Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 17:13, курсовая работа
Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко всему прочему, у участников сети повышается чувство ответственности: если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел.
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты франчайзинга. 5
1.1. Франчайзинг, понятие и сущность. 5
1.2. Франчайзинг и терминология. 8
1.3. Виды франчайзинга. 11
Глава II. Развитие и использование франчайзинга в России и за рубежом. 12
2.1. Развитие франчайзинга в России. 12
2.2. Франчайзинг как метод ведения бизнеса 17
2.3. Франшиза: «за» и «против». 22
Глава III. Франчайзинг в малом бизнесе. 25
Заключение. 28
Приложение. 31
Список литературы. 32
Субфранчайзинг
– форма, при которой получатель
мастер-франшизы контролирует определенный
район с правом продажи субфраншиз
франчайзера («Gold’S Gym», «Кем драй»).
Франчайзинг в России не получил пока широкого распространения, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно широки.
Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать следующим образом:
-Экономические проблемы. Франчайзинг — экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
• Франчайзинговые
схемы требуют стабильности, прогнозируемости
и предсказуемости
• отсутствие у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
• сложность, а
порой и невозможность
-Социально-психологические проблемы.
• отсутствие отечественного опыта;
• отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
• боязнь франчайзи
потерять самостоятельность и
-Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг — это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга — прежде всего в правовой сфере.
Они, эти проблемы,
связаны с практически полным
отсутствием правового
При заключении
международных договоров
Исходя из вышесказанного, при заключении международных договоров франчайзинга необходимо учитывать множество аспектов, из которых наиболее важными являются следующие: отношение Правительства к франчайзингу; правовой статус партнеров; законы, регулирующие конкурентную борьбу; законы, защищающие индустриальную и интеллектуальную собственность; правила налогообложения зарубежных предпринимателей; условия регистрации зарубежных компаний; законы о занятости; правила регулирования экспортно-импортных потоков и виды контроля за обменом валют.
Разумеется, до тех пор, пока не будет принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические аспекты развития российского франчайзинга, сам процесс будет идти более болезненно. Но одно не вызовет никаких сомнений: появление широкой сети франчайзинга в России – вопрос только времени, причем ближайшего. И чем быстрее законодательные структуры обратят внимание на этот процесс, тем лучше и проще будут развиваться, и укрепляться франчайзинговые системы в нашей стране.
Следует отметить, что современное развитие малого бизнеса требует решения проблем, снижающих экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса и многие другие.
Для решения этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг. Именно в целях продвижения франчайзинговых отношений на Российский рынок в июле 2001 года инициативная группа, состоящая из ряда Региональных фондов поддержки малого предпринимательства и коммерческих структур, заинтересованных в развитии франчайзинга на территории Российской Федерации был учрежден Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса, основными целями и предметом деятельности которого является:
-содействие развитию франчайзинга для малых и средних предприятий;
-участие и содействие в реализации франчайзинговых проектов, включая международных и межгосударственных;
-содействие развитию международного франчайзинга;
-организация проведения выставок, конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. по развитию франчайзинга;
-содействие издательской деятельности, направленной на популяризацию франчайзинга;
-предоставление предпринимательским структурам консалтинговых, информационных и других услуг;
-содействие совершенствованию законодательства, создающего благоприятные условия для развития франчайзинга;
-содействие привлечению инвестиций, а также международной и иностранной помощи, в развитие франчайзинга;
-иная деятельность, направленная на развитие франчайзинга.
Один из выполненных Франчайзинговым Центром Малого Бизнеса проектов заключался в подготовке и проведении по заданию Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в августе 2002 года Межрегионального семинара-конференции на тему «Франчайзинг в малом бизнесе», который был посвящен перспективам применения франчайзинга в российском малом бизнесе.
По мнению выступающих на семинаре, в настоящее время в России развиты два основных направления франчайзинга: проникновение иностранных фирм в Россию, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей, и развитие франчайзинга российскими фирмами. При этом, выделялись некоторые виды бизнеса, в которых франчайзинг в России особенно перспективен. Это - производство и реализация технически сложной продукции, предназначенной для использования населением, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, розничная торговля и др. (Приложение 1, рис.1).
На сегодняшний день Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса наряду с осуществлением уставной деятельности, действуя по решениям семинара-конференции, заинтересовывает структуры, курирующие развитие предпринимательства Российской Федерации, в необходимости совершенствования нормативно-правовой базы по франчайзингу, а также в создании отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения на территории России.
