Франчайзинг: субъекты, условия заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании сущности франчайзинга и определении возможностей его использования в российской экономике, как одной из форм предпринимательства. Для этого в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы франчайзинга;
2) изучить развитие франчайзинга за рубежом;
3) проанализировать особенности формирования и использования франчайзинга в российской экономике;
4) выявить проблемы и определить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение 3
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения 6
1.1 История франчайзинга
1.2 Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга 21
3. Перспективы использования франчайзинга в России 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

экономика фирмы курсач.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

 

         В настоящее время франчайзинговая деятельность в российской экономике регламентируется договором коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), понятие которой  не вполне соответствует содержательному содержанию франчайзинга 

 

           Подводя итог всему сказанному можно утверждать, что франчайзинг, как форма взаимодействия крупного и малого предпринимательства достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей. Стимулируя развитие франчайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства в России.

 

2. Технико-экономическая характеристика  предприятия, анализ преимуществ  и недостатков использования  франчайзинга на примере ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»

 

Полное фирменное  наименование Компании - Открытое акционерное  общество «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Учредителем Компании является Совет Министров -  Правительство Российской Федерации. ОАО «ЛУКОЙЛ» было учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от17 ноября 1992 г. № 1403.

Юридический адрес: 101000,  Российская Федерация,  г. Москва, Сретенский бульвар, 11.

Уставный капитал  Компании составляется из номинальной  стоимости приобретенных акционерами  (размещенных)  акций и составляет 21 264 081  рубль 37,5 копейки.

Высшим органом  управления Компании является Собрание акционеров. Совет директоров Компании осуществляет общее руководство деятельностью Компании,  за исключением решения вопросов,  отнесенных к компетенции Собрания акционеров. Председателем Совета директоров является Валерий Грайфер. Кроме него в Совет директоров входят еще 10 членов.

Сегодня ЛУКОЙЛ это:

  • 1,0% общемировых запасов нефти и 2,2% общемировой добычи нефти;
  • 17,8% общероссийской добычи нефти и 18,2% общероссийской переработки нефти;
  • компания №3 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по размеру доказанных запасов углеводородов;
  • компания №6 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по объему добычи углеводородов;
  • лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности;
  • крупнейший налогоплательщик РФ. Общая сумма налогов, выплаченных в 2010 г., - 30,2 млрд долл.

Основными видами деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» и его  дочерних компаний являются разведка, добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов. ОАО «ЛУКОЙЛ» является материнской компанией вертикально интегрированной группы предприятий.

В настоящее  время ОАО «ЛУКОЙЛ» является глобальной энергетической компанией, осуществляющей свою деятельность через дочерние предприятия в 37 странах мира на четырёх континентах.

ОАО «ЛУКОЙЛ» является одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире по размеру доказанных запасов углеводородов, составивших по состоянию на 1 января 2012 г. около 17,3 млрд барр. н. э.(нефть – около 13,4 млрд барр., газ – 23,2 трлн куб. фут.).

Деятельность  Группы можно разделить на четыре основных операционных сегмента:

  1. Разведка и добыча – деятельность по разведке и разработке нефтегазовых месторождений и добыче нефти и газа, которая ведётся главным образом в Российской Федерации, а также на территории Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, на Ближнем Востоке, в Южной Америке, Северной и Западной Африке и Юго-Восточной Азии.
  2. Переработка, торговля и сбыт – переработка и транспортировка продукции, деятельность по реализации нефти, природного газа и продуктов их переработки.
  3. Нефтехимия – деятельность по производству и реализации нефтехимической продукции.
  4. Энергетика – деятельность по генерации, транспортировке и реализации электро- и тепловой энергии, а также оказание сопутствующих услуг.

Начиная с 1998 года ОАО «ЛУКОЙЛ» успешно занимается франчайзинговой деятельностью. На сегодняшний день ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет более 140 франчайзинговых точек по всему миру. Через такой вид деятельности происходит сбыт моторного топлива. Он осуществляется с использованием Товарных знаков ОАО «ЛУКОЙЛ» через организации Группы «ЛУКОЙЛ», которые являются франчайзи и субфранчайзи - организации, не входящие в Группу «ЛУКОЙЛ».

Проанализируем  эффективность деятельности ОАО  «ЛУКОЙЛ» по различным показателям. Общая оценка динамики основных показателей базируется на оценке динамики активов предприятия путем сопоставления темпов прироста активов с темпами прироста финансовых результатов. Оптимальным является следующее соотношение («золотое правило» бизнеса):

IP > IN > IB,

где IP - темп прироста прибыли, IN – темп прироста выручки, IB – темп прироста активов.

Темп прироста активов находится по формуле:

,

где В0 – стоимость активов в базовом периоде, тыс.рубл.;

В1 – стоимость активов в отчетном периоде, тыс.рубл.

Темп прироста выручки находится по формуле:

,

где N0 – величина выручки в базовом периоде, тыс.рубл.;

N1 – величина выручки в отчетном периоде, тыс.рубл.

Темп прироста чистой прибыли находится по формуле:

,

где Р0 – величина чистой прибыли в базовом периоде, тыс.рубл.;

Р1 – величина чистой прибыли в отчетном периоде, тыс.рубл.

За отчетный период примем 2011 год, за базовый – 2010 год. Данные занесем в таблицу 1.

Таблица 1

«Золотое правило» бизнеса

Показатели

Значение в 2010 году

Значение в 2011 году

Темп прироста, %

Активы, IB

989 296 897

1 182 371 977

19,52

Выручка от продаж, IN

35 041 423

43 801 778

24,99

Чистая прибыль, IP

140 037 510

250 331 853

78,76


 

Согласно таблице 1, соотношение  IP > IN > IB выполняется: 78,76% >24,99%> 19,52%.

Так как объём продаж увеличивается быстрее, чем активы Компании, это доказывает эффективное использование ресурсов Компании и можно сделать вывод, что экономический потенциал Компании возрастает по сравнению с предшествующим периодом.

Проанализируем  структуру активов ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2009-2011 годы. В ходе анализа найдем коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных средств – Ко/в.

Этот показатель характеризует степень обеспеченности внеоборотных активов собственными средствами. Примерное значение этого  коэффициента от 0,5 до 0,8. Если показатель меньше 0,5, значит, организация имеет собственный капитал в основном для формирования оборотных средств, что, как правило, оценивают отрицательно. При значении показателя выше 0,8 можно сделать вывод, что привлекаются долгосрочные займы и кредиты для формирования части внеоборотных активов, что вполне оправдано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Компании оборотные средства в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 244,61% при одновременном уменьшении внеоборотных активов на 31,19%, что говорит о том, что у Компании идет тенденция к ускорению оборачиваемости всего имущества, и как следствие явилось высвобождение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, которые увеличились на 1032,75%. Этот факт расценивается положительным явлением в Компании.

С активами Компании связаны два коэффициента: коэффициент мобильности имущества и коэффициент мобильности оборотных активов. 

Коэффициент мобильности имущества организации исчисляют отношением стоимости оборотных активов к имуществу предприятия.

Коэффициент мобильности оборотных активов определяют делением наиболее мобильной их части (денежных средств и финансовых вложений) к стоимости оборотных активов.

По обоим коэффициентам можно наблюдать увеличение значений. Увеличение коэффициента мобильности всего имущества и оборотных активов подтверждает ускорение оборачиваемости имущества.

Теперь  проанализируем структуру пассивов ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2009-2011 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из табличных данных видим, что капитал и резервы в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 87,18%. Долгосрочные обязательства уменьшались в течение всех трех лет и к концу 2011 года составили 88,22%, что, конечно, положительная тенденция. В составе заемных средств увеличилась задолженность по кредитам банка 39,44%.

Проанализируем  изменение цены на продукцию ОАО  «ЛУКОЙЛ» за 2009-2011 годы.

Таблица 4

Цены на нефть и продукцию нефтепереработки ОАО «ЛУКОЙЛ»6

 

2009

2010

2011

Изменение 2011 к 2009, в %

(в долл. США за баррель)

Нефть марки «Брент»

61,67

79,5

111,26

80,41

Нефть марки «Юралс» (СИФ Средиземноморский регион) (1)

61,22

78,29

109,1

78,21

Нефть марки «Юралс» (СИФ Роттердам)(1)

61,15

78,26

109,08

78,38

(в долл. США  за метрическую тонну)

Мазут 3,5%

345,72

442,35

609,51

76,30

Дизельное топливо 0,01%

534,84

688,46

958,73

79,26

Высокооктановый бензин

579,01

735,24

984,12

69,97


(1) Компания реализует нефть на внешних рынках на различных условиях поставки. Поэтому наша средняя сложившаяся цена реализации нефти на внешних рынках отличается от средних цен нефти марки «Юралс» на рынках Средиземноморского региона и Северной Европы.

Цена, по которой  осуществляются продажи нефти и  нефтепродуктов, является основным фактором, определяющим выручку Группы. В течение 2011 г. цена на нефть марки «Брент» изменялась от 93 до 126 долл./барр., достигнув максимального значения в 126,7 долл./барр. в начале апреля 2011 г.

Рост цен, начавшийся в декабре 2010 г. и продолжившийся в первом полугодии 2011 г., в основном был обусловлен спекулятивным фактором, вызванным политической нестабильностью на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В третьем квартале 2011 г. цены стабилизировались, однако финансовая напряжённость в Европе и США привела к некоторой ценовой коррекции.

Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке в определённой степени зависят от мировых цен на нефть, но при этом на них также оказывают прямое влияние конкуренция и спрос на местном уровне.

В таблице ниже приведены средние оптовые цены реализации нефтепродуктов в России в 2009-2011 гг.

Таблица 5

Средние оптовые  цены реализации нефтепродуктов в России в 2009-2011 гг., в долл. США за метрическую тонну

Наименование

2009 г.

2010 г.

2011 г.

изменение 2011 к 2009, в %

Мазут топочный

162,12

245,27

318,99

96,76

Дизельное топливо

462,65

557,36

760,53

64,39

Бензин Аи-92

584,87

714,26

857,7

46,65

Бензин Аи-95

636,24

743,17

897,81

41,11


Проанализировав таблицу, можно заметить, что оптовые  цены на реализацию всех нефтепродуктов к 2011 году выросли. Так, цены на мазут  выросли почти на 100%, меньше всего цены возросли на бензин марки Аи-95.

Сравним результаты деятельности Компании за 2009-2011 годы. В таблице ниже приведены эти результаты за указанный период.

Таблица 6

Информация о работе Франчайзинг: субъекты, условия заключения