Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций
Активизация процесса интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориального разделения труда нуждаются в обшественно-географическом объяснении. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жи
Предвидение социально-экономической
ситуации в регионе на перспективу
и выработка на этой основе региональной
политики как комплекса стратегических
управленческих решений - в этом и
есть назначение плана развития региона.
При разработке прогнозов социально-
Важнейшая задача
регионального планирования — выявить
систему приоритетов и
Метод поискового
прогнозирования - это наиболее вероятное
предположение о состоянии
Программно-целевые методы являются эффективным средством государственного воздействия на реализацию структурной политики, решения сложных приоритетных задач экономического и социального развития. Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и требующих государственной поддержки.
Перечень федеральных
программ формируется исходя из приоритетных
направлений социально-
- решение проблем,
имеющих большую социальную
- поддержка эффективных
и конкурентоспособных
- обеспечение
более эффективного и
- преодоление
структурных деформаций, сбалансированность
производства и
- ускорение адаптации
предприятий к рыночным
Структура ассигнований на реализацию программ меняется в сторону увеличения удельного веса средств из внебюджетных источников, включая частный капитал и иностранные инвестиции.
Балансовый метод предполагает согласование потребности и ресурсов в масштабе региона, отрасли, страны. В его основе прогрессивные технико-экономические нормативы, разработанные с учетом влияния новых условий производства и потребления, особенно научно-технического прогресса.
Балансовый метод используется при формировании спроса и предложения на рабочую силу, разработке бюджета региона, в межрегиональном обмене ресурсов в виде шахматной таблицы корреспонденции ввоза и вывоза и т. д.
Метод оптимизации означает выбор наиболее эффективного варианта развития в соответствии с некоторыми критериями оптимальности и при определенных ограничениях. Процесс оптимизации складывается из следующих основных этапов: постановка обшей задачи; подготовка исходной информации; решение задачи; анализ полученных результатов.
Постановка задачи заключается в ее экономической и математической формулировке, в определении крута решаемых проблем, возможных вариантов развития системы, в формулировке условий и критерия оптимальности. Для составления оптимальной схемы снабжения продукцией применяют закрытую модель транспортной задачи, для определения размещения предприятия — открытую. Первая характеризуется равенством мощностей поставщиков и спросов потребителей, во второй - суммарная мощность всех поставщиков значительно больше суммарного спроса всех потребителей, что обеспечивает широкий диапазон допустимых программ размещения производства в регионе.
Комплексность означает взаимоувязанное планирование всех сторон деятельности региона.
При переходе на региональное управление нужно руководствоваться следующими принципами:
1.Принцип самостоятельности.
Каждый регион (республика, область,
край) должен обладать экономическим
и социальным суверенитетом,
2.Принцип саморазвития.
Все регионы должны
3.Принцип самообеспечения.
Предполагает введение
4.Принцип делегирования. Районы низших таксономических рангов делегируют вышестоящим не только управленческие функции, но и часть территории (например, для линейной инфраструктуры, для размещения объектов министерства обороны и др.), отдельные объекты и т. д. Причем делегирование происходит за определенную плату, поступающую в бюджет местных органов управления.
5.Принцип самоуправления.
В каждом районе должен
6.Принцип самофинансирования. Местный бюджет регионов, формируемый за счет налогов, отчислений от прибылей предприятий, платы за ресурсы и другого, должен обеспечивать все расходы по комплексному социальному развитию территории.
7.Принцип социальной законности. Для активной реализации прав каждого человека и деятельности всех хозяйственных объектов, а также всей полноты представительной и исполнительной власти и муниципалитетов нужен пакет постановлений по территориальному развитию.
Введение региональных экономических отношений как одного из методов регионального управления вызывает множество вопросов, связанных со степенью самостоятельности и самообеспечения, с разделением функций централизованного, республиканского, регионального и локального регулирования, со структурой управленческих органов и т.д.; особенно обострились проблемы формирования региональных бюджетов, их взаимоотношений с бюджетами районов более высокого и более низкого рангов. Но об этом мы будем говорить в следующем параграфе данной работы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Охарактеризуйте два основных способа государственного регулирования.
2.Перечислите
технологические операции
3.Назовите основные
методы регионального
4.Какими основными
принципами нужно
Моделирование и прогнозирование направлены на выявление путей перспективного развития регионов и их функциональных блоков для достижения поставленных целей. Они являются неотъемлемым компонентом региональных исследований и одновременно звеном регионального управления. Моделирование и прогнозирование включаются в состав научного предвидения, понимаемого как отображающее возможные направления развития действительности, основанные на познании законов природы, общества, мышления.
Главной особенностью
прогнозов развития регионов является
их интегральный характер, так как
они включают в свой состав целую
систему частных прогнозов. Среди
них следует назвать
В обеспечении учета многообразия взаимосвязанных процессов неоценимое значение имеет принцип комплексности, значение которого усиливается в рыночных условиях хозяйствования и управления. Это обусловлено рядом объективных и субъективных предпосылок.
Во-первых, необходимостью гармоничного, пропорционального развития основных сфер и блоков общественной жизни регионов. Бесспорно, что в основе прогноза лежит социальная и экономическая проблематика. Однако прогноз должен охватывать также решения широкого спектра демографических, организационных, территориально-планировочных, политических, экологических и иных вопросов. Принцип комплексности как раз и предполагает, что эти частные прогнозы должны разрабатываться только с учетом их дальнейшего согласования, достижения полного соответствия целям развития регионов, как целостных территориально-общественных систем.
Во-вторых, расширение компетентности и усиление роли местных органов управления, призванных в пределах предоставленных им прав решать все вопросы социального, экономического, демографического, экологического и политического развития территории. В первую очередь это относится к инфраструктуре в связи с повышением требований населения к среде обитания, ее качественным характеристикам.
В-третьих, усилилась самостоятельность предприятий, организаций в связи с переходом регионов на саморазвитие и самоуправление. Введение общероссийского и региональных рынков, возрастание свободы выбора поставщиков усиливает комплексность функционирования хозяйства регионов.
Методологический
принцип системности
Принцип системности прогнозирования региона требует согласования, координации результатов и выводов, сделанных на разных иерархических уровнях. Поэтому, с одной стороны, данные региональных прогнозов учитываются при разработке прогнозов иного, более высокого уровня, а с другой — необходим учет обратного воздействия прогнозов, последующее уточнение выводов, а значит, и концепций при проведении последовательных решений.
К важным методологическим
принципам прогнозирования
Прогноз, опирающийся на принцип преемственности, позволяет, во-первых, на основе объективных закономерностей развития региона обобщить, закрепить и продолжить все прогрессивное, все лучшее, что было создано ранее и прошло всестороннюю проверку в условиях долговременной эволюции. Во-вторых, от соотношения «старых» и «новых» региональных решений в значительной степени зависит уровень материальных, трудовых и финансовых затрат на социально-экономическое развитие. В-третьих, перспективное развитие региона с учетом преемственности создает благоприятные условия для широкого распространения и многократного применения новых результатов и методов. В-четвертых, этот принцип дает возможность определить последовательность будущих стадий и этапов регионального развития.
Очень важно, чтобы
в регионе достигалась