Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:15, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики предприятия и ее влияние на финансовую результативность. Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач: - определить экономическую сущность политики ценообразования, цели и методы ее формирования; - проанализировать ценовую политику предприятия; - разработать пути совершенствования ценовой политики предприятия; - оценить финансовые результаты оптимизации ценовой политики.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………5 1.1 Экономическая сущность ценовой политики предприятия……………………………………………………………….......5 1.2 Виды цен и факторы, влияющие на формирование ценовой политики предприятия ………………………………………………………………….14 1.3 Показатели характеризующие эффективность ценовой политики…...25 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ..……….29 2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия …………….29 2.2 Оценка основных экономических показателей деятельности предприятия ……………………………………………………………..….....33 3 АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………....36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..45 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………47
Государственные органы в зависимости
от сложившейся хозяйственной ситуации
могут регулировать цены только на ограниченный
круг товаров. Государство может определять
только общие правила и принципы ценообразования,
иногда устанавливать предельные уровни
рентабельности или цен на отдельные товары
и таким путем осуществлять свои управленческие
функции. Однако государственные органы
не должны определять конкретные цены
на товары, изготовляемые различными собственниками.
Предприятия реализуют свою
продукцию, работы, услуги, как правило,
по ценам и тарифам, установленным самостоятельно
или на договорной основе, и только в отдельных
случаях, предусмотренных законодательными
актами, по государственным ценам. На продукцию
предприятий, занимающих монопольное
положение на рынке товаров, а также на
товары и услуги, определяющие масштаб
цен в экономике и социальную защищенность
отдельных групп населения, допускается
государственное регулирование цен. В
переходный период к рынку в условиях
смешанной (многоукладной) экономики рыночный
механизм ценообразования должен гибко
сочетаться с механизмом государственного
регулирования цен на отдельные товары.
Такое сочетание позволяет государству
с помощью цен определять и реализовать
цели и приоритеты экономического развития
и формировать соответствующие пропорции.[11]
Механизм ценообразования проявляется
через цены, их динамику. Динамика цен
формируется под воздействием двух важнейших
факторов: стратегического и тактического.
Стратегический фактор заключается
в том, что цены образуются на основе стоимости
товаров. Постоянно происходят колебания
цен вокруг стоимости.
Тактический выражается в том,
что цены на конкретные товары формируются
под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор – фактор долговременного
перспективного действия, второй – может
часто меняться (в течении дней, часов),
так как динамика конъюнктурных изменений
очень высока и здесь требуется всестороннее
изучение этих изменений. Как первый, так
и второй факторы весьма важны в условиях
рыночной экономики. Их следует обязательно
учитывать, иначе предприятие или фирма
окажутся в очень затруднительном положении.
Первый фактор ставит в наиболее
благоприятные условия те предприятия,
которые имеют современную технику, технологию,
пользуются передовыми методами организации
труда и т.д. Наибольший выигрыш получает
тот, у кого индивидуальные затраты на
производство ниже. Второй фактор помогает
тем предприятиям, которые оперативно
умеют пользоваться конъюнктурой. Однако
наибольшую уверенность в успехе и выигрыш
получают на рынке те предприятия, которые
имеют возможность использовать и тот,
и другой факторы.
Следовательно, в условиях рынка
динамика цен будет формироваться совершенно
по-иному и в какой-то мере непредсказуемо.
Надо иметь в виду, и это подтверждает
опыт зарубежных стран, что государство
может экономически воздействовать на
рыночную конъюнктуру и динамику цен.
При переходе к рынку требуется
продуманная система мер, которая апробирована
в странах с рыночной экономикой. К таким
мерам относятся:
установление предельного уровня
цен государственными органами; меры,
принимаемые органами управления, направленные
на развитие конкуренции;
соответствующая налоговая
политика и др. Большая роль здесь должна
отводиться местным органам управления.
При этом все мероприятия в данной области должны быть закреплены
законодательными актами.[9]
Цены, которые устанавливаются
по соглашению сторон, участвующих в обмене
товаров, называются договорными (свободными).
