Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций
Активизация процесса интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориального разделения труда нуждаются в обшественно-географическом объяснении. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жи
Исходя из системы закономерностей, формируется конкретная политика регионального развития, а также те или иные ее принципы.
Принципы - это руководящие, научно обоснованные положения, которыми должно руководствоваться общество при региональной организации жизнедеятельности населения на протяжении определенного исторического этапа. Если закономерности - это научные абстракции в области регионального развития экономической системы, то принципы - это научно обоснованные ведущие положения, правила деятельности, которыми руководствуются в социально-экономической политике.
В современных условиях имеет возможность реализация следующих основных принципов:
Приоритет социальных принципов над экономическими, производственными и технологическими, социальная ориентация хозяйственного развития регионов.
Размещение производственных и непроизводственных объектов с точки зрения рыночной конъюнктуры, учитывая близость к источникам сыры, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления готовой продукции.
Рациональное, комплексное
использование природных
Сочетание самообеспечения социально-экономического развития регионов с открытостью их на внешний рынок, осуществляемый в процессе территориального разделения и интеграции труда.
Многообразие форм хозяйствования.
Обеспечение процесса саморазвития и самоуправления.
Предоставление каждому человеку экономической, политической и духовной свободы в выборе способа жизнедеятельности, не противоречащей конституции.
В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.
Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.
Блок технико-технологических
факторов отражает состояние технико-
Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.
Среди экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на развитие регионального рыночного хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития хозяйства региона.
Благоприятный инвестиционный климат территории формируется в результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без вложенийв сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие регионального хозяйства.
Социо-демофафические факторы
относятся к разряду
Политико-правовые факторы
проявляются в следующих
- законодательная база
в области региональных
- изменение экономических функций государства;
- стабильность политической системы;
дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Охарактеризуйте основные
закономерности размещения
2.Раскройте сущность
3.Назовите важнейшие принципы
размещения производительных
4.Перечислите основные
факторы размещения
Кардинальная
реформа управления экономикой государства,
замена административно-командных
методов экономическими, переход
хозяйственных субъектов (предприятий,
АО и др.) к самостоятельной
Модели поведения у разных регионов существенно различаются, и от этого зависит, способ управления ими. Те из них, которые имеют полезные ископаемые, богатые природные ресурсы, стоят на позиции, что природные ресурсы являются их собственностью, и прибыль, которую они получают от их добычи, принадлежит в первую очередь регионам. Развитые индустриальные центры (Петербург, Москва) пытаются наладить экспортные операции. Регионы стали объединяться в региональные ассоциации для того, чтобы выжить или противостоять центру, или уравняться в правах с республиками.
Изменилось геополитическое положение России, и получилось, что за ее пределами остались месторождения марганца, титана, две трети мощности портового хозяйства, пограничные железнодорожные станции со сложным таможенным хозяйством, с одной стороны, и с другой - появились десятки новых необорудованных пограничных станций, все это вызвало ряд экономических, политических и иных проблем.
Учитывая вышеизложенное, необходимо формирование новых подходов в управлении экономикой регионов и страны в целом, и, прежде всего, ее государственного регулирования.
Государственное регулирование
экономики - это система мер
В экономике принято различать
два способа регулирования: косвенные
(экономические) и прямые (административные)
методы государственного воздействия.
Преобладают экономические
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.
Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее - косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою очередь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.
К административным методам
регулирования экономики
Таким образом, административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экономической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.
Помимо экономических и административных методов управления экономикой существуют также виды управления, которые можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, составляющие в своем единстве процесс управления. К ним относятся:
1.Экономический анализ, представляющий первоначальное изучение, исследование экономических процессов, их протекание в ретроспективе, то есть в прошлом, установление устойчивых тенденций, выявление проблем.
2.Прогнозирование
- научное предвидение хода
3.Планирование
— одна из важнейших функций
и составных частей управления
экономикой. Планирование - это построение
плана, способа будущих
4.Экономическое
программирование представляет
разработку и принятие
5.Организация
производства и труда
6.Учет как
часть управления и его вид
представляет документальную
7. Контроль является
замыкающим элементом в
Среди перечисленных видов и функций управления ведущее место принадлежит планированию и прогнозированию.