1 Услуги культуры:
сущность, классификация, значение
в национальной экономике Республики
Беларусь
Услуга культуры — культурное благо,
целесообразная деятельность, существующая
для удовлетворения социальной потребности:
религиозной, образовательной, художественной
и т. д. Сфера культуры является сложной
социально-экономической подсистемой
общества, связанной с ее другими подсистемами
множеством явных и неявных связей, которые
включают культурную деятельность в общественно-политическую
и финансовую жизнь государства. В профессионально-управленческом
и научно-теоретическом плане культура
предстает как некое пространство, входящее
в сферы духовную, социальную, экономическую. В экономическом
понятии сфера культуры относится к непроизводственной
или нематериальной сфере производства,
к третичному сектору народного хозяйства-сфере
услуг, являющейся составной частью народнохозяйственного
комплекса, а значит входит в общую систему
экономических отношений, подчиняется
общим экономическим законам, господствующим
в данном обществе. Рассматривать
сферу культуры как самостоятельную систему
позволяет наличие у нее следующих черт: -целенаправленность
и управляемость, наличие у всех ее элементов
общих целей и назначения; -сочетание централизованного
начала в управлении с самостоятельностью
элементов, осуществляющих культурно-досуговую
деятельность; -большие размеры и неоднородность
в составе системы; -наличие взаимообусловленных
связей между показателями, характеризующими
деятельность сферы культуры. Специфика сферы культуры
обусловлена своеобразием духовного производства. В
сфере культуры продукт имеет не столько
вещественный характер, сколько связан
с феноменами сознания: образами, образным
мышлением. Образ — субъективная форма
отражения реальности. Образ всегда нематериален,
субъективен и идеален. Он существует
только в сознании, то есть не имеет вещественного
воплощения. Если образ опредмечивается
в конкретно-чувственной или абстрактной
форме, он перестает быть образом. Культурная
услуга – особая форма получения удовлетворения
потребностей. Когда человек отправляется
в театр, кино, на выставку,
в музей, то главное, что он получает в
результате восприятия – это впечатление.
Впечатление, которые насыщено эмоционально
(положительно или отрицательно). Впечатление
– особая форма субъективно-психологической
фиксации ощущений и восприятий в образах
сознания. В современном мире весьма большое
внимание уделяется проблеме впечатлений,
в западной науке возникло и закрепилось
понятие экономики впечатлений. За впечатления
современный человек готов платить существенные
деньги. К онтологическим особенностям
услуг культуры и искусства принято относить: - нематериальный характер
производимого эффекта - эмоции, чувства, переживания,
новые идеи и т. д.; - субъективный характер
восприятия и получения услуги - индивид получает
и осмысливает услугу непосредственно
сам. Вместо него, но для него никто услугу
освоить не может. Если другой человек
слушает оперу или смотрит живописные
полотна в картинной галерее, то удовольствие
получает он непосредственно сам, а окружению
транслирует только свои впечатления
и оценки; - активное участие
потребителя в производстве услуг - автор или организатор,
как посредник, ориентирован на публику.
Создание произведения - это всегда диалог
автора и потенциального потребителя.
В данном случае спрос, вкус, запросы общества
учитываются при предоставлении любого
рода услуг культуры; - особый эффект воздействия
от услуги на личность потребителя - чувства, мысли, получаемые
при потреблении культурного продукта
воздействуют на человека, его личность,
побуждают к принятиям решений, действиям; - пространственно-временная
локализация услуг - потребление услуги
культуры, будь то концерт, выставка картин,
прочтение книги - всегда происходит в
определённом месте и времени; - неотделимость от
источника - восприятие художественного
произведения невозможно вне самого художественного
произведения; - непостоянство качества - зависимость качества
как от исполнителя услуги, так и от подготовленности
реципиента, публики; - несохраняемость
- услуга творится здесь
и сейчас, ее нельзя приобрести впрок. В Национальном статистическом
комитете услуги организаций культуры
классифицируются : - УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ
КИНО И КИНО-, ВИДЕОПРОКАТА,УСЛУГИ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ, КОНЦЕРТНЫХОРГАНИЗАЦИЙ И
КОЛЛЕКТИВОВ ФИЛАРМОНИЙ; -УСЛУГИ ВЫСТАВОЧНОГО
ХАРАКТЕРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГООФОРМЛЕНИЯ,
УСЛУГИ МУЗЕЕВ, УСЛУГИ ПАРКОВ (САДОВ)КУЛЬТУРЫ
И ОТДЫХА; -УСЛУГИ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ,
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ИДРУГИХ ШКОЛ, КЛУБНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И БИБЛИОТЕК. Во всем мире интенсивно
развивается сфера услуг и экономика сферы
обслуживания. В Республике Беларусь процесс
развития этих сфер происходит значительно
медленнее, однако роль в общественном
производстве и внимание к их развитию
растут.
