Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, где без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует большого количества водных ресурсов. Центральная Азия имеет примерно 170-180 км3 поверхностных водных ресурсов, из которых на сегодня используется свыше 90%.

Вложенные файлы: 1 файл

vodnyie_resursyi_stran_tsentralnoy_azii_360.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

Масштабность существующей проблемы, науко- и фондоёмкость её разрешения, а также объективная необходимость проведения в этой области единой эколого-научно-технической политики в ключе системообразующего управления, исключают возможность применения других, кроме выше названой, организационно-правовых форм  для  водоохранной и водохозяйственной деятельности.

 

Цель  создания и задачи ОАО «Воды Центральной Азии»

 

Цель создания ОАО  «Воды Центральной Азии» ─  обеспечение национальной безопасности стран региона в водном секторе.

Такое Акционерное Общество необходимо для здоровья и жизни населения, как в сфере поддержания полноценного качества вод для питьевых и технических нужд, так и в сфере предупреждения разрушения существующих ГТС и водохозяйственных систем, а также предотвращения вредного воздействия вод. Создание ОАО «Воды Центральной Азии» позволит преодолеть ведомственную разобщённость в использовании водохозяйственных фондов, предотвратит распыление финансовых, материальных,  интеллектуальных и трудовых ресурсов, направляемых на решение водных проблем. Деятельность ОАО «Воды Центральной Азии» обеспечит преодоление системного кризиса в водной сфере и последовательное достижение экологически полноценного состояния водного фонда  и устойчивого развития водного хозяйства страны путём выполнения на основе современных экономических отношений следующих видов деятельности:

  • инвентаризация нормативно-правовой базы водной отрасли;
    • осуществление инженерно-технических общебассейновых, межотраслевых водоохранных мероприятий (берегоукрепление, создание водоохранных зон, биоплато, мелиорация русел, гидробиологические способы и средства оздоровления водной среды и т.д.);
  • строительство, реконструкция, эксплуатация по обеспечению

                  функционирования:

      • водохозяйственных систем межотраслевого (комплексного) назначения (водохранилища, каналы, пруды, водоводы и т.д.);
      • гидротехнических  сооружений;
      • сооружений и устройств для предотвращения вредного воздействия вод;
      • водоочистных, рыбопропускных, рыбозащитных сооружений и устройств на водохозяйственных системах межотраслевого (комплексного) назначения;
  • научное обеспечение, изыскания и проектирование водных объектов, опытно-конструкторские работы, прединвестиционное обоснование и финансовая деятельность для формирования бюджета отрасли «водное хозяйство»;
  • организация разработки и производства оборудования, аппаратуры, приборов водоохранного и водохозяйственного назначения, в том числе экосовместимых техники и технологий водопользования, водопотребления, водоотведения; осуществление системообразующего управления сферами: наука, технологии, подготовка кадров,  техника, изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация, геополитический анализ и стратегия межгосударственных водных отношений, управление рисками экологической безопасности водных объектов, безопасность ГТС, защита от вредного воздействия вод, юридическое сопровождение водоохранной и водохозяйственной деятельности.

 

 

Укрупнённая структура  ОАО «Воды Центральной Азии»

 

      А.   Административный аппарат аналогичный

              принятому  для российских  акционерных обществ.

 

       Б.   Производственный аппарат и его инфраструктура:

 

Блок 1.  Научное и инженерно-техническое обеспечение

              охраны и использования водных объектов.

    1. Центр методологии и нормативно-методического обеспечения экологической безопасности водного фонда, развития водного хозяйства, водоохранного и водохозяйственного проектирования.
    2. Центр разработки и внедрения экосовместимых техники и технологий водопользования, водопотребления, водоотведения.
    3. Центральный банк данных центрально-азиатского и мирового опыта водоохранной и водохозяйственной деятельности.
    4. Центр геополитического анализа и стратегии межгосударственных водных отношений.
    5. Центральный институт подготовки и повышения квалификации водоохранных и водохозяйственных кадров.

 

Блок 2.  Строительство  и эксплуатация водоохранных

                 и водохозяйственных  объектов.

2.1.  Дирекция балансодержателя.

2.2.  Центр генерального заказчика.

2.3.  Центр генерального подрядчика.

2.4.  Центр стратегических исследований и управления

        рисками  экологической  безопасности водных

        объектов, эксплуатационной безопасности  ГТС, 

        защиты от  вредного воздействия  вод.

