Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:45, дипломная работа
Целью настоящей работы является представить комплекс рекомендаций по совершенствованию управления персоналом ООО «Компьютерный мир».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- оценить систему управления персоналом на ООО «Компьютерный мир», ее проблемы и недостатки;
- рассмотреть российский рынок труда и тенденции управления персоналом на современных предприятиях.
- разработать мероприятия по построению оптимальной системы управления персоналом предприятия.
Введение 3
1 Рынок труда и управление персоналом на современном этапе 6
1.1 Анализ рынка труда 6
1.2 Современные тенденции в управлении персоналом предприятия 20
1.3 Практика решения проблем и организации успешной работы по 27
управлению персоналом на российских предприятиях 27
2 Оценка основных показателей ООО «Компьютерный мир» и системы управления персоналом предприятия 41
2.1 Технико-экономический анализ деятельности ООО «Цифровой мир» 41
2.2 Анализ организации управления на предприятии 51
2.3 Анализ положения предприятия на рынке 61
2.4 Оценка управления персоналом на ООО «Компьютерный мир», проблемы и недостатки 66
3. Проект мероприятий по совершенствованию управления персоналом в ООО «Компьютерный мир» 75
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса отбора кадров и адаптации персонала 75
3.2 Мероприятия по оценке квалификации торгового персонала 86
Заключение 98
Список использованных источников 102
Приложения 106
Огромное преимущество Интернет-магазинов в том, что они экономят на аренде магазинов. Это позволяет продавать товар с минимальной наценкой. Порой цена в интернет-магазине на несколько десятков процентов ниже, чем в обычной торговой точке. Но есть и минус — нельзя подержать товар в руках перед покупкой. Впрочем, для многих потребителей это не проблема: они выбирают товар в обычном магазине, а заказывают в сетевом. По данным «Яндекса», гораздо сильнее от интернет-магазинов отпугивает другое — частое несоответствие реальных цен указанным на сайте и банальное отсутствие выбранного товара на складе.
Однако достоинства Интернета несомненны, поэтому крупные ретейлеры бытовой техники и электроники также обратили свое внимание на интернет-пространство и начинают активно развивать сети интернет-магазинов в российских регионах.
"Техносила" открыла в 2008 г. интернет-магазины в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Самаре, Перми и Новосибирске. "М.видео" открыли интернет-магазины в Ростове-на-Дону, Челябинске и Екатеринбурге. "Мир" и "Евросеть" также нацелены на освоение всемирной паутины. За 2–3 года компании планируют увеличить интернет-торговлю в России вдвое.
Такая стратегия развития связана
прежде всего с тем, что открытие
одного интернет-магазина обходится
компаниям гораздо дешевле
ООО «Компьютерный мир» является небольшим специализированным предприятием, осуществляющим торговлю цифровой техникой (преимущественно ПК). В связи с этим оно не может составить реальную конкуренцию крупным сетевым универсальным магазинам. Основными конкуренты предприятия являются ООО «Дельта», ООО «Старт мастер», ООО «Дека». (Таблица 2.14).
Таблица 2.14 - Сравнительная характеристика конкурентов ООО «Компьютерный мир»
Параметр |
ООО «Компьютерный мир» |
ООО «Дельта» |
ООО «Старт мастер» |
ООО «Дека» |
Торговые точки |
Продажа только на территории Москвы (3 павильона в КЦ «Буденовский» |
Продажа только на территории Москвы |
Федеральная розничная сеть (в Москве Московской области, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Кемеровской области и в Алтайском регионе). |
Продажа только на территории Москвы |
Ассортимент |
Компьютеры, комплектующие, оргтехника, программное обеспечение и др. Оказание услуг в области IT-технологий |
Компьютеры, комплектующие |
Компьютеры, комплектующие, видео техника, офисная техника, фото и видео камеры, телефония, mp3 и др. |
Компьютеры, комплектующие Видеонаблюдение Системы контроля доступа Кабельные системы Аудит и консалтинг |
Наличие интернет-магазина |
есть |
нет |
есть |
нет |
Таким образом, основными преимуществами компании являются широта ассортимента товаров, наличие дополнительных услуг в области IT-технологий (здесь она конкурирует только с ООО «Дека»), возможность приобретения товаров через Интернет. Однако серьезным недостатком являются ограниченные торговые площади.
Центральным звеном системы управления персоналом ООО «Компьютерный мир» является Генеральный директор, который координирует и контролирует деятельность всех структур предприятия, определяя планы и стратегические цели их работы. Именно он издает приказы о назначении на должность работников, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и назначает дисциплинарные взыскания;
К системе управления персоналом также следует отнести руководителей структурных подразделений компании, так как любое кадровое решение, вне зависимости от того, где и кем оно было принято, в случае его направленности на каждого рядового работника доводится до трудового коллектива именно через руководителя соответствующего подразделения.
В обязанности менеджера по кадрам входит: подбор персонала (поиск, собеседование, отбор) а также ведение кадрового делопроизводства и организация корпоративных мероприятий.
Таким образом, на предприятии отсутствует специализированное подразделение по управлению персоналом, функции управления размыты между управляющим и руководителями отделов, что ввиду их недостаточной компетенции приводит к существенным проблемам в области кадрового менеджмента.