Если проанализировать действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее франчайзинговые отношения, становится очевидным его несоответствие международной практике. При составлении постатейных комментариев главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации2 «Коммерческая концессия» обнаруживаются факторы, сдерживающие развитие франчайзинговых отношений на Российском рынке, и пути их решения.
Франчайзинг в
России делает первые шаги. С его
развитием предпринимательство
в целом и в особенности малый
бизнес получат мощный положительный
импульс, что послужит фундаментом для
процветания экономики Российской Федерации.
В настоящее время, франчайзинг, к примеру, в валовом национальном продукте США создает 13% национального богатства. Развитие данного направления объясняется, в первую очередь, повышенной устойчивостью предприятий франчайзинга. Так, если из 100 малых фирм в первые три года остаются работать лишь 15, а остальные становятся банкротами, то для компаний, работающих на основе франчайзинга, статистика совсем иная: из 100 малых предприятий, начавших свой бизнес, на «плаву» остаются 85.3
Право собственности одной организации (франчайзера) на торговую марку, фирменную услугу, идею, рецептуру, технологический процесс, патент или специализированное оборудование, а также репутацию, деловые связи и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим.
Продажа лицензии (франшизы) головной организацией другому лицу (франчайзи), разрешающей использовать её торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим.
Включение в договор о продаже лицензии (франшизы) права на регулирование и контроль над деятельностью предприятия, управляя которым франчайзор использует свои права.
Оплата предприятием, приобретшим лицензию (франшизу), различных форм компенсации в обмен на приобретенные права, а также за любые услуги, которые лицензиар (франчайзер) предоставляет лицензиату (франчайзи).
Крайне важным
является то, что с предприятием-оператором
всегда будут поддерживаться отношения
постоянного характера, которые
обеспечат ему полную поддержку
в ведении дела со стороны головного
офиса франчайзера по самому широкому
кругу вопросов, требующих квалифицированного
решения.
Основные элементы франчайзинга:
Контракт на куплю-продажу брэнда (стиля, системы ведения бизнеса) между франчайзором (продавец) и франчайзи (покупатель).
Наличие наработанного
развитого и успешного бизнес-
Франчайзор содействует подготовке и обучению франчайзи в области управления системой до открытия его успешного бизнеса.
Между франчайзором и франчайзи поддерживаются постоянные деловые взаимоотношения.
При соответствующем контроле со стороны франчайзера франчайзи разрешается работать под той торговой маркой, под которой была разработана бизнес система, принадлежащая франчайзеру, и таким образом, пользоваться преимуществами от позитивных факторов, ассоциируемых с данным брэндом.
Франчайзи должен сделать значительные денежные инвестиции из своих собственных ресурсов. Франчайзи должен являться собственником своего бизнеса. Франчайзи должен тем или иным способом платить франчайзору за права, которые он получает, и за постоянные услуги, которыми он обеспечивается.
В отличие от распространенного мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом франшизных предприятий питания с едой быстрого приготовления (fast-food franchises) типа ресторанов "Макдоналдс" в 1950-х годах. Скорее всего, его появление относится к началу 1800-х годов. Однако современный франчайзинг испытал свой первый действительный подъем в 1898 г., когда компания "Дженерал моторс" начала применять франчайзинговое дилерство.
Все еще действующая
и процветающая сегодня, ее франшизная
система может похвастаться 10 900
дилерами, рассеянными по всей стране.
Аналогичные франшизные системы были созданы компаниями "Рексолл" в 1902 г. и "Говард Джонсон" в 1926 г., как и многие другие нефтяные, бакалейные, мотельные и закусочные франшизные заведения в начале столетия. С этого времени франчайзинг развивался настолько быстро, что проник в большинство отраслей. Согласно данным Национальной федерации независимого бизнеса (National Federation of Independent Business), около 10% из 19 млн. предприятий страны в 1988 г. функционировали на основании какого-нибудь франшизного соглашения, и франчайзинг в 1988 г. охватывал 34% всего объема продаж розничной торговли. Начиная с 1972 г. выручка от продаж по всем типам франшиз - в розничной торговле, производстве, оптовой торговле и сфере услуг выросла со 144 до 640 млрд. долл. в 1988 г.
Информация о работе Франчайзинг – как форма развития малого бизнеса