Франчайзинг – как форма развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко всему прочему, у участников сети повышается чувство ответственности: если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты франчайзинга. 5
1.1. Франчайзинг, понятие и сущность. 5
1.2. Франчайзинг и терминология. 8
1.3. Виды франчайзинга. 11
Глава II. Развитие и использование франчайзинга в России и за рубежом. 12
2.1. Развитие франчайзинга в России. 12
2.2. Франчайзинг как метод ведения бизнеса 17
2.3. Франшиза: «за» и «против». 22
Глава III. Франчайзинг в малом бизнесе. 25
Заключение. 28
Приложение. 31
Список литературы. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Франчайзинг(Курсовая).doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит "освобождать"; первоначально оно означало "освобождать  от рабства". Сегодня оно имеет  несколько разных значений в зависимости от отрасли.

Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, как будто это товар или услуга. Однако типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - договор, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя).

Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association) дает следующее определение:

"Франшиза  представляет собой непрерывное  взаимоотношение между франшизером  и франчайзи, при котором все  знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов".

Франчайзи получает, таким образом, готовое предприятие. И именно в этом главная привлекательность  франчайзинга. 

Франчайзи не нужно  создавать предприятие шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. Наоборот, предприятие франшизополучателя возникает за ночь. И, вероятно, оно будет точной копией всех остальных предприятий во франшизной цепи. За фиксированную плату типичный франчайзи получает квалифицированную помощь, которая в противном случае оказалась бы слишком дорогостоящей для его отдельного предприятия, по следующим направлениям:

стратегия маркетинга с акцентом на рекламу;

первоначальное  обучение работников и подготовка в области управления;

дизайн магазина и закупка оборудования;

унифицированная политика и процедуры;

централизованные  закупки по пониженным ценам;

постоянное консультирование по вопросам управления;

выбор места  и рекомендации по размещению предприятия;

предоставление  аренды;

финансирование.

В сущности, франчайзинг  процветает потому, что совмещает  стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность  представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой работе.

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи).

В большой степени  именно поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время.

Кроме возможности  быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет также  франшизеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франшизеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.

Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг будет  преобладать в розничной торговле. Он занимает также сильные позиции  в сфере услуг и в меньшей  степени в производстве.

Предоставленный Министерством торговли США статистический отчет за 1988 г. показал, что выручка франшизных предприятий от реализации составила 640 млрд. долл.

До последнего времени слово франчайзинг было синонимом предприятий общественного  питания с едой быстрого приготовления  типа "Макдоналдс" и "Вендиз". Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей. Назовите какой-нибудь товар или услугу - и не исключено, что имеется кто-то, предоставивший на них франшизу. Даже давно известные компании типа "Сирс" и "Монтгомери уорд" заключили франшизные соглашения на 2100 предприятий розничной торговли по каталогу в малых городах с середины 1960-х годов.

Франшизы существуют в таких различных областях, как  художественные галереи и мастерские по ремонту обуви, бары для встреч и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Франшиза: «за» и «против».

 

Франшиза имеет  множество преимуществ по сравнению  с открытием бизнеса «с нуля», однако помните: не каждый бизнесмен сможет построить преуспевающую компанию-франчайзу.

Приняв решение  об основании франчайзы, вы должны задуматься о том, насколько независимым  вы хотели бы быть. Любите ли вы руководить? Как вы воспринимаете необходимость  следовать чьим-то советам, подчиняться не вами установленным правилам и ограничениям? Может быть, вы планируете экспериментировать с новыми методами рекламы, новыми товарами, каналами быта и системами послепродажного обслуживания?

Если вы чувствуете себя настоящим предпринимателем, то мы советуем вам дважды подумать перед тем, как соглашаться на франшизу. Ни один франчайзер не позволит вам полностью контролировать все аспекты работы вашей компании, обязывая вас следовать достаточно жесткой системе правил. С другой стороны, полностью независимому предпринимателю никто не может диктовать свою волю. Хорошо это или плохо – решать вам.

«Руководители компаний-франчайз часто считают  себя предпринимателями, но, на самом  деле, они ими не являются», –  говорит Майкл Зейд, консультант  по франчайзингу из Коннектикута: «Настоящие предприниматели хотят строить полностью новый бизнес и принимать свои собственные решения. Они любят экспериментировать, и хотят руководить своим бизнесом в соответствие со своими собственными представлениями». Что же касается франчайз, то им предлагается модель организации бизнеса и система стандартов, описывающая его функционирование, причем они не имеют возможности отклоняться от этих стандартов.

Определившись с тем, насколько автономным вы видите свой будущий бизнес, вы должны принять во внимание другие факторы, которые могут повлиять на ваше решение:  

- Франчайзы получают  в свое распоряжение хорошо известные брэнды, что на практике означает моментальное приобретение покупательской базы. С другой стороны, независимому предпринимателю приходится создавать репутацию продвигаемого им брэнда самому, что требует существенных затрат времени и ресурсов;

- Большинство  франчайзеров помогают своим  партнерам на подготовительном  этапе, консультируя их по вопросам  выбора местоположения будущего предприятия, его оборудования, организации складских запасов и т.д.;

- В ходе своей  работы франчайзы получают от  франчайзеров поддержку, в которую  входит первоначальное и текущее  обучение руководителей и сотрудников  компании;

- Франчайзеры  могут позволить себе вести исследования в области разработки и создания новых товаров в масштабах, недоступных для небольших независимых компаний;

