Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций
Активизация процесса интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориального разделения труда нуждаются в обшественно-географическом объяснении. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жи
По времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2—3 лет), среднесрочные (до 5-7 лет), долгосрочные (до 15-20 лет).
Отечественная и зарубежная практика насчитывает около 150 различных Методов разработки прогноза, но при долгосрочном прогнозировании развития регионов используются два основных вида прогноза — поисковый (исследовательский) и нормативный. Первый сводится к продолжению в прогнозируемом периоде настоящих, достаточно хорошо изученных, устойчивых тенденций и закономерностей. Основанная на использовании принципа инерционности развития региона ориентация поискового прогноза во времени происходит в его направлении, то есть от настоящего к будущему.
Нормативный прогноз исходит из представления о желаемом, заданном состоянии региона в установленный момент будущего, которое обеспечивает достижения наиболее рациональными путями заранее поставленных целей. В этом случае ориентация прогноза во времени осуществляется по схеме «от будущего к настоящему». Региональные прогнозы разрабатываются, как правило, при взаимном корректирующем влиянии поисковых и нормативных прогнозов, позволяющих отобрать наиболее обоснованные варианты будущего состояния региона. При этом в одних прогнозах может преобладать поисковая, а в других - нормативная составная часть.
В последние
годы широкое распространение
Наиболее широкое распространение в практике регионального прогнозирования получили методы научной экстраполяции Основанные на знании исторических тенденций эволюции регионов, выявленных устойчивых процессах предшествующего развития, прогноз региона в данном случае осуществляется по принципу переноса на будущее исходного состояния, переноса устоявшейся линии развития при условии, что данный процесс и в прогнозируемом периоде будет испытывать те же внешние воздействия. Экстраполяционный подход активно применяется при прогнозировании сложившихся регионов, развитие которых происходит при сохранении основных характеристик, таких как степень заселенности территории, региональные пропорции, соотношение между центром и периферией и производством и инфраструктурой и т. п.
Однако чем
шире раздвигаются временные рамки
прогнозирования, тем очевиднее
становится недостаточность и
В системе нормативных прогнозов по степени важности и информационной насыщенности на видном месте стоят нормативно-балансовые и балансовые модели, позволяющие обеспечить взаимную увязку показателей функционирования отдельных сфер и функциональных блоков региона, согласованность соответствия между целями и ресурсами, между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Среди балансовых методов на отдельных этапах прогнозирования выделяется межотраслевой баланс производства и распределения продукции с учетом рыночного спроса, дающий полную картину межотраслевых связей и взаимосвязей, а также отражающий процесс формирования и использования конечного продукта.
Нормативное прогнозирование
является ведущим методом прогноза
формирования новых территориально-
В сочетании с поисковым и нормативным прогнозированием регионов может быть применен метод аналогий (сравнений, сопоставлений). Метод аналогий позволяет сопоставить разные пути развития регионов, сравнить тенденции развития тех или иных функциональных подсистем.
Одним из методов прогнозирования взаимодействия отдельных структур региона, также систем производства, расселения, инфраструктуры может служить метод цепных реакций. Он основан а последовательном учете различных зависимостей, тенденций, закономерностей, которые возникают в эволюции региона в ходе взаимодействия цепочек многоступенчатых процессов, происходящих в производстве, населении и природной среде, а также других компонентах
Одним из важнейших
методов прогнозирования
Метод моделирования имеет определенные недостатки и связан с преодолением ряда трудностей. В частности, он требует большого количества данных, использование громоздкого математического аппарата, привлечения большого количества специалистов. Однако все эти сложности вполне преодолимы, а современные компьютеры дают возможность широко использовать вариантный подход в математическом моделировании.
А. И. Трофимов и А. В. Шарыгин полагают, что среди множества моделей наиболее приемлемы следующие [12]:
1.Функциональные,
описывающие функции,
2.Экономические,
определяющие зависимость
3.Процедурные,
отбывающие операционные
Модели могут быть выражены словесным описанием (самый простой вид описания, который чаще всего является исходным), математическим описанием (в виде формул и математических операций), программным описанием (описание модели, пригодное для ввода в компьютер). Они также могут выражаться в виде кривых, диаграмм, чертежей, блок-схем и т. д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Какова главная
особенность прогнозов
2.Раскройте понятие «принцип преемственности во времени».
3.В чем сущность
метода научной экстраполяции
при региональном
4.Выделите наиболее точный, на ваш взгляд, метод прогнозирования и объясните свой выбор.
Финансовая система страны в целом занимается образованием, распределением и использованием денежных средств. Но для осуществления этих задач государственные финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений с налогоплательщиками, лицами, получающими пенсии, пособия по безработице и другие виды социальной помощи, либо отношений с предприятиями и корпорациями, финансово-валютных отношений с иностранными государствами. Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Политика же, проводимая этой системой, получила название финансовой политики.
Главными элементами
финансовой системы являются государственный бюджет,
бюджеты субъектов Федерации, местные
бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того,
в финансовую систему включаются финансы
регионов, финансы административно-
Одной из важнейших
составных частей финансовой системы
государства являются региональные
финансы. Региональные финансы —
это система экономических
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
В России на сегодняшний
день действует трехуровневая
Главным звеном региональной финансовой системы является бюджет годовой финансовый план расходов региона и источников их покрытия. Сбалансированный региональный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.
Доходы регионального бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80 %, прибыль предприятий - 30 %), акцизы. НДС - 9.09 - 20 %).
Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных лиц в государственный или местный бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов (около 80 %). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13 %), налог на прибыль предприятий (28 %), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (2 % от среднегодовой стоимости имущества) и т. д.
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Доходы честных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные налоговые лицензии, (местный налог на милицию — 1 % от минимальной зарплаты). Между федеральными, региональными и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно подтверждены, чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.
Расходы региональных бюджетов предполагает обеспечение затрат на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание общественного порядка (примерно 20 %), затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации регионального регулирования структура расходной части может меняться. Так, скажем, увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшение благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, увеличение ассигнований на охрану окружающей среды (мониторинг), развитие рыночной инфраструктуры и т. д.
Важным звеном финансовой системы региона являются и финансовые ресурсы предприятий. Главным источником формирования средств предприятий является прибыль, которая образуется в результате их производственной деятельности. Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание под ведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Кроме того, предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия, поскольку региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами (реконструкция городских коммуникаций, долевое участие в строительстве и т. д.).