Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:18, курсовая работа
Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, где без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует большого количества водных ресурсов. Центральная Азия имеет примерно 170-180 км3 поверхностных водных ресурсов, из которых на сегодня используется свыше 90%.
Таджикское руководство уверяет, что Сарезское озеро может смыть искусственную плотину весом в 6 млрд. тонн и с высоты 3200 метров над уровнем моря устремится в долину по Пянджу и Амударье к Аральскому морю, смыв по пути 5 млн. человек, или 10% населения Центральной Азии. Чтобы справиться с этой проблемой Таджикистану нужны деньги доноров.
Основной зоной формирования водных ресурсов Центрально-Азиатского региона является Таджикистан, на который выпала нелегкая миссия, от чего государство страдает каждый год. Более того, сегодня Таджикистан, являясь основным «поставщиком» водных ресурсов использует всего лишь 10-11 % воды региона на своей территории, что составляет около 12 км3. Ежегодно народному хозяйству Таджикистана наносят большой ущерб стихийные бедствия, характерные для зоны формирования водных ресурсов (наводнения, селевые потоки, оползни и т.д.). Разрушаются дороги, мосты, линии электропередач и связи, дамбы, административные и жилые дома, слои глины накрывают пашни и поля. Как правило, в подобных ситуациях Таджикистан остается один на один со своими проблемами.
Часто утверждается, что
строительство
Казахстан, Узбекистан и Туркменистан имеют возможность развивать свою экономику за счет сельского хозяйства и освоения богатых минеральных ресурсов – газа, нефти и угля. Таджикистан, у которого на душу населения приходится меньше всего земли – 0,11 га, из них 0,08 га – орошаемой и 93% территории занимают горы, не имеет в достаточном количестве разведанных углеводородных ресурсов. Перечисленное не оставляет какой-либо другой альтернативы, кроме развития гидроэнергетики в качестве стратегического направления своей экономики. В стране, где сосредоточено почти 60% водных ресурсов региона, 70% ее населения получает зимой электроэнергию всего несколько часов в сутки.
Проблемы существуют не только между «верхними» и «нижними» республиками, но и между Таджикистаном и Кыргызстаном. Их существо в следующем.
Основными водохранилищами в бассейне реки Сырдарья являются Токтогульское в Кыргызстане (объемом 19 км3) и Кайраккумское в Таджикистане (объемом 4,16 км3). Эти два водохранилища осуществляют многолетнее и сезонное регулирование стока в целях энергетики собственных стран и в целях ирригации для Казахстана и Узбекистана, расположенных ниже по течению реки.
До настоящего времени в заключаемых между странами Центральной Азии договорах по водным ресурсам Сырдарьи предусматривается, что ирригационный режим для Казахстана и Узбекистана обеспечивается только Токтогульским водохранилищем. Однако, согласно мировой практике для каскада из 2-х водохранилищ, компенсирующим регулирование стока, основное регулирование должно начинаться с нижнего по течению водохранилища, так как нижнее водохранилище осуществляет попуски воды для всех нижележащих потребителей. Верхнее водохранилище должно подключаться только для дорегулирования стока в случае, если это не удается нижнему водохранилищу в связи с его недостаточным объемом.
В этом случае также складывается парадоксальная ситуация. Основное сезонное регулирование стока для Узбекистана и Казахстана в бассейне Сырдарьи осуществляет Таджикистан на Кайраккумском водохранилище, а все компенсации за регулирование стока от этих республик получает только Кыргызстан. Проблема таджикских гидроэнергоресурсов приобретает глобальный характер еще и потому, что в них заинтересованы Пакистан и Индия, которые изъявляют желание инвестировать $500 млн. в завершение строительства Рогунской ГЭС (станция сильно пострадала от грабежей и наводнения в 1993 году).
Свои права на воду предъявляет и Казахстан. Незадолго до своего перемещения на должность акима Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Даукеев обвинил Узбекистан в нарушении межправительственного соглашения по равноправному использованию Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ. Узбекистан, действительно, не слишком стесняет себя в отношении «партнерских отношений» с соседями. «Астана» предложила обзавестись штатом наблюдателей, и для страховки от возможных ЧП построить на юге новое водохранилище. «Ташкент» ответил в своем обычном стиле: отключил юг Казахстана от газа и электричества, «Астана» в ответ перерезала узбекам всю телефонную связь.
