Услуги культуры: сущность, классификация, значение в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятельность, существующая для удовлетворения социальной потребности: религиозной, образовательной, художественной и т. д. Сфера культуры является сложной социально-экономической подсистемой общества, связанной с ее другими подсистемами множеством явных и неявных связей, которые включают культурную деятельность в общественно-политическую и финансовую жизнь государства. В профессионально-управленческом и научно-теоретическом плане культура предстает как некое пространство, входящее в сферы духовную, социальную, экономическую.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач готовый15.04.doc.docx

— 2.55 Мб (Скачать файл)

1 Услуги культуры: сущность, классификация, значение  в национальной экономике Республики  Беларусь 

 

 

Услуга культуры   — культурное благо, целесообразная деятельность, существующая для удовлетворения социальной потребности: религиозной, образовательной, художественной и т. д.        Сфера культуры является сложной социально-экономической подсистемой общества, связанной с ее другими подсистемами множеством явных и неявных связей, которые включают культурную деятельность в общественно-политическую и финансовую жизнь государства. В профессионально-управленческом и научно-теоретическом плане культура предстает как некое пространство, входящее в сферы духовную, социальную, экономическую.           В экономическом понятии сфера культуры относится к непроизводственной или нематериальной сфере производства, к третичному сектору народного хозяйства-сфере услуг, являющейся составной частью народнохозяйственного комплекса, а значит входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, господствующим в данном обществе.      Рассматривать сферу культуры как самостоятельную систему позволяет наличие у нее следующих черт:       -целенаправленность и управляемость, наличие у всех ее элементов общих целей и назначения;          -сочетание централизованного начала в управлении с самостоятельностью элементов, осуществляющих культурно-досуговую деятельность;             -большие размеры и неоднородность в составе системы;    -наличие взаимообусловленных связей между показателями, характеризующими деятельность сферы культуры.    Специфика сферы культуры обусловлена своеобразием  духовного производства. В сфере культуры продукт имеет не столько вещественный характер, сколько связан с феноменами сознания: образами, образным мышлением. Образ — субъективная форма отражения реальности. Образ всегда нематериален, субъективен и идеален. Он существует только в сознании, то есть не имеет вещественного воплощения. Если образ опредмечивается в конкретно-чувственной или абстрактной форме, он перестает быть образом.        Культурная услуга – особая форма получения удовлетворения потребностей. Когда человек отправляется в театр, кино, на выставку, в музей, то главное, что он получает в результате восприятия – это впечатление. Впечатление,  которые насыщено эмоционально (положительно или отрицательно). Впечатление – особая форма субъективно-психологической  фиксации ощущений и восприятий  в образах сознания. В современном мире весьма большое внимание уделяется проблеме впечатлений, в западной науке возникло и закрепилось понятие экономики впечатлений. За впечатления современный человек готов платить существенные деньги.          К онтологическим особенностям услуг культуры и искусства принято относить:             - нематериальный характер производимого эффекта - эмоции, чувства, переживания, новые идеи и т. д.;       - субъективный характер восприятия и получения услуги - индивид получает и осмысливает услугу непосредственно сам. Вместо него, но для него никто услугу освоить не может. Если другой человек слушает оперу или смотрит живописные полотна в картинной галерее, то удовольствие получает он непосредственно сам, а окружению транслирует только свои впечатления и оценки;             - активное участие потребителя в производстве услуг - автор или организатор, как посредник, ориентирован на публику. Создание произведения - это всегда диалог автора и потенциального потребителя. В данном случае спрос, вкус, запросы общества учитываются при предоставлении любого рода услуг культуры;       - особый эффект воздействия от услуги на личность потребителя - чувства, мысли, получаемые при потреблении культурного продукта воздействуют на человека, его личность, побуждают к принятиям решений, действиям;             - пространственно-временная локализация услуг - потребление услуги культуры, будь то концерт, выставка картин, прочтение книги - всегда происходит в определённом месте и времени;       - неотделимость от источника - восприятие художественного произведения невозможно вне самого художественного произведения;   - непостоянство качества - зависимость качества как от исполнителя услуги, так и от подготовленности реципиента, публики;     - несохраняемость  - услуга творится здесь и сейчас, ее нельзя приобрести впрок.           В Национальном статистическом комитете услуги организаций культуры классифицируются :         - УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ КИНО И КИНО-, ВИДЕОПРОКАТА,УСЛУГИ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, КОНЦЕРТНЫХОРГАНИЗАЦИЙ И КОЛЛЕКТИВОВ ФИЛАРМОНИЙ;     -УСЛУГИ ВЫСТАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГООФОРМЛЕНИЯ, УСЛУГИ МУЗЕЕВ, УСЛУГИ ПАРКОВ (САДОВ)КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА;       -УСЛУГИ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ИДРУГИХ ШКОЛ, КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И БИБЛИОТЕК.            Во всем мире интенсивно развивается сфера услуг и экономика сферы обслуживания. В Республике Беларусь процесс развития этих сфер происходит значительно медленнее, однако роль в общественном производстве и внимание к их развитию растут.

Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Республике Беларусь, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.       Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры. Разнообразие субъектов культурной деятельности и многообразие применяемых организационно-правовых форм и форм собственности, свидетельствуют, что сфера культуры является специфической и весьма развитой отраслью экономической системы, где необходимо применение разнообразных методов и способов привлечения организаций и отдельных творческих личностей в систему экономических отношений государства.   Сложившаяся в предыдущие десятилетия централизованная система управления всеми сферами общественной жизни, в том числе и культурой, характеризуется двумя главными недостатками:      - высокой степенью централизации принятия решений и вытекающим отсюда диктатом органов управления;        - преобладанием отраслевых интересов над интересами потребителей соответствующих благ и услуг.        Долгое время перед организациями сферы культуры ставились прежде всего политико-воспитательные, идеологизированные просветительские задачи. Государство принимало на себя почти всю сумму расходов, которые возникали в связи с деятельностью учреждений культуры. Они были освобождены от необходимости планировать и прогнозировать экономические результаты своей деятельности и ее эффективность. Главным критерием для оценки организаций была идеологическая или социальная эффективность, что предопределяло характер экономических процессов и особенности финансовой системы, развивавшихся в сфере культуры. Хозяйственный механизм в сфере культуры, основанный на системе бюджетного финансирования и административно-командного управления, в современной ситуации не способен создавать необходимые условия для саморазвития культурной жизни, конструктивного взаимодействия множественности независимых субъектов культурной деятельности. Либерализация цен, высокий уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, обострили положение отраслей социально-культурной сферы. В настоящее время они переживают кризис, в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного современным экономическим отношениям. Взамен плановой экономики возникает спрос на поиск новых технологий, способных разрешать возникающие противоречия в сфере культуры.        Все выше перечисленные факторы негативно отразились на сфере культуры, характеризующейся ярко выраженной национально-региональной спецификой, стремлением к спонтанному проявлению самодеятельности населения, к максимальному разнообразию форм реализации культурной жизни. Актуализация управленческих проблем в области культурной политики на региональном уровне требует всестороннего теоретического научного обоснования.          Исходя из необходимости осуществлять культурную деятельность в регионе, имея определенное количество потенциальных потребителей культуры, должна быть построена новая методология финансирования сферы культуры.            В сложившейся ситуации актуален переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой культуры, к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования к финансированию программ и проектов, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств.     Несмотря на существенные особенности сферы культуры, обусловленные некоммерческим характером и высокой степенью социальной значимости, формирование ее нового механизма управления и финансирования должно происходить в контексте перехода к экономике смешанного типа. Модель рыночного хозяйствования недостаточна для реализации общественных интересов, запросов и ожиданий по отношению к культурной деятельности. Необходим поиск организационно-экономических форм, методов и механизмов управления, сочетающих элементы рыночного и внерыночного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

         2Исследование процесса организации деятельности  ГУ «Центр моды и красоты «Хрустальная Нимфа» по оказанию услуг культуры