Идея договорного рыночного ценообразования
заключается в том, чтобы нацелить предприятия-изготовители
на выпуск товаров, пользующихся спросом.
Гибкость и оперативность в установлении
рыночных цен приводит к тому, что экономика
оказывается более динамичной и ориентируется
на удовлетворение общественных потребностей.
Договорные (свободные) цены являются
важнейшим элементом согласования экономических
интересов. Воздействие системы свободного
ценообразования на экономику можно проследить
только в динамике, во времени. Если при
этом на какой-то момент достигнут временный
баланс спроса и предложения, то в будущем
он может нарушиться. В этой связи особую
роль играет системный подход к свободному
ценообразованию, анализ рыночных цен
как одного из компонентов социально-экономической
системы.
Следует заметить, что свободные
цены сами по себе еще не обеспечивают
экономический рост, а во многих случаях,
особенно в условиях дефицита, приводят
к стремительному повышению уровня цен.
Рост цен в условиях разбалансированной
экономики может иметь негативные последствия,
усугубляющие и без того непростую ситуацию
в экономике. Быстрый рост цен в условиях
ненасыщенного и в значительной степени
монополизированного рынка товаров и
услуг вызывает дезорганизацию производства.
При этом падает надежность планирования
на уровне отдельного предприятия, и нарушаются
пропорции внутриотраслевых и межотраслевых
связей. Из-за того, что появляется возможность
получить дополнительную прибыль, не обусловленную
ростом производства, падают стимулы к
увеличению выпуска продукции в натуральном
выражении. Инфляция способствует спаду
производства, препятствует выходу экономики
из кризиса.
Для того чтобы процесс перехода
к свободным ценам происходил нормально,
т.е. рост свободных цен находился в допустимых
пределах и не приводил к сокращению производства,
необходимы следующие условия:
реальная хозяйственная самостоятельность
предприятий, обладающих правом участвовать
в заключении договоров о ценах;
отсутствие дефицита товаров,
переводимых на реализацию по договорным
ценам;
отсутствие монополии товаропроизводителей;
структурная перестройка экономики,
прежде всего конверсия оборонного комплекса
и базовых отраслей хозяйства;
обеспечение единого экономического
пространства в рамках государств СНГ;
юридически закрепленное право
на свободный выбор поставщиков и потребителей.[8]
1.2 Виды цен и факторы,
влияющие на формирование ценовой
политики предприятия
Наиболее полное представление
о складывающемся уровне цен дают фактические
сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться
как конкурентные цены при ведении переговоров.
Биржевые котировки служат
хорошим ориентиром при торговле биржевыми
товарами, они отражают фактические сделки
на определенный период. При их анализе
следует иметь в виду, что они подвержены
влиянию экономической конъюнктуры.
Цены аукционов и торгов близки
к котировкам бирж.[2]
В статистических источниках,
как правило, даются средние цены. Справочные
цены публикуются в справочных изданиях,
каталогах, журналах, газетах. При их рассмотрении
следует иметь в виду, что они не отражают
реальной картины, поскольку продавцы
обычно предоставляют с них разнообразные
скидки. Характерной чертой справочных
цен является их стабильность во времени,
они мало меняются при изменении конъюнктуры,
тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются
пересмотру.
Контрактные цены - цены, по
которым можно продать товар, но чаще всего
в результате переговоров покупателя
и продавца происходит снижение цены,
для чего в контрактной цене имеется небольшой
резерв. Контрактная цена может быть твердая
(фиксированная), устанавливаемая окончательно
в момент подписания контракта, она может
быть ценой с последующей фиксацией или
в момент, определенный контрактом.
Подвижная цена - в случае изменения
условий, оговоренных в контракте, она
может быть пересмотрена.
Скользящая цена исчисляется
в момент исполнения контракта путем пересмотра
договорной, базисной цены с учетом изменений
в издержках производства, произошедших
в период исполнения контрактов.
