Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:58, контрольная работа
Цель дисциплины - дать студентам знания, необходимые для анализа рынка и выработки обоснованной стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- ознакомление со специальной терминологией и спецификой отраслевой экономики;
- формирование представлений о закономерностях развития отрасли в системе отраслей, составляющих экономику страны;
- обучение практическим приемам анализа отраслевого рынка;
- обеспечение комплексного, системного подхода при решении экономических и организационных проблем предприятия.
Предметом дисциплины является экономика отрасли индустрии гостеприимства.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
3. Объем дисциплины
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.Содержание курса
5.Темы практических и семинарских занятий
6. Задания для самостоятельной работы студентов
7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения
9. Вопросы для подготовки к экзамену
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
10.1. Учебники, монографии, периодика
10.2. Нормативные документы
10.3. Статистические сборники
10.4. Интернет-ресурсы
10.5. Методическое обеспечение дисциплины
10.6. Информационное обеспечение дисциплин
11. Инновационные образовательные технологии,
используемые в преподавании дисциплины
12. Тесты
13. Задачи
14. Глоссарий
15. Ответы на вопросы тестов
Государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также - обязательные требования). Предусматривает осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю;
Деловые поездки (служебные, обслуживающий персонал) – зарубежные поездки для осуществления различных видов хозяйственной деятельности (экипажи транспортных средств, при остановке в стране, государственные служащие, находящиеся в стране по официальным делам, командированные работники международных организаций, а также персонал компаний, не являющихся резидентами страны, на территории которой они выполняют свои работы).
Доготовочные предприятия общественного питания осуществляют приготовление блюд из полуфабрикатов и кулинарных изделий, их реализацию и организацию потребления.
Дополнительные платные услуги коллективного средства размещения – услуги, не входящие в стоимость оплаты номера или в стоимость путевки, а также услуг, предоставляемых лицам, не относящимся к размещенным в данном КСР: общественного питания, экскурсионных услуг, услуг лечебно-оздоровительного характера, розничной торговли, бытовых услуг (пунктов проката предметов домашнего обихода, бань, автостоянок и т.п.).
Единовременная вместимость коллективных средств размещения определяется по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах.
Заготовочные предприятия общественного питания (включая специализированные цехи) предназначены для централизованного механизированного производства полуфабрикатов, кулинарной продукции, мучных, кондитерских и булочных изделий и снабжения ими доготовочных предприятий, магазинов кулинарии и организаций розничной торговли.
Закон предложения - закон, в соответствии с которым с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.
Закон спроса - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.
Закон убывания предельной полезности - экономический закон, согласно которому каждая дополнительная единица потребляемого блага приносит меньше полезности (удовлетворенности, удовольствия), чем предыдущая единица того же уже потребленного блага.
Закон Энгеля - закономерности изменения структуры расходов семей и отдельных личностей в зависимости от возрастания размеров получаемого ими дохода. По мере роста доходов человека, семьи общее потребление ими всех благ согласно закону Энгеля возрастает, но в разных пропорциях, в различных структурных соотношениях. В наименьшей степени будут возрастать расходы на потребление обычных продуктов питания, в наибольшей степени - на предметы роскоши, на изысканные вещи, сбережения, которые считаются, по мнению Энгеля, люксовым благом.
Закусочная - тип предприятия общественного питания, в котором ведется изготовление, реализация и организация ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенных видов сырья, предназначенные для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием. По ассортименту реализуемой продукции подразделяются на закусочные общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, котлетная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная, бутербродная, рюмочная, и т.д.).
Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численности занятых включаются лица, которые выполнили работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.
Издержки потребления - затраты, связанные с приобретением, покупкой товара и обеспечением его использования, потребления.
Издержки предельные - издержки производства и обращения, необходимые для увеличения производства и продажи товаров на одну единицу.
Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.).
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.
Индекс цен - относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве.
Индивидуальные средства размещения – частное жилье (квартиры, дома, коттеджи, особняки), предоставляемое хозяевами для временного проживания как на платной основе (аренда), так и бесплатно (например – родственникам, знакомым).
Инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
Исполнителем услуг является организация независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по возмездному договору.
Исследование спроса - первый этап в исследовании рынка сбыта, состоящий в изучении потенциального потребителя, его вкусов, структуры потребностей по группам потребителей, выявлении неудовлетворенных потребностей, анализе мотивов предпочтения конкретных товаров, с использованием статистических приемов анализа.