- Франчайзы пользуются  преимуществами общенациональных  рекламных кампаний, акций по  продвижению новых продуктов,  ведущихся в интересах всех держателей данной франшизы;

- «Одно из  самых главных преимуществ франшизы  заключается в том, что франчайзер  точно представляет себе величину  расходов на организацию новой  франчайзы и на вывод ее  на самоокупаемость. Большинство  небольших независимых компаний-новичков прогорают не потому, что предлагаемые ими продукты и услуги недостаточно хороши, а потому, что они не представляют себе, сколько денег им потребуется до того момента, пока их бизнес не начнет приносить прибыль», – отмечает Майкл Зейд;

- В независимом  бизнесе никто не станет заглядывать  вам через плечо до тех пор,  пока вы сами не попросите  его об этом. Что же касается  франчайз, то они вынуждены делиться  с франчайзерами информацией  о своем финансовом положении,  доходах и текущей деятельности. Кроме того, периодически они подвергаются визитам представителей франчайзера, контролирующих их работы;

- Независимые  компании не должны выплачивать  франчайзерам роялти и вести  с ними переговоры об условиях  контрактов на предоставление франшизы;

- Владелец независимой  компании обладает всей полнотой  полномочий по руководству своим  бизнесом. В свою очередь, руководитель  компании-франчайзы вынужден сотрудничать  с другими держателями данной  франшизы в области принятия  решений, и, в некоторых случаях, подчиняться принятым большинством голосов решениям даже тогда, когда лично он с ними не согласен;

- Руководитель  независимой компании может в  максимальной степени реализовать  те преимущества, которые дает  личное знакомство с покупателями, так как большинство людей предпочитают вести дела с теми, кого они знают. Кроме того, известно, что во многих случаях люди предпочитают работать с относительно небольшими компаниями, которые выглядят в их глазах более привлекательными, чем их более крупные конкуренты. Естественно, что этот фактор работает только тогда, когда предлагаемые небольшой компанией товары и услуги по качеству превосходят то, что предлагает сеть франчайз;

- Как правило,  у небольших независимых компаний  не хватает времени на эффективное обучение своего персонала;

- Во многих  случаях независимые предприниматели  сталкиваются с потерей ориентации, при этом, в отличии от франчайз, им бывает не у кого спросить  совета о том, что им дальше  делать. 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Франчайзинг в малом бизнесе.

 

Современное развитие малого бизнеса требует решения  целого ряда проблем, которые могут  существенно снижать экономическую  эффективность предпринимательства. Наиболее сложными являются:

-необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком, часто региональном рынке;

-потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм;

-сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса;

-снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса.

Для решения  всех перечисленных проблем требуются  новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что  франчайзинг, в настоящее время, единственный, известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства.

В настоящее  время в России можно складываются два основных направления развития франчайзинга:

-проникновение в Россию иностранных фирм, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей;

-развитие франчайзинга российскими фирмами.

К разговору  о франчайзинге, о его возможностях и проблемах следует, наверное, подойти  со стороны малого бизнеса. В последние  два-три года в деловом языке  заметно участилось использование в тесной связке этих двух экономических понятий: «франчайзинг» и «малый бизнес». Причем эта связка весьма эффективна: малый бизнес выступает как реальная база для франчайзинга, а франчайзинг – как действенный механизм для подъема малого бизнеса. Заметное оживление деятельности франчайзинговых схем в малом бизнесе особенно актуально и важно, поскольку развитие малого бизнеса, к великому сожалению, вот уже на протяжении 10 лет остается совершенно неудовлетворительным.

В развитых странах малое предпринимательство давно стало одним из ключевых экономических факторов. Оно дает основную долю ВВП и обеспечивает высокий процент занятости населения (в странах ЕС до 70% ВВП и 72% рабочих мест, в Японии ВВП – более 60% и 75,3% рабочих мест, в США до 40% и более 50% рабочих мест).

В России вклад  малого бизнеса в ВВП уже многие годы остается на уровне 10% – 12%. В стране насчитывается 946 тыс. малых предприятий, из которых 203 тысячи работают в Москве, обеспечивая 2 млн. рабочих мест. Малый  бизнес столицы развивается с 1987 года и его потенциал достаточно устойчив. Как отметил мэр столицы Ю. Лужков на открытии Форума делового партнерства в Москве, «малое предпринимательство стало основой экономики города со всеми его преимуществами и проблемами, с инициативой, энергией и талантом, которые свойственны малому бизнесу».

Однако темпы  его роста оставляют желать лучшего. Если число зарегистрированных предприятий  в Москве за 2003 год увеличилось  на 98,7 тыс. единиц, темпы роста малого бизнеса сократились по сравнению с 2002 годом в пять раз (0,8%). Причин такого положения много. Прежде всего это, конечно же, отсутствие государственной политики в отношении льгот для малых предприятий, отсутствие для них ясной системы учета и отчетности. В сфере налогообложения малого предпринимательства не решены основные вопросы и не создана такая система налогообложения, которая позволила бы малому бизнесу нормально развиваться. Руководство Москвы совместно с ТПП РФ неоднократно обращались по поводу того, чтобы все налоговые поступления от малого бизнеса оставлять в региональных бюджетах, что позволило бы поддерживать и развивать малый бизнес. Однако федеральная власть решить эти проблемы никак не хочет.

Информация о работе Франчайзинг – как форма развития малого бизнеса