Экспортная цена товара - на
ее уровень влияет множество факторов:
объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем
рынке, время и сроки продажи товара, его
поставки, условия экономического, политического,
правового и культурного развития страны-импортера.
Она устанавливается на основе так называемых
базисных условий, которые учитывают:
стоимость самого товара, обязанности
продавца по оплате расходов по транспортировке
и страхованию товара (франкированию цены).
Международная торговая палата
предусматривает различные базисные условия
определения цены в контрактах. Наиболее
распространенными условиями являются
ФОБ (в цену включается только стоимость
товара) и СИФ (продавец несет расходы
на фрахтование транспортных средств
и страхование).
Первым и важнейшим признаком
классификации цен является их дифференциация
в соответствии с обслуживаемой сферой
товарного обращения.[6]
В зависимости от этого признака
цены подразделяются на следующие основные
виды:
оптовые цены на продукцию промышленности;
цены на строительную продукцию;
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
тарифы грузового и пассажирского
транспорта;
розничные цены;
тарифы на коммунальные и бытовые
услуги, оказываемые населению;
цены, обслуживающие внешнеторговый
оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности
– цены, по которым реализуется и закупается
продукция предприятий, фирм и организаций
промышленности независимо от форм собственности
в порядке оптового оборота. Продукция
продается и покупается оптовыми партиями
со сменой форм собственности, чего не
было при административном ценообразовании.
В этом принципиальное отличие оптовых
цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
Оптовые цены на продукцию промышленности
в свою очередь подразделяются на два
подвида:
оптовая цена предприятия (отпускная
цена);
оптовая цена промышленности.
Цены на строительную продукцию.
Продукция строительства оценивается
по трем видам цен:
1) сметная стоимость –
предельный размер затрат на строительство
каждого объекта;
2) прейскурантная цена
– усредненная сметная стоимость
единицы конечной продукции типового
строительного объекта (за 1 кв.м жилой
площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м
малярных работ и др.);
3) договорная цена, устанавливаемая
по договоренности между заказчиками
и подрядчиками; сфера действия
этой цены все более расширяется
с развитием рыночных отношений,
соответственно сужается сфера действия
других видов цен на строительную продукцию.
Закупочные цены – это цены
(оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная
продукция сельскохозяйственными предприятиями,
фермерами и населением. На практике закупочные
цены для отдельных хозяйств трансформируются
в средние цены фактической реализации,
в которых учтены цены и количество продукции,
проданной по различным каналам реализации
(заготовительным организациям, по прямым
связям с розничной торговлей, на колхозном
рынке и др.). Закупочные цены – договорные
(свободные) цены, они устанавливаются
в зависимости от соотношения спроса и
предложения.
По своему составу закупочная
цена состоит из: во-первых, себестоимости,
во-вторых, размера прибыли, необходимого
для продолжения осуществления хозяйственной
деятельности в условиях рыночных отношений
на основе не только простого, но и расширенного
воспроизводства, и, в-третьих, НДС.
Тарифы грузового и пассажирского
транспорта – плата за перемещение грузов
и пассажиров, взимаемая транспортными
организациями с отправителей грузов
и населения. Составные элементы тарифа
– издержки и прибыль транспортных организаций
и НДС.
Розничные цены – цены, по которым
товары реализуются в розничной торговой
сети населению, предприятиям и организациям,
они являются конечными; по этим ценам
товары выбывают из сферы обращения и
потребляются в домашнем хозяйстве или
в производстве.
Состав розничной цены характеризуется
следующими экономическими элементами,
ее образующими: оптовой ценой промышленности,
НДС и торговой надбавкой или торговой
скидкой, а также налогом с продаж. Торговая
надбавка состоит из издержек торговых
организаций и их прибыли для продолжения
их деятельности. Торговая надбавка устанавливается
предприятиями розничной торговли в процентах
к ценам приобретения товаров (с НДС).
Схематично весь процесс ценообразования
можно представить следующим образом:
Таблица 1
Издержки (себестоимость) предприятия
Прибыль
Снабженческо-сбытовая, или
оптовая, наценка (скидка)