Рассмотрим основные функции по управлению персоналом и их осуществление на анализируемом предприятии:
Следует отметить, что общая модель управления персоналом на предприятии должна строиться на основе кадровой политики. Кадровая политика должна способствовать созданию условий для эффективной деятельности персонала, направленной на достижение стратегических целей и поддержание конкурентоспособности. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика формирует:
- требования к рабочей силе
на стадии ее найма (к
- отношение к "
- отношение к стабилизации
- отношение к характеру
- отношение к внутризаводскому движению кадров и т.д.
Существующую на предприятии кадровую политику следует охарактеризовать как пассивную. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.
Таким образом, отсутствие четкой и
ясной кадровой политики является первым
сигналом, свидетельствующим и
Как уже было отмечено, пассивная
кадровая политика не предполагает планирования
численности персонала
Между тем цель составления плана заключается в определении оптимальной численности персонала. Не должно быть как недостатка в работниках, последствиями которого могут быть срывы производственных программ, производственный травматизм, конфликтные ситуации в коллективе, так и избытка, который может повлечь увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированном труде, отток квалифицированных работников. Это еще и качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос “кого?” нужно нанять на предприятие. Отсутствие ответа на данный вопрос автоматически влечет за собой неэффективную организацию процесса найма персонала.
Процесс приема на работу на ООО «Компьютерный мир» состоит из следующих этапов:
1. Подача заявки, на подбор специалиста менеджеру по кадрам. В ней содержится следующая информация:
- название вакансии;
- причина образования вакансии;
- кому подчиняется;
- наличие подчиненных;
- основные должностные обязанности.
2. Размещение информации об имеющейся вакансии (объявления на веб-ресурсах (jоb.ru, rabоta.ru), а так же в газетах и через службу занятости.
3. Просмотр специалистом резюме. Обзвон кандидатов и запись на собеседование.
4. Проведение собеседования.
5. Оформление выбранного кандидата на работу:
Можно выделить следующие недостатки в реализации данной функции управления.
1. На анализируемом предприятии
процесс приема на работу
2. Недостаточно внимания
3. Решение о найме принимается по результатам изучения документов сотрудника и собеседования с менеджером по кадрам и руководителем отдела, где появилась свободная вакансия. Здесь главная проблема состоит в том, что без тестирования по некоторым специальностям (такие как сборщик сервис- инженер) сложно определить профессиональные навыки, а руководители отделов не обладают навыками, позволяющими оценить профессиональные навыки. При этом при найме присутствует большой фактор субъективности.
Неэффективность организации процесса найма персонала является одной из причин высокой текучести кадров на предприятии и требует принятия мер по его усовершенствованию.
Отрицательное влияние на текучесть персонала оказывает отсутствие полноценного процесса адаптации на предприятии. Формально во время найма на работу человек получает предварительную информацию об организации. Затем следует ознакомление с требованиями к работе, ее эффективному выполнению. В процессе адаптации нового сотрудника предприятия не уделяется внимание социально-психологической адаптации - вхождению в трудовой коллектив, овладению ценностями организационной культуры.
Ситуация с текучестью кадров ООО «Компьютерный мир» представлена в таблице 2.15.
Таблица 2.15 - Движение персонала ООО «Компьютерный мир», (чел.)
Показатели |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
Изменение за период | |
Абсолютное |
Темп прироста, % | ||||
Принято на предприятие |
15 |
12 |
14 |
-1,00 |
-6,67 |
Выбыло с предприятия |
14 |
11 |
17 |
3,00 |
21,43 |
В том числе: |
|||||
на учебу |
2 |
1 |
1 |
-1,00 |
-50,00 |
в Вооруженные Силы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
|
на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом |
1 |
1 |
1 |
0,00 |
0,00 |
по собственному желанию |
10 |
7 |
13 |
3,00 |
30,00 |
за нарушение трудовой дисциплины |
1 |
2 |
2 |
1,00 |
100,00 |
Среднесписочная численность работающих |
53 |
54 |
51 |
-2,00 |
-3,77 |
Коэффициенты оборота: |
|||||
по приему |
0,28 |
0,22 |
0,27 |
-0,01 |
-3,01 |
по выбытию |
0,26 |
0,20 |
0,33 |
0,07 |
26,19 |
Коэффициент текучести |
0,21 |
0,17 |
0,29 |
0,09 |
41,71 |
Из таблицы 2.15 видно, что на анализируемом предприятии в 2009 г. величина оборота по выбытию превышает оборот по приему, вследствие чего численность персонала сократилась до 51 чел. Коэффициент текучести персонал в 2009 году выше, чем в 2007 году. Его величина 29 % (при допустимом значении 5-7 %) свидетельствует о нестабильности численности персонала предприятия, и о снижении желания работников и в дальнейшем трудиться на данном предприятии.
Организация труда в ООО «Компьютерный
мир» направлена на осуществление комплекса
организационно-технических, экономических
и санитарно-гигиенических
Важную роль в организации труда работников играют Правила внутреннего распорядка. Согласно Правилам в основные обязанности работников ООО «Компьютерный мир» входит:
- добросовестно исполнять
свои трудовые обязанности,
- соблюдать правила
внутреннего трудового
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться
к имуществу работодателя (в том
числе к имуществу третьих
лиц, находящемуся у
- незамедлительно сообщить
работодателю либо
Круг обязанностей, которые выполняет работник по своей специальности, квалификации, должности, определяется трудовым договором, должностной инструкцией. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
-замечание;
-выговор;
-увольнение по соответствующим основаниям.
График работы продавцов
- 5/2, в павильонах с 11:00 до 20:00 в офисе
с 10:00 до 19:00. В течение рабочего дня
работнику предоставляется
Информация о работе Формирование кадровой политики организации