2.1  Социально  экономическая характеристика деятельности  ГУ «Центр моды и красоты  «Хрустальная Нимфа» 

 

 

Во исполнении Декрета  президента Республики Беларусь т № 3 от 9 марта 2005 г. «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» 5 апреля 2006 года было на основании Решения Гомельского областного комитета 297 «Об открытии Гомельской городской школы красоты на базе государственного учреждения Городско Центр культуры». В штатное расписание Городского центра культуры была введена штатная единица «Руководитель студии», на которую была принята Гончарова Я.Н. для дальней проработки документации по оформлению юридического лица и организации профессиональной деятельности будущего учреждения.   6 февраля 2008 года на основании Решения Гомельского Городского исполнительного комитета  было принято решение о регистрации юридического лица и утверждение устава Государственного учреждения «Центр моды и красоты «Хрустальная Нимфа».     Государственное учреждение «Центр моды и красоты «Хрустальная Нимфа» создано путём выделения из Государственного учреждения «Городской центр культуры»,  зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитета  распоряжением номер 89 от 21.04.2008  УНП 490681222.             В своей деятельности Государственное учреждение руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, решениями Собственника, Учредителя, приказами Уполномоченного органа и Уставом. Сокращённое название Центр моды «Хрустальная Нимфа». Государственное учреждение является некоммерческой организацией в сфере культуры, культурно-просветительным учреждением клубного типа, которое финансируется из бюджета  и осуществляет деятельность, связанную с подготовкой моделей (демонстраторов одежды), организацией и проведением конкурсов красоты и показов, а также иную  деятельность, относящуюся к сфере моды, стиля и красоты.       Центр моды и красоты «Хрустальная Нимфа» существует с целью создавать и предоставлять услуги талантливых профессионалов мира моды, красоты и стиля как на территории РБ, так и за рубежом.     29 декабря 2010 года решением Гомельского областного исполнительного комитета номер 1614 было принято решении «О передаче Центра моды «Хрустальная Нимфа» в под ведомство Управлению культуры Гомельского областного исполнительного комитета.     Учреждение в своём управлении имеет гербовую печать, дающую право заключать договора от имени государственного учреждения со всеми коммерческими и не коммерческими структурами.     Имеются расчётные счета: бюджетный, внебюджетный, валютный (доллары и евро), спонсорский.       Зарегистрирован  кассовый аппарат, по которому осуществляется приём денежных средств от населения.         Учёт финансово-хозяйственной деятельности ведётся по упрощённой системе налогообложения.         Режим работы учреждения - 7 дней в неделю, с 8.30 до 20.30 – реализуется  администраторами, работающими по графикам. Данная форма организации рабочего времени вязана со спецификой учреждения: административная часть работает с 9.00 до 18.00, художественно-постановочная группа с 11.00 до 20.00.         С марта 2012года в помещении организовано функционирование пожарно-охранной сигнализации.        Открытие помещения Центра моды состоялось с участием русского кутюрье В.М. Зайцев. 

В настоящее время существует контакт между Домом моды В.М. Зайцева и Центром моды, выраженный в участии моделей в показах  ,а также в возможность сотрудникам Центра принимать участие в стажировках и мастер -классах.

                      

Рисунок 2.1 – Открытие центра моды В.М. Зайцевым                        Примечание.Источник: собственный архив.

Для организации профессиональной деятельности были организованы специализированные кабинеты для занятий, обучения и  подготовки мероприятий.          Оборудование Центра моды - профессиональная подиумная конструкция, пользуется большим спросом  во время проведения масштабных  городских и областных мероприятий, такие как пасхальный кирмаш, и т.д. 