Можно вспомнить и о казахстано-киргизских противоречиях по водной проблеме. Некоторые представители в правительстве Казахстана призвали «всеми возможными силами воспрепятствовать строительству Кумбаратинской ГЭС на территории Киргизии», введение которой в строй «неминуемо нарушит хрупкий баланс в электро- и водоснабжении всего региона».
Вырыть огромное озеро в Каракумах и таким образом решить проблему воды брался в свое время Туркменбаши. К этим планам относились с большой опаской и скепсисом.
Границы, поделившие водные ресурсы Центральной Азии часто становятся средством давления на соседей. И особенно это характерно для политики Ташкента (все остальные, кроме Казахстана, слишком слабы). На сегодня отсутствие воды для полива и снабжения населения питьевой водой, превращает Узбекистан в источник постоянной напряженности для всего Центрально-Азиатского региона.
Проблема обостряется и из-за высокого прироста населения в регионе. Существует опасность, что демографический рост неизбежно увеличит потребность в воде в предстоящие двадцать лет на 40%. Свою долю, кроме того потребует и промышленность с агросектором, что может послужить катализатором конфликтов. Конфликтная ситуация уже проявлялась в 1998 году в Ферганской долине, что показало лидерам региона, как нерешенность проблем распределения водных ресурсов может вызвать кризис не только в межгосударственных отношениях но и внутри самих государств.
Другая опасность, связанная с «водной проблемой» и требующая скорого решения, – экологическая катастрофа высыхания Арала. В настоящее время в море содержится около 15-20% воды. На значительных площадях море обнажилось дно. Глубина Арала в настоящее время составляет 8 метров, а ежегодный выброс соли в атмосферу – 1 млн. тонн. Ветер разносит тонны соли и песка с высохшего морского дна в радиусе 350 км, что может служить причиной возникновения катастрофы регионального масштаба. При этом становится популярным тезис о том, что воздушные соляные потоки губительно сказываются на ледниках Памира, Северного Кавказа и даже швейцарских Альп.
Помимо угрозы безопасности нехватка воды в Центрально-Азиатском регионе оборачивается и для России массой экологических проблем. Обнажившееся дно Аральского моря площадью 40-50 тысяч м2 разносит сотни тысяч тонн песка и вреднейших минеральных солей по российской территории, причем песчаные бури доходят до Оренбурга, Орска, Волгограда, Саратова и южных областей Уральского региона. Сказочные представления наших далеких предков («…и пошел старик к самому синему морю…»), как это ни удивительно звучит в наше время, связаны именно с Аральским морем.
«Высыхание Арала – планетарный кризис: ежегодный выброс в атмосферу 1 млн. т соли может стать причиной катастрофы глобального масштаба» – заявил недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который считает, что кризис можно исправить только с помощью осуществления проекта поворота сибирских рек, разработанного еще во времена СССР (приложение 5). Мнение казахстанского лидера активно поддерживают и соседи по региону. Сегодня Центрально-Азиатские руководители терпеливо ждут «доброго согласия России» на реализацию этого проекта.
Международный фонд спасения Арала, созданный по инициативе глав государств Казахстана, Таджикистана, Киргизстана и Узбекистана периодически проводит заседания с участием первых лиц республик, но эффективность от подобных мероприятий очень мала. Участники встреч сходятся во мнении, что спасение Арала невозможно осуществить без реализации проекта поворота сибирских рек.
Для регулирования водного и энергетического обмена в бассейне реки Сырдарьи на основе рамочного соглашения 1998-1999 гг. заключаются ежегодные соглашения о поставках водных ресурсов Таджикистаном и Кыргызстаном странам в низовьях рек с последующими перетоками электроэнергии и других ресурсов. Эти соглашения, как правило, полностью не выполняются. К сожалению, многие решения глав государств Центральной Азии остались нереализованными, хотя на это направлялись значительные средства. Так, не выполнено решение глав государств Центральной Азии и Правительства Российской Федерации от 11 января 1994 г. (г. Нукус) по выработке общей стратегии вододеления, рационального водопользования и охраны водных ресурсов в бассейне Аральского моря и подготовки на ее основе проектов межгосударственных правовых и нормативных актов. Не разработаны и не введены в действие нормативы по предельному расходованию воды на производство сельскохозяйственной продукции. Эти действия становятся все более актуальными в связи с ростом населения в регионе и процессами по восстановлению Афганистана, с которым у стран Центральной Азии пока нет соглашения о межгосударственном вододелении.