Кафе - тип предприятия общественного питания, в котором изготавливается и реализуется разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте. Как правило, это кофе, чай, прохладительные напитки, закуски, горячие вторые блюда. Различаются по ассортименту реализуемой продукции: кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная, летние кафе. По контингенту потребителей подразделяются на кафе молодежное, детское и др. В зависимости от места нахождения и специфики оборудования различают также кафе-автоматы и кафетерии (отделы-кафе при магазинах, культурно-массовых учреждениях и т.п.).
Кемпинги – коллективные объекты размещения на закрытых площадках, предназначенные для палаток, автофургонов, автоприцепов, домов на колесах и туристских хижин. До 2002 г. кемпинги учитывались в числе гостиниц и аналогичных средств размещения, с 2002 г. отнесены к организациям отдыха.
Классификация - распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики (отрасли производственной и социальной сферы), классификация налогов (косвенные, прямые), классификация товаров (потребительские товары длительного и текущего пользования, продовольственные и промышленные); классификация основных средств (здания, сооружения, машины и оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инструмент, продуктивный скот, многолетние насаждения).
Классификация гостиниц и аналогичных средств размещения – официальная регламентированная процедура отнесения предприятий к одной из имеющихся групп (категорий), характеризующих качественный уровень услуг и обслуживания. В российской Федерации предусмотрены 5 категорий: 1 звезда, 2 звезды, 3 звезды, 4 звезды, 5 звезд (наивысший уровень сервиса).
Коллективные средства размещения - средства размещения, предоставляющие услуги размещения на ночь в комнате или в каком-либо ином помещении. Число мест, которое в нем имеется, должно превышать определенный минимум для групп лиц, превышающих отдельную семейную единицу, а все места в данном заведении должны подчиняться единому руководству коммерческого типа, даже если оно не ставит целью извлечения прибыли. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения - гостиницы (в том числе туристские и квартирного типа), мотели, пансионаты гостиничного типа, общежития для приезжих и другие организации гостиничного типа, специализированные средства размещения, прочие.
Коэффициент использования номерного фонда (наличных мест) равен числу ночевок, деленному на произведение единовременной вместимости и числа дней в году.
Коэффициент эластичности - показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу. В математическом смысле коэффициент эластичности есть производная от экономической величины по фактору, от которого зависит данная величина.
Коэффициент эффективности - отношение результата к обусловившим его затратам. Результат и затраты могут быть выражены как в однородных, так и в разных, неоднородных измерителях.
Кривая предложения - представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке (количеством предлагаемого по данной цене товара) и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение. Кривая предложения графически отображает закон предложения, согласно которому чем выше цена товара, тем больше при прочих равных условиях величина его предложения.
Кривая спроса - представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количеством товара, которое могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос. Кривая спроса графически отображает закон спроса, согласно которому чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.
Лицензирование деятельности предприятий общественного питания отсутствует, однако организации общепита могут осуществлять реализацию алкогольной продукции. Некоторые типы предприятий общественного питания (например, рестораны, бары) используют винно-водочные изделия для приготовления собственной продукции (коктейлей, напитков и т.п.). Следовательно, организации общепита должны получать лицензии на осуществление деятельности в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Личные поездки (туризм, частная, включая шоп-туры) - поездки лиц, направляющихся в зарубежные страны, но не преследующих деловых целей (для проведения отпуска, участия в спортивных и культурных мероприятиях, прохождения курса обучения или лечения и т.п.).
Международный туризма – въездной и выездной туризм.
Места в гостиницах и аналогичных средствах размещения определяется по инвентарным данным на конец года. По специализированным средствам размещения приведены данные о койках (местах) в месяц максимального развертывания, готовых к приему больных.
Мотель – гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги.
Национальные парки – участки территории, образуемые для сохранения природных комплексов, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов и используемые в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях.
Номер в средстве размещения - одна или несколько жилых комнат, с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного размещения туристов и других клиентов. Общее количество номеров (мест) образует номерной фонд средства размещения. В гостиницах и аналогичных средствах размещения номера подразделяются на категории: высшая ("Апартамент", "Люкс", "Студия", "Сюит"); первая, вторая, третья, четвертая, пятая. Для гостиниц каждой категории задается определенная нормативная структура номерного фонда.
Номерной фонд - общее количество номеров (мест) средства размещения;
Оборот общественного питания - выручка от реализации собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов) и покупных товаров без кулинарной обработки (мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий, напитков) населению для потребления главным образом на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.