Основная деятельность:        Основными целями деятельности Государственного учреждения являются:             - создание необходимых условий для всестороннего развития личности, её творческих способностей, профессионального самоопределения;   - развитие интеллектуального и духовного потенциала молодого поколения, его национального самосознания;       - приобщение молодёжи к культурно–историческому наследию белорусского народа, пропаганда национальных культурных традиций;  - эстетическое воспитание молодёжи;       - развитие эстетического вкуса, понимания и умения оценивать эстетические явления жизни и искусства;        - совершенствование культуры костюма;       - организация и проведение культурно-массовых мероприятий;   - оказание платных услуг в сфере досуга.     Предметом деятельности государственного учреждения является:  - оказание услуг, выполнение работ в соответствии с основными целями учреждения;           - проведение конкурсов красоты;        - популяризация белорусской моды на международном уровне;   - обучение учащихся комплексу навыков, необходимых для приобретения свободы и естественности движений на сцене, профессионального самосознания;         - поддержка мастеров, художников, работающих в области народного искусства, национального традиционного и современного костюма, высокой моды;             - развитие межкультурного диалога и расширение международных контактов в области модельного искусства.   

Центр моды «Хрустальная Нимфа» создавался как альтернатива частным  модельным агентствам для подготовки и трудоустройства моделей, организации  их профессиональной деятельности, как  в Республике, так и за границей, как профильная организация для  деятелей моды, красоты и стиля.  На сегодняшний день «Хрустальная Нимфа» является одной из самых молодых и успешно развивающихся организаций в данной сфере.  

Работа со СМИ         Основным источником информации о деятельности Центра является официальный веб-сайт организации www.crystalnymph.by, на котором представлена информация на 2-ух языках: русском и английском.  Благодаря наличию в штате пресс-секретаря и фотографа. Информация о мероприятиях Центра моды (анонс и пост–освещение) оперативно поступает к представителям СМИ.           Деятельность Центра моды и красоты «Хрустальная Нимфа» широко освещается на 1-ом Гомельском телеканале, а также на телеканале «Нирэя» (Гомель).              Все мероприятия Центра подкрепляются радио-роликами, специально разработанными и записанными к каждому конкретному событию.   Основные радиостанцию, с которыми сотрудничает Центр: Радио 107, 4 FM (Гомель), Радио «Unistar», «Радиус FM», «Минск».     Также на радио «Беларусь» (вещает на международную аудиторию), Радио 1 и «Сталiца» (Белтелерадиокомпания) периодически проходят интервью с представителями Центра и его руководителем Яниной Гончаровой.           С такими СМИ как газета Гомельские Ведомости,  Радио 107,4, Первый городской телеканал,  интернет портал Интерфакс  Центр моды заключает Договора о сотрудничестве на год, позволяющие официально размещать любую информацию о деятельности Центра моды на безвозмездной основе.

По части работы внутри коллектива ведётся постоянная идеологическая работа, направленная на укрепления внутренней дисциплины, уважения и взаимовыручки  между сотрудниками. Организованы совместные посещения кинотеатров, общественных катков, велопрогулки и другое. В  коллективе имеются традиции приёма новых сотрудников, празднования официальных  праздников и Дней рождений, постановочные  фотосессии.    

Планы на будущее развитие Центра моды :     - достижения показателей по части получения прибыли от вложенных инвестиций в модельной школе, проходящих подготовку в модельной школе, усилить контроль по ведению контрактов с моделями и договорных отношений. Заключение прямых контрактов с агентствами и домами моды в Европе;  

- укрепление материально-технической базы за счёт обновления оргтехники за счёт участников Попечительского совета; 

- увеличение  оплаты труда специалистов, что бы  избегать утечки кадров, за счёт организации мероприятий в сфере моды на коммерческой основе;  

- проведение  студенческого фестиваля моды и стиля «Дикавата», раннее проводимого уже 4 года в Минске. А с 2013  планируется его проведение в Гомеле;             - создание студии молодых дизайнеров, так как Гомель и Область представлены самым малым количеством деятелей моды в Беларуси в целом. Это говорит, что необходимо создание стартовой платформы, которая позволит молодёжи экспериментировать, развиваться и самоопределяться в дальнейшем профессиональном росте в области моды.

Информация о работе Услуги культуры: сущность, классификация, значение в национальной экономике Республики Беларусь