «Авалонторг»

 

2. организационно-экономическая  характеристика УП «Авалонторг»

 

 

 

УП «Авалонторг» образовалось в 1994 году. Перерегистрировано Минским горисполкомом решением от 20 октября 2000г. №5749 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100010569 и имеет свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации. 

Организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действует на принципах хозрасчета, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный счет в банке. Оно вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с утвержденным Уставом для удовлетворения потребностей работников общества и населения, организация может осуществлять следующие виды деятельности:

- торговую;

- оптовую;

- мелкоопровую;

       Основным видом деятельности является оптовая торговля. Деятельность осуществляется в соответствии с законодательством РБ, международными соглашениями, в которые вступила РБ и Уставом.

Основная цель деятельности – постоянно занимать лидерующие позиции в сегменте поставок продуктов питания, путем максимального удовлетворения  потребностей клиентов в ассортименте и сервисе.

Главная задача – хозяйственная  деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения экономических, социальных и культурных интересов учредителе и членов трудового коллектива.

УП «Авалонторг» расположено по адресу: Минская обл., Минский р-н, 3 км МКАД, склад хранения продуктов питания с АБК ТД "АВАЛОН", комн.27

В настоящее время  компания УП Авалонторг является одной  из крупнейших дистрибьюторско-логистических  компаний в РБ.

УП Авалонторг реализует свою продукцию во всех каналах реализации продукции в РБ: гиппермаркеты, розничные торговые сети, магазины, оптовые покупатели, рынки, индивидуальные предприниматели, HoReCa.

Основным направлением компании является продажа чайно-кофейной группы товаров на всех сегментах рынка (премиум медиум и эконом).   Компания имеет собственную торговую марку кофе АМАТО - изысканный итальянский кофе. Также в чайно-кофейный портфель компании Авалонторг входят такие известные брэнды как: чай Dilmah,  Lipton, Greenfield, Золотая чаша, Беседа, Brook Bond, чай для детей ПлейТи, кофе Ambassador, MUSETTI, KAFFA, Жокей и т.д.

Портфель компании помимо чайно-кофейной группы постоянно растет и включает многие другие группы товаров  от всемирно известных производителей (соевый соус KIKKOMAN, специи и приправы Cykoria, Knorr, соусы и майонезы Calve, торты и десерты Selezneff,  и т.д.)

Эффективность работы предприятия, а также эффективное использование им всех ресурсов, в том числе и трудовых во многом определяется рациональной структурой управления и организационной структурой.

В соответствии с Уставом управление осуществляется двумя учредителями унитарного предприятия, которые осуществляют функции финансового и коммерческого директора.

УП «Авалонторг» имеет линейно-функциональную организационную структуру  (Приложение А). Данная структура вполне подходит для организации труда и взаимосвязи работников различных уровней и звеньев универсама. Одним из главных преимуществ организационной структуры, применяемой на  УП «Авалонторг» является то, что есть возможность освобождения главных руководителей -  директора, главного бухгалтера, заведующих отделов и т.д. – от своего рода второстепенных задач или задач, не требующих столь высокой специализации и, не являющихся особо важными, а предоставление возможности по их выполнению другим руководителям и специалистам – заместителям директора, заместителю главного бухгалтера и бухгалтерам.

Финансовое состояние УП «Авалонторг» за 2006-2007 г.г. характеризуется данными, приведенными в таблице 2.1., разработанной на основе Бухгалтерского баланса (Приложение Б) и отчета о прибылях и убытках (Приложение В) за 2006 и 2007 года:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1. Финансовое состояние УП «Авалонторг» за 2006- 2007г.г. 

 

Показатели

2006г.

2007 г.

отклонение

темпы роста 2007 года в % к 2006 году

Товарооборот, действ.цены, млн.руб.

33195

54137

20 942

163,09

Товарооборот, сопост.цены, млн.руб.

31 140

48 293

17 154

155,09

Товарооборот без налогов, действ.цены, млн.руб.

27987

45619

17 632

163,00

Товарооборот без налогов сопост.цены, млн.руб.

26 254

40 695

14 441

155,00

Валовый доход, млн. руб.

4 669

8 482

3 813

181,67

Валовый доход к товарообороту, %

16,7

18,6

2

111,45

Издержки обращения, млн. руб.

3 972

8 138

4 166

204,88

Издержки обращения к товарообороту, %

14,2

17,8

4

125,70

Прибыль от реализации, млн. руб.

697

345

-352

49,50

Прибыль от реализации  к товарообороту, %

2,49

0,76

-2

30,37

Балансовая прибыль, млн. руб.

113

413

-300

27,36

Операционные доходы, млн.руб.

64,00

197,00

133

307,81

Операционные расходы, млн.руб.

40,00

162,00

122

405,00

Внереализационные доходы, млн.руб.

120,00

4575,00

4 455

3812,50

Внереализационные расходы, млн.руб.

323

4 799

4 476

1485,76

Общая площадь, м2

17 280

17 280

0

100,00

    в т. ч. складская,  м2

4 430

4 430

0

100,00

Товарооборот на 1м2 складской площади, тыс.руб.

4 430

9 436

5 006

213,01

Средняя численность рабочих, чел.

188

273

85

145,21

Товарооборот на 1 работника, тыс. руб.

149

167

18

112,25

Средняя зарплата, тыс. руб.

428341

619432

191 091

144,61

Фонд зарплаты, млн. руб.

988

2 050

1 062

207,53

Информация о работе Трудовые ресурсы торговой оптовой организации и пути улучшения эффективности их использования