Международное десятилетие действий «Вода для жизни» (2005-2015гг.), объявленное Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 г. по инициативе Президента Республики Таджикистан, Президента МФСА Эмомали Рахмонова, представляет собой уникальный механизм для активизации выполнения конкретных действий в бассейне Аральского моря на местном, национальном и региональном уровнях.
Чтобы изменить обстановку необходимы огромные денежные вливания и что не менее важно – объединяющий фактор, который сблизит столь близкие в прошлом и ставшие столь далекими в настоящем государства. Запад не видит смысла вкладывать безвозвратные деньги в регион с чуждыми ему проблемами. Можно ли ждать объединяющего фактора со стороны запада?
Современная роль России в освоении и рациональном использовании водных ресурсов в Центрально-Азиатского региона
Осуществление мероприятий по устойчивому развитию гидроэнергетики и систем орошаемого земледелия в странах Центральной Азии потребует значительных капитальных вложений. Учитывая социально-экономическую ситуацию в странах региона, маловероятно, чтобы они в одиночку могли решить накопившиеся проблемы. Необходимо активизировать международное сотрудничество в этой области, как по линии двусторонних отношений России со странами Центральной Азии, так по линии СНГ, ШОС и между отдельными странами, входящими в данный регион.
Наиболее актуальными
являются проблемы эксплуатации и управления
водными и других природными ресурсами,
связанные с неурегулированност
Для современной России политическая, экологическая стабильность и устойчивое социально-экономическое развитие стран Центральной Азии имеет важнейшее стратегическое значение. В природно-ресурсном плане интересы России в Средней Азии и Казахстане не должны ограничиваться проблемами воспроизводства и эксплуатации только минеральных ресурсов. С каждым годом все в большей степени ключевым фактором устойчивого развития региона будут водные ресурсы. Россия в настоящее время не принимает практически никакого участия в решении водных проблем Центральной Азии. Все спорные и конфликтные ситуации решаются с участием представителей программы развития ООН (ПРООН), Европейской экономической комиссии (ЕЭК), Американского агентства международного развития (ЮСАИД). Водная проблема в Центральной Азии – исторический узел противоречий, прежде всего потому, что здесь не работают нормы международного права, в том числе, конвенции о международных реках, озерах и т.д.
В настоящее время возможно участие России в решении проблем использования и охраны водных ресурсов в странах Центральной Азии по следующим основным направлениям:
· инвестиционный процесс и техническое содействие в завершении совместного строительства Вахшского каскада гидросооружений;
· оказание технического содействия в восстановлении нарушенных в результате неприемлемых (с экологической точки зрения) систем орошения сельскохозяйственных земель;
· осуществление космического мониторинга состояния водных ресурсов, в том числе горных ледниковых покровов (последнее особенно важно для Таджикистана и Кыргызстана);
· помощь в гидрогеологических исследованиях по оценке ресурсов подземных вод;
· участие в качестве посредника в переговорных процессах (на уровне отдельных стран и в рамках СНГ) по разрешению спорных конфликтов, связанных с эксплуатацией и распределением водных ресурсов в Центральной Азии;
· участие в решении трансграничной проблемы реки Иртыш между Казахстаном и Китаем (река Иртыш имеет важное стратегическое значение для России, однако Китай делает все, чтобы к переговорам между «Пекином» и «Астаной» не подключилась бы и «Москва»).
Вопрос водообеспечения Центрально-Азиатского региона всерьез поднимался на недавнем заседании глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Затем эту же проблему обсудили российские депутаты на закрытом заседании комитета Госдумы по делам СНГ. По мнению ряда политиков и экспертов острый дефицит чистой питьевой воды в странах Центральной Азии сегодня серьезно угрожает не только экологии и экономике, но и безопасности России.
Информация о работе Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях