Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании сущности франчайзинга и определении возможностей его использования в российской экономике, как одной из форм предпринимательства. Для этого в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы франчайзинга;
2) изучить развитие франчайзинга за рубежом;
3) проанализировать особенности формирования и использования франчайзинга в российской экономике;
4) выявить проблемы и определить перспективы развития франчайзинга в России.
Введение 3
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения 6
1.1 История франчайзинга
1.2 Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга 21
3. Перспективы использования франчайзинга в России 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Введение 3
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Введение
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.
Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Для нашей экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребителей общества в различных услугах.
Франчайзинг вошел в число наиболее привлекательных способов развития бизнеса, поскольку позволяет малому бизнесу феноменально быстро вырасти до среднего и крупного. Тиражирование идей и технологий позволяет людям с минимальными рисками стать собственниками успешного бизнеса и добиться финансовой независимости.
Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.
В настоящее
время развитие российского
Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся организации, сущности и функции франчайзинга, его видов и форм, используемых в хозяйственной деятельности субъектами рыночной экономики. Наибольший вклад в исследование франчайзинга внесли такие зарубежные авторы, как Ж. Дельтей, М. Мендельсон, Дж. Стэнворд, Бр. Смит, Дж. Хенсон и другие.1 Из работ отечественных авторов можно выделить исследования и публикации Довганя В.В., Землякова Д.Н., Колесникова Д.Н., Майлера А.З., Масленникова В.В., Макашева С.В., Рыковой И.В., Силинга С.А., Цирата А.В. и многих других.2 В работах названных авторов проводится анализ зарубежного и отечественного опыта и обосновывается необходимость применения и возможность использования франчайзинга в России, рассматриваются некоторые аспекты формирования и функционирования франчайзинговой системы в различных отраслях экономики в новых условиях хозяйствования.
Вместе с
тем необходимо отметить, что имеющиеся
отечественные теоретические
Цель данной работы заключается в исследовании сущности франчайзинга и определении возможностей его использования в российской экономике, как одной из форм предпринимательства. Для этого в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы франчайзинга;
2) изучить развитие франчайзинга за рубежом;
3) проанализировать особенности формирования и использования франчайзинга в российской экономике;
4) выявить проблемы
и определить перспективы
1.1 История франчайзинга
История франчайзинга берет свое начало в Европе, а еще точнее, в средневековой Франции. Само слово «франчайз» обозначало в те времена особую привилегию или «вольность», даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарами, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов.
В истории британской экономики есть примеры торговой практики, напоминающей франчайзинг. Примером является учреждение системы гильдии в Лондонском Сити XII века или продажа королем представителям знати прав взимать налоги и другие сборы на определенной территории в обмен, например, на вербовку солдат для королевской армии. Даже сейчас в Великобритании существуют древние франшизы, дающие право проводить ярмарки, содержать рынки, предоставлять паромы, мосты и сооружать броды через реки и водные потоки3.В дальнейшем эта идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать франчайзы рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка. В 1840-х годах немецкие пивоварни давали такие же права некоторым тавернам и барам, разрешая им торговать своим пивом и использовать символику пивоварен.
Известен пример английских пивных пабов. В начале XIX века в Англии происходили социальные волнения, причиной которых было большое распространение алкогольных напитков. Власти приняли решение об ограничении продажи алкогольных напитков, предоставив право продавать их только владельцам постоялых дворов, купивших у властей лицензию. Большинство владельцев не имели на это средств. Этой системой прекрасно воспользовались пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая в аренду имущество, а взамен получая рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков. Тем самым образовывалась система пивных пабов, или «связанных домов», в которых использовались основные принципы франчайзинга.
Первым примером франчайзинга в США можно считать законодательное предоставление прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное от правительства исключительное право давало стимул частному бизнесу вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся определенный государственный контроль над работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись определенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Например, передача права на землепользование лицу, которое обеспечит снабжение армии, или передача полномочий определенному лицу на сбор налога от имени правительства. Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и качественно развивать предприятия разных сфер услуг без привлечения государственных средств4.
Еще более интересные
примеры использования
Инициатором производства безалкогольных напитков в системе франчайзинга стала "Соса-Со1а" (1886). Затем ее примеру последовали "Pepsi", "Dr.Реррег" и "RoyalCrown"5.
В данном случае, независимому предприятию передается патентованный сироп или концентрат, либо право на производство фирменного напитка и его сбыт на определенной территории.
Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена компанией GeneralMotors. В 1898 году молодая компания, не имеющая достаточно наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу паровых двигателей и автомобилей через систему франчайзинга. Оптовый продавец приобретал право продавать продукцию только этой фирмы на определенной территории. Ему гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних конкурентов. Франчайзер не имел права предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав для их использования на закрепленной за франчайзи территорией, а также должен был воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой же территории. Франчайзи, в свою очередь, не имел права реализовывать продукцию конкурентов, должен был вкладывать в дело часть своих средств, а также поддерживать репутацию компании и высокий уровень обслуживания. Эта система по сей день остается основным способом продажи автомобилей.
В начале века систему франчайзинга использовали производители для расширения рынка сбыта. В 20-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений "оптовик-розничный продавец". Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Sраr) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocerystores).
С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки, франчайзеры, нефтеперерабатывающие компании, получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.
С 50-х годов
прошлого столетия во многих странах
особенно быстро начала развиваться
франчайзинговая система
Необходимо
отметить, что развитие франчайзинга
в Западных странах происходило
на фоне организационно-правового
В 60-70-х годах
прошлого века в Соединенных Штатах
разразилась франчайзинговая
Вплоть до 1970-х
годов франчайзинг
Широкое развитие
франчайзинга наблюдалось в конце
восьмидесятых годов и
Согласно данным Международной ассоциации франчайзинга, на сегодняшний день существует более 1,5 тысяч концепций – видов франшиз в 75 отраслях промышленности, а общий годовой оборот 316 тыс. франчайзи только в США имеют общий годовой оборот в 1 трлн долл. В Америке непосредственно в области франчайзинга сосредоточено 60% малого бизнеса.
В настоящее время по данным Международной Ассоциации Франчайзинга крупнейшими компаниями, функционирующими по франчайзинговой системе, являются McDonald'sCorp. (ресторан быстрого питания), 7-Eleven Inc. (крупнейшая сеть розничной торговли), SubwaySandwiches&Salads (сеть ресторанов быстрого питания), H&R BlockInc. (финансовая консультационная компания), BurgerKingCorp. (сеть ресторанов быстрого питания), Jani-KingInternationalInc. (мировой лидер в сфере клининговых услуг для корпоративных клиентов), TacoBellCorp. (сеть ресторанов быстрого питания), RadioShack (крупнейшая сеть магазинов электронной и радиотехники), PizzaHutInc. (сеть пиццерий быстрого обслуживания), Domino'sPizza LLC(сеть пиццерий быстрого обслуживания).
Информация о работе Франчайзинг: субъекты, условия заключения