Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа
Исходя из актуальности изучения потребительского спроса, определяется цель написания курсовой работы, которая заключается в изучении и анализе потребительского спроса и его прогнозирования Мостовского филиала гродненского облпотребобщества.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
-изучены природа и содержание экономического спроса;
- рассмотрены методы проведения анализа потребительского спроса;
-изучены методы прогнозирования потребительского спроса;
-выявлены пути совершенствования коммерческой деятельности по изучению и прогнозированию спроса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА КАК ЭЛЕМЕНТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………..7
1.1 Сущность и значение работы по изучению и прогнозированию покупательского спроса……………………………………………………………7
1.2 Методы изучения и прогнозирования спроса на товары народного потребления……………………………………………………………………….15
2. СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРОСА МОСТОВСКОГО ФИЛИАЛА ГРОДНЕНСКОГО ОБЛПОТРЕБОБЩЕСТВА………………………………………………………..24
2.1 Организационно - экономическая характеристика Мостовского филиала гродненского облпотребобщества………………………………………………...24
2.2 Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления……………………………………………………………31
2.3 Прогнозирование покупательского спроса и использование этих материалов в коммерческой работе Мостовского филиала гродненского облпотребобщества………………………………………………………………..36
2.4. Мероприятия по совершенствованию прогнозированию спроса………40
3. ЭЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ СПРОСА……………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Наиболее распространенной формой проявления спроса является показатель розничного товарооборота. Анализ его структуры помогает выявить предпочтения покупателей в отношении тех или иных товаров. При оптимизации ассортимента целесообразно проводить учет ежедневной реализации по количеству, сумме, а также распределение спроса по времени (например, по дням недели). Наряду с показателями продаж можно получить данные о количестве покупателей и средней сумме покупки.
Товарооборот как выражение спроса позволяет судить лишь о реализованных потребностях покупателей. Существуют еще и нереализованные потребности, а значит - и неудовлетворенный спрос. Причинами возникновения такого спроса могут быть и отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров, и слишком высокие, не соответствующие доходам населения, цены на них.
Изменение спроса может быть связано как со снижением потребности покупателей в одних и увеличением потребности в новых, заменяющих их, товарах, так и с расширением потребностей в товарах, спрос на которые уже сложился. В этих случаях говорят о формирующемся спросе.
Таким образом, при изучении спроса учитываются три его вида:
реализованный (спрос, который нашел свое удовлетворение в виде покупки товара или услуги; количественно выражается суммой проданных товаров);
неудовлетворенный (спрос на товары, которые в определенный момент времени отсутствовали в продаже, хотя они производятся и находятся в обращении);
формирующийся (спрос на товары, которые готовятся к производству).
По характеру возникновения потребности в покупке:
- устойчивый спрос (не допускающий замены товара);
- неустойчивый (окончательно с формированный в магазине при непосредственном ознакомлении с товарами);
-импульсивный (возникает под влиянием побуждений; решающая роль продавца; реклама; широкий выбор товаров).
По степени повторяемости:
-первичный (спрос на товары впервые приобретаемые);
-повторный (спрос на товары знакомые или на замену).
По частоте предъявления спроса: повседневный, периодический,
эпизодический.
По степени распространенности: единичный, ограниченный, массовый [8, c.104].
Учет реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре такого спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью используют результаты инвентаризаций, оперативные данные о запасах и поступлении товаров и т.д. Применение современных компьютерно-кассовых систем позволяет вести ежедневную регистрацию проданных товаров и формировать отчеты с выводом их на печать. При этом могут быть учтены не только наименование, количество, цена товаров, но и целый ряд других характеристик
Информация о реализованном спросе позволяет делать выводы о сезонных колебаниях. Под сезонными колебаниями понимаются такие изменения уровня динамического ряда, которые вызываются влияниями времени года. Их роль очень велика в торговле. Для изучения сезонных колебаний необходимо иметь уровни за каждый квартал, а лучше за каждый месяц. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности (Isi) :
Isi = Yi / Y *100 (1.1)
где Yi - среднее значение товарооборота в определенный месяц на основании фактического товарооборота последних лет;
Y - среднее значение товарооборота в месяц на основании фактического товарооборота последних лет.
В крупной организации розничной торговли индекс сезонности можно исчислять по каждой группе товаров.
Одной из эффективных форм изучения неудовлетворенного спроса является также учет и анализ индивидуальных заказов и заявок покупателей на товары, которых не было в продаже в момент посещения магазина.
