Регионалистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций

Краткое описание

Активизация процесса интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориального разделения труда нуждаются в обшественно-географическом объяснении. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жи

Вложенные файлы: 1 файл

Учебник Регионалистика.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Предвидение социально-экономической  ситуации в регионе на перспективу  и выработка на этой основе региональной политики как комплекса стратегических управленческих решений - в этом и  есть назначение плана развития региона. При разработке прогнозов социально-экономического развития регионов можно выделить два этапа принятия управленческих решений: проведение экономической диагностики регионального воспроизводственного процесса; разработка текущих (на год), среднесрочных и долгосрочных прогнозов (программ), то есть определенные на первом этапе параметры увязываются с финансовыми и материальными ресурсами и разрабатывается хозяйственный механизм их реализации.

Важнейшая задача регионального планирования — выявить  систему приоритетов и сопоставить  их с имеющимися ресурсами. Основные методы регионального планирования: метод поискового прогнозирования, программно-целевые методы, балансовый метод и метод оптимизации.

Метод поискового прогнозирования - это наиболее вероятное  предположение о состоянии регионального объекта или явления (например, ТПК) на определенную дату в будущем. Поисковые, изыскательские методы включают написание сценариев, историческую аналогию, анкетирование, экспертную оценку, экстраполяцию и т. д. Метод экстраполяции временных рядов, например, основан на том, что законы роста, действующие в прошлом, будут определять также и будущий рост либо идентичным образом, либо с незначительными отклонениями. Г лавный недостаток данного метода заключается в неполном учете новых открытий и изобретений, а также нового хозяйственного освоения территории. Это происходит потому, что прогнозируется лишь количественный рост существующих явлений и процессов. Однако с помощью взвешенной регрессии можно осуществить адаптивный прогноз, в ходе которого поступающая новая информация непрерывно используется для корректировки оценок прогнозируемых величин, что позволяет учесть основные нововведения и территориальные сдвиги в развитии производительных сил.

Программно-целевые  методы являются эффективным средством  государственного воздействия на реализацию структурной политики, решения сложных приоритетных задач экономического и социального развития. Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и требующих государственной поддержки.

Перечень федеральных  программ формируется исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, оценки состояния  экономики и федерального бюджета в очередном финансовом году, социально-политической значимости программ, экологической безопасности и степени готовности программ к их реализации. К числу важнейших программных задач относятся:

- решение проблем,  имеющих большую социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности;

- поддержка эффективных  и конкурентоспособных производств  при последовательном свертывании  бесперспективных и устаревших  производств;

- обеспечение  более эффективного и экономичного  использования всех видов ресурсов, сохранение ценного накопленного научно-технического потенциала;

- преодоление  структурных деформаций, сбалансированность  производства и платежеспособного  спроса;

- ускорение адаптации  предприятий к рыночным условиям, диверсификация экспортного потенциала.

Структура ассигнований на реализацию программ меняется в  сторону увеличения удельного веса средств из внебюджетных источников, включая частный капитал и  иностранные инвестиции.

Балансовый метод  предполагает согласование потребности  и ресурсов в масштабе региона, отрасли, страны. В его основе прогрессивные технико-экономические нормативы, разработанные с учетом влияния новых условий производства и потребления, особенно научно-технического прогресса.

Балансовый метод  используется при формировании спроса и предложения на рабочую силу, разработке бюджета региона, в межрегиональном обмене ресурсов в виде шахматной таблицы корреспонденции ввоза и вывоза и т. д.

Метод оптимизации  означает выбор наиболее эффективного варианта развития в соответствии с некоторыми критериями оптимальности и при определенных ограничениях. Процесс оптимизации складывается из следующих основных этапов: постановка обшей задачи; подготовка исходной информации; решение задачи; анализ полученных результатов.

Постановка задачи заключается в ее экономической и математической формулировке, в определении крута решаемых проблем, возможных вариантов развития системы, в формулировке условий и критерия оптимальности. Для составления оптимальной схемы снабжения продукцией применяют закрытую модель транспортной задачи, для определения размещения предприятия — открытую. Первая характеризуется равенством мощностей поставщиков и спросов потребителей, во второй - суммарная мощность всех поставщиков значительно больше суммарного спроса всех потребителей, что обеспечивает широкий диапазон допустимых программ размещения производства в регионе.

Комплексность означает взаимоувязанное планирование всех сторон деятельности региона.

При переходе на региональное управление нужно руководствоваться следующими принципами:

1.Принцип самостоятельности.  Каждый регион (республика, область,  край) должен обладать экономическим  и социальным суверенитетом, относительной  самостоятельностью при решении  стратегических и тактических  задач социально-экономического и политического развития территории. Это не означает замкнутости районов, так как все они являются звеньями территориального раз деления и интеграции труда.

2.Принцип саморазвития. Все регионы должны развиваться  на основе разрешения внутренних  противоречий, с использованием местного потенциала (внутренняя неоднородность регионов, противоречия между ПС и ПО, прогрессивной и устаревшей технологией и т. д.).

3.Принцип самообеспечения.  Предполагает введение регионального  рынка и полного обеспечения  продуктами и товарами первой необходимости как за счет собственного производства, так и за счет продукции других регионов. Все регионы должны стремиться к более полному обеспечению населения услугами социальной и производственной инфраструктуры.

4.Принцип делегирования. Районы низших таксономических рангов делегируют вышестоящим не только управленческие функции, но и часть территории (например, для линейной инфраструктуры, для размещения объектов министерства обороны и др.), отдельные объекты и т. д. Причем делегирование происходит за определенную плату, поступающую в бюджет местных органов управления.