Импульсом для активизации
научного поиска послужили кардинальные
изменения политической и социально-экономической
ситуации в современной Республике Беларусь,
которые затронули все слои общества,
общественные институты, государственное
устройство, систему управления, экономику,
культуру. Децентрализация и перевод организаций
культуры на современные условия хозяйствования
существенно актуализировали проблемы
разработки новой методологии и принципов
управления сферой культуры. Разнообразие
субъектов культурной деятельности и
многообразие применяемых организационно-правовых
форм и форм собственности, свидетельствуют,
что сфера культуры является специфической
и весьма развитой отраслью экономической
системы, где необходимо применение разнообразных
методов и способов привлечения организаций
и отдельных творческих личностей в систему
экономических отношений государства.
Сложившаяся в предыдущие десятилетия
централизованная система управления
всеми сферами общественной жизни, в том
числе и культурой, характеризуется двумя
главными недостатками: - высокой степенью
централизации принятия решений и вытекающим
отсюда диктатом органов управления; -
преобладанием отраслевых интересов над
интересами потребителей соответствующих
благ и услуг. Долгое время перед организациями
сферы культуры ставились прежде всего
политико-воспитательные, идеологизированные
просветительские задачи. Государство
принимало на себя почти всю сумму расходов,
которые возникали в связи с деятельностью
учреждений культуры. Они были освобождены
от необходимости планировать и прогнозировать
экономические результаты своей деятельности
и ее эффективность. Главным критерием
для оценки организаций была идеологическая
или социальная эффективность, что предопределяло
характер экономических процессов и особенности
финансовой системы, развивавшихся в сфере
культуры. Хозяйственный механизм в сфере
культуры, основанный на системе бюджетного
финансирования и административно-командного
управления, в современной ситуации не
способен создавать необходимые условия
для саморазвития культурной жизни, конструктивного
взаимодействия множественности независимых
субъектов культурной деятельности. Либерализация
цен, высокий уровень инфляции, дефицит
государственного бюджета, обострили
положение отраслей социально-культурной
сферы. В настоящее время они переживают
кризис, в связи с недостатком финансовых
и материальных ресурсов, отсутствием
организационно-экономического механизма,
адекватного современным экономическим
отношениям. Взамен плановой экономики
возникает спрос на поиск новых технологий,
способных разрешать возникающие противоречия
в сфере культуры. Все выше перечисленные
факторы негативно отразились на сфере
культуры, характеризующейся ярко выраженной
национально-региональной спецификой,
стремлением к спонтанному проявлению
самодеятельности населения, к максимальному
разнообразию форм реализации культурной
жизни. Актуализация управленческих проблем
в области культурной политики на региональном
уровне требует всестороннего теоретического
научного обоснования. Исходя из необходимости
осуществлять культурную деятельность
в регионе, имея определенное количество
потенциальных потребителей культуры,
должна быть построена новая методология
финансирования сферы культуры. В сложившейся
ситуации актуален переход от сугубо административно-распределительной
технологии управления сферой культуры,
к все более широкому использованию экономических
методов, от чисто дотационного бюджетного
финансирования к финансированию программ
и проектов, к конкуренции за бюджетные
средства, необходимости широкого привлечения
внебюджетных средств. Несмотря на существенные
особенности сферы культуры, обусловленные
некоммерческим характером и высокой
степенью социальной значимости, формирование
ее нового механизма управления и финансирования
должно происходить в контексте перехода
к экономике смешанного типа. Модель рыночного
хозяйствования недостаточна для реализации
общественных интересов, запросов и ожиданий
по отношению к культурной деятельности.