Учет неудовлетворенного спроса в организации розничной торговли проводится различными способами. Например, в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых открыток. Кроме того, с целью изучения этого показателя в розничных торговых организациях возможно проведение анкетных опросов покупателей. Узнать, какие товары из отсутствующих в продаже покупатели хотели бы приобрести, помогают и беседы, проводимые продавцами в процессе обслуживания покупателей.
Предложение и спрос - две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):
При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.
Превышение предложения над спросом (П > С) может быть результатом не только излишнего производства или импорта товаров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих их потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расширением платежеспособного спроса населения.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается резким изменением соотношения между предложением и спросом - переход от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее - такое превышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение спроса населения на товары и услуги массового потребления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.
Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса [4, c.228]..
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Основными источниками формирования товарного предложения в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона - местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соотношение указанных источников зависит от уровня развития производства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.
Таким образом, масштабы, качество и динамика развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития платежеспособного спроса населения и одновременно выступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона.
1.2. Методы изучения и
прогнозирования спроса на
Изучение спроса - это сбор, обработка и анализ информации необходимой для принятия плановых решений по производству товаров и принятию коммерческих решений по закупке и продаже товаров.
Методы изучения спроса - совокупность способов и приемов, с помощью которых производится сбор, обработка и анализ информации о спросе, определяются его количественные размеры и качественная характеристика
Методы изучения спроса выбирают в зависимости от типа магазина, специфики товара, видов спроса, информационного обеспечения, задач и целей исследования.
При изучении реализованного спроса используют методы систематического и периодического учета спроса.
Методы систематического изучения:
- автоматизированный учет с использованием компьютеров;
- регистрация покупок в специальных журналах с выделением различных признаков изделий необходимых для проведения исследований;
- учет кассовых чеков, позволяющий определить стоимость реализованных товаров по известной цене их количества;
- учет товарных чеков;
- учет реализации товаров по двум ярлыкам.
Периодически изучать реализованный спрос можно с помощью балансового метода.
Реализация = запасы на начало + поступления – запасы на конец – документированный расход.
Выставки - продажи также проводятся для изучения реализованного спроса.
Неудовлетворенный спрос по товарам достаточного ассортимента можно изучать следующими методами:
- опросы покупателей в письменной и устной форме;
- по журналу учета неудовлетворенного спроса, в котором работники магазина должны регистрировать товар, запрашиваемый покупателем, но отсутствующий в продаже;
- регистрация листков неудовлетворенного спроса, которые заполняют покупатели;
- проведение дней неудовлетворенного спроса [ 18, c.215].
Формирующийся спрос. Методы: выставки - просмотры образцов новых товаров, тестирование новых товаров специалистами, работниками торговли и покупателями, пробная продажа, выставка-продажа, выставка-дегустация, устные и письменные опросы, покупательские конференции.
Кроме названных методов изучения спроса еще применяются:
-экспертные оценки
-товароведческие экспертизы
Предложение товаров на рынке за определенный период времени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий и поступлений товаров на рынок из всех источников. Значительная часть этой массы товаров по мере реализации превращается в реализованный спрос, а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода. Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров:
где Зн- товарные запасы на начало периода;
Пс- поступление товаров;
Ср- реализованный спрос;
Зк- переходящие запасы на конец периода.
Отсюда
или
где DЗ = Зк – Зн.
Прогнозирование спроса представляет собой определение возможного будущего спроса на товары и услуги в целях лучшего приспособления субъектов хозяйствования к складывающейся конъюнктуре рынка. Прогноз спроса - это теоретически обоснованная система показателей о еще неизвестном объеме и структуре спроса. Прогнозирование связывает накопленный в прошлом опыт об объеме и структуре спроса с предсказанием будущего их состояния.
Прогноз спроса рассматривается как прогноз физического объема реализации товара (услуги). Он может дифференцироваться по категориям потребителей и регионам. Прогнозирование может осуществляться по любому периоду упреждения. Главный акцент в краткосрочном прогнозе делается на количественную, качественную и ценовую оценки изменений объема и структуры спроса; учитываются временные и случайные факторы. Долгосрочные прогнозы спроса определяют прежде всего возможный физический объем продажи товара и динамику изменения цен.
Информация о работе Эффективность коммерческой деятельности по прогнозированию спроса