2.5.  Производство оборудования, аппаратуры и техники

        водоохранного и водохозяйственного  назначения.

 

Блок 3.  Экономика. Финансы. Юридическое сопровождение.        

    1. Институт новой экономики. Российской Федерации
    2. Банк «Воды Центральной Азии».
    3. Страховая компания «Водная безопасность»
    4. Центр правового обеспечения водоохранной и  
      водохозяйственной деятельности.
    5. Служба внутриведомственной экспертизы, контроля, надзора.

 

 

Структурные блоки ОАО «Воды Центральной Азии»

 

 За последние 15 лет недопустимо сократился объём и снизилось качество научного и инженерно-технического обеспечения, в том числе прединвестиционной и проектной документации по охране и использованию водных объектов и природно-антропогенных водохозяйственных систем. Отсутствие научно-обоснованной системы критериев, показателей и оценок экосовместимости техники, технологий водопользования, водопотребления, водоотведения, а также эколого-инженерной системы водоохранных мер, позволяет каждому «самопровозглашенному экологу» давать заключения, рекомендации и даже состав  мероприятий по «охране» водных объектов в зависимости от его личных конъюнктурных соображений. Для того чтобы преодолеть эти кризисные явления необходимо в ОАО «Воды Центральной Азии» предусмотреть соответствующую структуру (см. Блок №1).

Осуществлённое после 1990 года разделение единой водохозяйственной  системы между различными ведомствами, предпринимателями, организациями различной форм собственности  ведёт к утрате созданных  ранее  производственных водохозяйственных фондов, в том числе для ГТС. Эта проблема может быть разрешена путём передачи на баланс ОАО «Воды Центральной Азии» основных производственных водохозяйственных фондов и создания специализированных водохозяйственных организаций (см. Блок №2).

Водные ресурсы при  определённых обстоятельствах могут  быть «дороже нефти». Тем не менее, водное хозяйство не имеет своего экономического и финансового обеспечения. Введение справедливой цены на водные ресурсы, а также адекватной платы за воздействие на водные объекты, не может отрицательно повлиять на   конкурентоспособность   российских   товаров   по признаку «качество». В тоже время,  конкурентоспособность, достигаемая за счёт «бесплатности использования природной среды» и «почти бесплатности труда работников водного хозяйства» ведёт к природоразрушению, утрате производственных фондов водного хозяйства и потере водоохранных и водохозяйственных квалифицированных кадров.

А это,  в свою очередь, приведёт в перспективе к потере конкурентоспособности российских товаров и по признаку «качество» и по признаку «количество». Базисная проблема такого  рода  может быть разрешена на основании использования всех современных экономических и финансовых механизмов в ОАО «Воды Центральной Азии» (см. Блок №3) с учётом международного опыта в водной сфере.

 

 

Соображения по эколого-экономическим и правовым аспектам;  взаимоотношения отрасли «водное хозяйство» с другими отраслями экономики

 

В развитии экологического права в Исторической России можно  выделить, ориентировочно, три этапа. Первый этап (конец XIX века – 1968 г.) характеризовался, в основном, развитием экологического права в рамках земельного права, а охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная, т.е. с точки зрения безопасности для здоровья человека. Второй этап (1968 – 1990 г.г.) характеризовался развитием экологического права в рамках природоохранного права, в связи с накоплением правовых актов об отдельных природных ресурсах, а охрана природы сводилась к обеспечению её рационального использования и воспроизводства. Третий этап (с 90-х годов XX века) после распада СССР характеризуется отменой монополий государства на природные ресурсы и включением  их в имущественный оборот. Однако, переход к рыночным механизмам в сфере базовых природных ресурсов (в том числе земли, воды, леса), являющихся основой жизни и естественным национальным капиталом многонационального  советского народа, противоречил как Конституции СССР так и Международному праву в этой области (ООН, ЕС). В настоящее время правительства стран Центральной Азии являются,  в соответствии с Конституцией этих стран, временными управляющими природными ресурсами, а не их владельцами.

С введением  договорных отношений по поводу пользования водными ресурсами и охраны водной среды водных объектов должна возрасти правовая и финансовая ответственность собственника (государство) и водопользователя (физические и юридические лица с различными формами собственности). Размер платы за водопользование должен включать две составляющие: базовая ставка и оплата за степень воздействия факторов влияния хозяйствующего субъекта на водный объект.