Необходим поиск организационно-экономических
форм, методов и механизмов управления,
сочетающих элементы рыночного и внерыночного
регулирования.
2Исследование процесса организации деятельности
ГУ «Центр моды и красоты «Хрустальная
Нимфа» по оказанию услуг культуры
2.1 Социально
экономическая характеристика деятельности
ГУ «Центр моды и красоты
«Хрустальная Нимфа»
Во исполнении Декрета
президента Республики Беларусь т №
3 от 9 марта 2005 г. «О некоторых мерах по
противодействию торговле людьми» 5 апреля
2006 года было на основании Решения Гомельского
областного комитета 297 «Об открытии Гомельской
городской школы красоты на базе государственного
учреждения Городско Центр культуры».
В штатное расписание Городского центра
культуры была введена штатная единица
«Руководитель студии», на которую была
принята Гончарова Я.Н. для дальней проработки
документации по оформлению юридического
лица и организации профессиональной
деятельности будущего учреждения. 6 февраля 2008 года
на основании Решения Гомельского Городского
исполнительного комитета было принято
решение о регистрации юридического лица
и утверждение устава Государственного
учреждения «Центр моды и красоты «Хрустальная
Нимфа». Государственное учреждение «Центр
моды и красоты «Хрустальная Нимфа» создано
путём выделения из Государственного
учреждения «Городской центр культуры»,
зарегистрированного Гомельским областным
исполнительным комитета распоряжением
номер 89 от 21.04.2008 УНП 490681222. В своей деятельности
Государственное учреждение руководствуется
действующим законодательством Республики
Беларусь, решениями Собственника, Учредителя,
приказами Уполномоченного органа и Уставом. Сокращённое
название Центр моды «Хрустальная Нимфа».
Государственное учреждение является
некоммерческой организацией в сфере
культуры, культурно-просветительным
учреждением клубного типа, которое финансируется
из бюджета и осуществляет деятельность,
связанную с подготовкой моделей (демонстраторов
одежды), организацией и проведением конкурсов
красоты и показов, а также иную деятельность,
относящуюся к сфере моды, стиля и красоты.
Центр моды и красоты «Хрустальная Нимфа»
существует с целью создавать и предоставлять
услуги талантливых профессионалов мира
моды, красоты и стиля как на территории
РБ, так и за рубежом. 29 декабря 2010 года
решением Гомельского областного исполнительного
комитета номер 1614 было принято решении
«О передаче Центра моды «Хрустальная
Нимфа» в под ведомство Управлению культуры
Гомельского областного исполнительного
комитета. Учреждение в своём управлении
имеет гербовую печать, дающую право заключать
договора от имени государственного учреждения
со всеми коммерческими и не коммерческими
структурами. Имеются расчётные
счета: бюджетный, внебюджетный, валютный
(доллары и евро), спонсорский. Зарегистрирован
кассовый аппарат, по которому осуществляется
приём денежных средств от населения. Учёт финансово-хозяйственной
деятельности ведётся по упрощённой системе
налогообложения. Режим работы
учреждения - 7 дней в неделю, с 8.30 до 20.30
– реализуется администраторами, работающими
по графикам. Данная форма организации
рабочего времени вязана со спецификой
учреждения: административная часть работает
с 9.00 до 18.00, художественно-постановочная
группа с 11.00 до 20.00. С марта 2012года
в помещении организовано функционирование
пожарно-охранной сигнализации. Открытие помещения
Центра моды состоялось с участием русского
кутюрье В.М. Зайцев.
В настоящее время существует
контакт между Домом моды В.М.
Зайцева и Центром моды, выраженный
в участии моделей в показах
,а также в возможность сотрудникам Центра
принимать участие в стажировках и мастер
-классах.
Рисунок 2.1 – Открытие
центра моды В.М. Зайцевым Примечание.Источник: собственный архив.
Для организации профессиональной
деятельности были организованы специализированные
кабинеты для занятий, обучения и
подготовки мероприятий. Оборудование
Центра моды - профессиональная подиумная
конструкция, пользуется большим спросом
во время проведения масштабных городских
и областных мероприятий, такие как пасхальный
кирмаш, и т.д.