5.Принцип самоуправления. В каждом районе должен функционировать  соответствующий орган самоуправления  с соответствующими правами и  функциями.

6.Принцип самофинансирования. Местный бюджет регионов, формируемый за счет налогов, отчислений от прибылей предприятий, платы за ресурсы и другого, должен обеспечивать все расходы по комплексному социальному развитию территории.

7.Принцип социальной  законности. Для активной реализации прав каждого человека и деятельности всех хозяйственных объектов, а также всей полноты представительной и исполнительной власти и муниципалитетов нужен пакет постановлений по территориальному развитию.

Введение региональных экономических отношений как одного из методов регионального управления вызывает множество вопросов, связанных со степенью самостоятельности и самообеспечения, с разделением функций централизованного, республиканского, регионального и локального регулирования, со структурой управленческих органов и т.д.; особенно обострились проблемы формирования региональных бюджетов, их взаимоотношений с бюджетами районов более высокого и более низкого рангов. Но об этом мы будем говорить в следующем параграфе данной работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Охарактеризуйте два основных способа государственного регулирования.

2.Перечислите  технологические операции управления.

3.Назовите основные  методы регионального планирования.

4.Какими основными  принципами нужно руководствоваться  при переходе на региональное управление?

 

1.4.Моделирование и прогнозирование  развития регионов

Моделирование и прогнозирование направлены на выявление путей перспективного развития регионов и их функциональных блоков для достижения поставленных целей. Они являются неотъемлемым компонентом региональных исследований и одновременно звеном регионального управления. Моделирование и прогнозирование включаются в состав научного предвидения, понимаемого как отображающее возможные направления развития действительности, основанные на познании законов природы, общества, мышления.

Главной особенностью прогнозов развития регионов является их интегральный характер, так как  они включают в свой состав целую  систему частных прогнозов. Среди  них следует назвать экономический, социальный, демографический, экологический и др. Интегральный и частные региональные прогнозы опираются на совокупность общих принципов: историзма, комплексности, системности, преемственности, непрерывности и т. д.

В обеспечении  учета многообразия взаимосвязанных  процессов неоценимое значение имеет принцип комплексности, значение которого усиливается в рыночных условиях хозяйствования и управления. Это обусловлено рядом объективных и субъективных предпосылок.

Во-первых, необходимостью гармоничного, пропорционального развития основных сфер и блоков общественной жизни регионов. Бесспорно, что в основе прогноза лежит социальная и экономическая проблематика. Однако прогноз должен охватывать также решения широкого спектра демографических, организационных, территориально-планировочных, политических, экологических и иных вопросов. Принцип комплексности как раз и предполагает, что эти частные прогнозы должны разрабатываться только с учетом их дальнейшего согласования, достижения полного соответствия целям развития регионов, как целостных территориально-общественных систем.

Во-вторых, расширение компетентности и усиление роли местных  органов управления, призванных в  пределах предоставленных им прав решать все вопросы социального, экономического, демографического, экологического и  политического развития территории. В первую очередь это относится к инфраструктуре в связи с повышением требований населения к среде обитания, ее качественным характеристикам.

В-третьих, усилилась  самостоятельность предприятий, организаций  в связи с переходом регионов на саморазвитие и самоуправление. Введение общероссийского и региональных рынков, возрастание свободы выбора поставщиков усиливает комплексность функционирования хозяйства регионов.

Методологический  принцип системности применительно  к прогнозированию регионов означает, что современный регион должен рассматриваться одновременно как относительно автономное целостное системное образование и как неотъемлемый компонент РФ. Поэтому требование обшей сбалансированности между наличными потенциальными ресурсами региона и потребностями его дальнейшего роста при решении локальных, региональных и общегосударственных задач не может быть обеспечено только в границах самих регионов. Оно в не меньшей степени будет зависеть от того, насколько рационально будут организованы общегосударственные структуры, насколько целесообразна роль каждого региона в территориальном разделении и интеграции труда, насколько объективно оцениваются местные условия и ресурсы, а также ресурсы, формируемые за его пределами.

Принцип системности  прогнозирования региона требует согласования, координации результатов и выводов, сделанных на разных иерархических уровнях. Поэтому, с одной стороны, данные региональных прогнозов учитываются при разработке прогнозов иного, более высокого уровня, а с другой — необходим учет обратного воздействия прогнозов, последующее уточнение выводов, а значит, и концепций при проведении последовательных решений.

К важным методологическим принципам прогнозирования регионов относится принцип преемственности  во времени. Сущность его состоит в использовании законов диалектики взаимодействия таких двух противоположностей, как стабильность и динамизм, то есть повторяющихся и изменяющихся явлений и процессов, характерных для функционирования региона Для прогнозирования важны не только исторические срезы прошлого развития регион?, знание основных стадий его эволюции, но и в еще большей степени - выявление позитивных и негативных сторон его развития, их соотношений

Прогноз, опирающийся  на принцип преемственности, позволяет, во-первых, на основе объективных закономерностей развития региона обобщить, закрепить и продолжить все прогрессивное, все лучшее, что было создано ранее и прошло всестороннюю проверку в условиях долговременной эволюции. Во-вторых, от соотношения «старых» и «новых» региональных решений в значительной степени зависит уровень материальных, трудовых и финансовых затрат на социально-экономическое развитие. В-третьих, перспективное развитие региона с учетом преемственности создает благоприятные условия для широкого распространения и многократного применения новых результатов и методов. В-четвертых, этот принцип дает возможность определить последовательность будущих стадий и этапов регионального развития.

Очень важно, чтобы  в регионе достигалась непрерывность  прогнозирования, то 'есть наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться.

Информация о работе Регионалистика