Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании сущности франчайзинга и определении возможностей его использования в российской экономике, как одной из форм предпринимательства. Для этого в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы франчайзинга;
2) изучить развитие франчайзинга за рубежом;
3) проанализировать особенности формирования и использования франчайзинга в российской экономике;
4) выявить проблемы и определить перспективы развития франчайзинга в России.
Введение 3
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения 6
1.1 История франчайзинга
1.2 Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга 21
3. Перспективы использования франчайзинга в России 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Таблица 14
Исходные данные для расчета рентабельности
Наименование |
Значение, тыс.рубл. | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Активы |
903053738 |
989296897 |
1182371977 |
Прибыль |
44907745 |
7057798 |
13696403 |
Выручка от продаж |
536708067 |
35041423 |
43801778 |
Собственный капитал |
428562278 |
538205812 |
752277936 |
Чистые активы |
330801217 |
426609438 |
619204589 |
Чистая прибыль |
45147922 |
140037510 |
242637070 |
Таблица 15
Расчет рентабельности, в%
Наименование |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
отклонение (2011 к 2009) |
Рентабельность активов |
5,00 |
14,16 |
20,52 |
15,52 |
Рентабельность собственного капитала |
10,53 |
26,02 |
32,25 |
21,72 |
Рентабельность продаж |
8,41 |
399,63 |
553,94 |
545,53 |
Рентабельность чистых активов |
13,65 |
32,83 |
39,19 |
25,54 |
Из таблицы видно, что рентабельность по всем видам к 2011 году увеличивалась, максимум был достигнут по рентабельности услуг – 545,23%.
3. Перспективы использования франчайзинга в России
В настоящее время, благодаря качественным изменениям, произошедшим в российской экономике за последнее десятилетие, франчайзинговые системы возникают в различных сферах бизнеса. Предпосылок для интенсивного развития франчайзинга на современном этапе несколько:
1. Общество в
целом существенно выигрывает
от развития франчайзинга, поскольку:франчайзинговая
форма организации бизнеса
2. Проникновение
международных франчайзинговых
сетей на российский рынок
влечет за собой
3. Произошло
изменение макроэкономических
4. Формирование инфраструктуры, поддерживающей франчайзинг. В этом аспекте особо следует отметить образованную в 1996 г. Российскую ассоциацию развития франчайзинга (РАРФ), в настоящее время имеющую более 40 региональных отделений, а также Ассоциацию Франчайзинга (РАФ). Основная задача ассоциаций – создание благоприятной информационной и законодательной среды для успешного функционирования предприятий по системе франчайзинга.
Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия:
1. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.Этими изменениями необходимо достичь следующих целей: создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров; обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы; создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
Все три цели тесно связаны между собой. Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить: Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России; Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации"; законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения.
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо: ввести понятие и определение франчайзинга; сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга; определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования; ввести понятие франшизы.
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать: основные понятия и определения, в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга; понятие роялти, франчайзинговых платежей, характеристик рекламного фонда и других специфичных понятий;отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга; порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить); приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов, применяемых при различных видах франчайзинга.
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.
2. Необходимо
включение в правительственную
программу поддержки малого
3. Очень
важно создание системы
Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.
4. Целесообразно
предоставить возможность
5. Требуется
создание сети учебно-
Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, расположенных по всей территории России и предназначенных как для потенциальных франчайзеров, так и для потенциальных франчайзи. Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Это направление можно рассматривать как образовательное с определенной натяжкой - это управленческое консультирование, который должен дополнять образовательное направление.
Организационно
обучение и консультирование могут
проводиться в учебно-
Заключение
Как показывает мировой опыт, франчайзинг – это с одной стороны один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех дальше, а с другой – наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для мелкого предпринимателя.
Франчайзинговая
форма организации бизнеса
В последние годы наблюдается более интенсивное развитие франчайзинговых сетей в России, причем основная доля приходится на отечественные франчайзинговые предприятия, что обусловлено непривлекательностью российского рынка для западных франчайзеров.
Для экономики
России франчайзинг может стать
одним из наиболее эффективных механизмов,
предоставляющих возможность
Учитывая российский и зарубежный опыт, наиболее эффективными и перспективными в России видами бизнеса для ведения хозяйства на основе франчайзинга являются: розничная торговля, производство и реализация технически сложной продукции, бытового назначения; оказание помощи в организации ведения бизнеса; строительство; услуги, связанные с образованием; отдых и развлечения, общественное питание; медицинские и косметические услуги; а также бытовые услуги.
Исследовав деятельность ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2009-2011 годы на основании данных отчетности получили:
1) за анализируемый период оборотные средства увеличились на 244,61% при одновременном уменьшении внеоборотных активов на 31,19%. Это значит, что оборачиваемость имущества увеличивается, и как следствие, высвободились денежные, которые увеличились на 1032,75%. Это же подтверждает увеличение коэффициента мобильности всего имущества и оборотных активов;
2) объём продаж увеличивается быстрее, чем активы предприятия, это доказывает эффективное использование ресурсов;
3) прибыль от
деятельности франчайзинговых
4) капитал и резервы увеличились на 87,18%, долгосрочные обязательства уменьшались в течение всех трех лет, что, конечно, положительная тенденция.
5) все показатели результативности деятельности Компании дают положительный эффект, что положительно влияет на ее финансовую устойчивость;
6) коэффициенты
общей, срочной, абсолютной
На основании анализа всех показателей можно сделать вывод, что ОАО «ЛУКОЙЛ» финансово устойчиво и то, что его деятельность эффективна.
То сеть возможности развития франчайзинга в России достаточно широки, а преимущества развития таковы, что, с одной стороны можно использовать зарубежный опыт и тем самым избежать ошибок, а с другой стороны - продвинуться вперед и даже обогнать западные франчайзинговые фирмы.
Информация о работе Франчайзинг: субъекты, условия заключения