Основная деятельность: Основными целями деятельности
Государственного учреждения являются: -
создание необходимых условий для всестороннего
развития личности, её творческих способностей,
профессионального самоопределения; -
развитие интеллектуального и духовного
потенциала молодого поколения, его национального
самосознания; - приобщение молодёжи к
культурно–историческому наследию белорусского
народа, пропаганда национальных культурных
традиций; - эстетическое воспитание молодёжи; -
развитие эстетического вкуса, понимания
и умения оценивать эстетические явления
жизни и искусства; - совершенствование
культуры костюма; - организация и проведение
культурно-массовых мероприятий; - оказание
платных услуг в сфере досуга. Предметом деятельности
государственного учреждения является: -
оказание услуг, выполнение работ в соответствии
с основными целями учреждения; - проведение
конкурсов красоты; - популяризация белорусской
моды на международном уровне; - обучение
учащихся комплексу навыков, необходимых
для приобретения свободы и естественности
движений на сцене, профессионального
самосознания; - поддержка мастеров, художников,
работающих в области народного искусства,
национального традиционного и современного
костюма, высокой моды; - развитие межкультурного
диалога и расширение международных контактов
в области модельного искусства.
Центр моды «Хрустальная Нимфа»
создавался как альтернатива частным
модельным агентствам для подготовки
и трудоустройства моделей, организации
их профессиональной деятельности, как
в Республике, так и за границей,
как профильная организация для
деятелей моды, красоты и стиля. На
сегодняшний день «Хрустальная Нимфа»
является одной из самых молодых и успешно
развивающихся организаций в данной сфере.
Работа со СМИ Основным источником информации
о деятельности Центра является официальный
веб-сайт организации www.crystalnymph.by, на котором представлена информация
на 2-ух языках: русском и английском.
Благодаря наличию в штате пресс-секретаря
и фотографа. Информация о мероприятиях
Центра моды (анонс и пост–освещение)
оперативно поступает к представителям
СМИ. Деятельность Центра моды и красоты
«Хрустальная Нимфа» широко освещается
на 1-ом Гомельском телеканале, а также
на телеканале «Нирэя» (Гомель). Все мероприятия
Центра подкрепляются радио-роликами,
специально разработанными и записанными
к каждому конкретному событию. Основные
радиостанцию, с которыми сотрудничает
Центр: Радио 107, 4 FM (Гомель), Радио «Unistar»,
«Радиус FM», «Минск». Также на радио «Беларусь»
(вещает на международную аудиторию), Радио
1 и «Сталiца» (Белтелерадиокомпания) периодически
проходят интервью с представителями
Центра и его руководителем Яниной Гончаровой. С
такими СМИ как газета Гомельские Ведомости,
Радио 107,4, Первый городской телеканал,
интернет портал Интерфакс Центр моды
заключает Договора о сотрудничестве
на год, позволяющие официально размещать
любую информацию о деятельности Центра
моды на безвозмездной основе.
По части работы внутри
коллектива ведётся постоянная идеологическая
работа, направленная на укрепления внутренней
дисциплины, уважения и взаимовыручки
между сотрудниками. Организованы совместные
посещения кинотеатров, общественных
катков, велопрогулки и другое. В
коллективе имеются традиции приёма
новых сотрудников, празднования официальных
праздников и Дней рождений, постановочные
фотосессии.
Планы на будущее
развитие Центра моды : - достижения показателей по
части получения прибыли от вложенных
инвестиций в модельной школе, проходящих
подготовку в модельной школе, усилить
контроль по ведению контрактов с моделями
и договорных отношений. Заключение прямых
контрактов с агентствами и домами моды
в Европе;
- укрепление материально-технической
базы за счёт обновления оргтехники за
счёт участников Попечительского совета;
- увеличение оплаты труда
специалистов, что бы избегать утечки
кадров, за счёт организации мероприятий
в сфере моды на коммерческой основе;
- проведение студенческого
фестиваля моды и стиля «Дикавата», раннее
проводимого уже 4 года в Минске. А с 2013
планируется его проведение в Гомеле; -
создание студии молодых дизайнеров, так
как Гомель и Область представлены самым
малым количеством деятелей моды в Беларуси
в целом. Это говорит, что необходимо создание
стартовой платформы, которая позволит
молодёжи экспериментировать, развиваться
и самоопределяться в дальнейшем профессиональном
росте в области моды.