Такая структура  акционерного общества,  предназначенная  для  аккумуляции  материальных  средств  (передача  на  баланс водохозяйственных систем, сооружений.),  финансовых ресурсов (госзаказ на научное, проектное обеспечение, строительство, эксплуатацию водохозяйственных систем; плата водопользователей за водопользование, водопотребление, водоотведение; оплата водохозяйственным организациям по договорам с предприятиями работ и услуг водохозяйственного, водоохранного, рыбозащитного назначения), создания некоторого материального актива (водохозяйственные системы и водоохранные объекты),  генерирующего прибыль (за счёт производственного управления свойствами и качествами воды), и соответствует экологическим и экономическим интересам стран региона по водному фактору.

Отрасль «водное хозяйство» оказывает услуги другим отраслям экономки исходя из требований первоочередного удовлетворения в водных ресурсах. При осуществлении водоснабжения отрасль “водное хозяйство” обеспечивает водой питьевого качества население, водой технологического качества – промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли народного хозяйства, водой попускного качества – гидроэнергетику, водный транспорт, рыбное хозяйство с учетом экономико-социологических, климатических, санитарных и других требований.

Предприятия отраслей экономики  и организации-водопотребители часто возвращают использованную воду в виде сточных вод, очищенных до норм, установленных органами водного и санитарного контроля. На основе взаимной договоренности отрасль «водное хозяйство» может подвергать сточные воды доочистке на межотраслевых очистных сооружениях за счет средств, выделяемых соответствующими отраслями, или за счет фондов, образующихся в результате взимания с этих отраслей платы за сброс неочищенных сточных вод. Основой взаимоотношений между отраслью «водное хозяйство» и другими отраслями экономики должны стать договорные отношения.

Количество и структура  различных видов «Договора» водопользования  должно соответствовать количеству  и структуре отраслевых целей  водопользования, например, для: гидроэнергетики, гидромелиорации, гидрогеологии, а также для крупных промышленных предприятий, водного крупнотоннажного транспорта и т.д. Предметом этих договоров является правовое закрепление количественно определённых прав и обязанностей водопользователей по использованию водных ресурсов и охране водной среды водного объекта. Обязанности водопользователя по охране водной среды регламентируются в соответствии с факторами влияния производственного субъекта на водный объект, например: изменение режима стока, дноуглубление, влияние на гидрохимические режимы, искусственное восполнение запасов подземных вод.

Договоры водопользования  для целей гидроэнергетики, водного  транспорта и других субъектов водопользования, оказывающих существенное влияние на объём, качество и режим водных объектов, заключаются уполномоченным органом (ОАО «Воды Центральной Азии») и предприятием – субъектом водопользования. Договор водопользования для целей использования вод без существенного влияния на водные объекты заключаются бассейновым отделением ОАО «Воды Центральной Азии» и водопользователем.

Количество типовых  форм «Решения» должно соответствовать  количеству различных назначений предоставления водного объекта в пользование,  например, для: обеспечения обороны и безопасности государства, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения платформ и искусственных островов, подводных коммуникаций и т.д. Решение должно содержать количественно и качественно определённые регламенты допустимого изменения параметров и режимов водного объекта, а также условия реабилитации водного объекта.

Компетенция органов принимающих «Решения» должна быть установлена исходя из значимости водного объекта в системе гидрографической сети, а также с учётом степени воздействия на параметры и режимы водного объекта. В случаях существенной значимости водного объекта и/или существенного антропогенного воздействия на него принятие «Решения» должно быть отнесено к компетенции уполномоченного органа (ОАО «Воды Центральной Азии»). В остальных случаях «Решения» может быть принято бассейновыми отделениями ОАО «Воды Центральной Азии».

Договор водопользования  заключается на компенсационной  основе по тарифам, определяемым правительствами стран региона. Размеры платежей определяются в соответствии  с методикой их расчета и согласовываются с бассейновым советом. Для определения эффективности работы отрасли «водное хозяйство» определяются экономические показатели, отражающие специфику отрасли. Эти показатели должны быть аналогичны по структуре и содержанию, соответствующим показателям других отраслей, а по величине – оптимальны для развития водного хозяйства и водопользователей.

 

ОАО «Воды Центральной Азии» ─ как  система 
управления отраслью «водное хозяйство»

 

Перспективы развития  отрасли «водное хозяйство» предопределяют необходимость создания принципиально  новой системы управления, базирующейся на централизации управления государственным имуществом и экономическими механизмами, адекватными рыночным условиям развития экономики. Управление основными производственными фондами отрасли осуществляется управляющими компаниями на договорной основе.

Информация о работе Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях