Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:16, дипломная работа
В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.
Претензии на арктический шельф, где по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву.
Введение
1.История освоения Арктики
Первые исследователи Арктики
Морские арктические экспедиции
Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями
2.Обеспечение безопасности плавания по СМП
Общие сведения
Границы района
Особенности плавания
Острова и проливы
Глубины, рельеф дна и грунт
Реки
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Режим плавания
Районы разделения движения судов
Навигационная информация
Карское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования (СНО)
Порты
Спасательная служба
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Море Лаптевых
Общие сведения
Берега
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Порты и якорные места
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
Восточно-Сибирское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание при отсутствии льда
Плавание во льдах
Чукотское море
Общие сведения
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Население и населенные пункты
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря
3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"
Общие сведения
Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
Заключение
В некоторые годы лед, выносимый
из Карского моря, может блокировать
подход с запада к проливу Карские
Ворота до 15–25 июля. Тогда более
удобным может оказаться подход
к проливу Югорский Шар, где лед
слабее. Если же неблагоприятные ледовые
условия на подходах к проливам Карские
Ворота и Югорский Шар сочетаются
с трудной ледовой обстановкой
в юго-западной части Карского моря,
рекомендуется следовать к
В начальный период навигации
формирование караванов для ледокольной
проводки производится либо у кромки
льда в юго-восточной части
Для подхода к проливу Карские Ворота рекомендуется, находясь в 17 милях к N от маяка Колгуевский-Северный, лечь на курс 90° и идти до меридиана 58° вост. долг., откуда следует повернуть влево на курс для входа в полосу движения системы разделения движения в проливе. В любом случае на подходах к проливу Карские Ворота с W не рекомендуется заходить севернее параллели 70° сев. широты до тех пор, пока не будет пройден меридиан 57° вост. долг.
Если же получено указание Штаба Запада входить в Карское море через пролив Югорский Шар, то от той же исходной точки (в 17 милях к N от маяка Колгуевский-Северный) надо лечь на курс 93°, проходящий в 9 милях севернее острова Матвеева. Этот курс через 220 миль выводит на створ Югорский-Подходный.
Можно также от острова Колгуев идти курсом 90° и, миновав меридиан 57° вост. долг., повернуть вправо на курс 110° с тем, чтобы, пройдя посредине между островом Матвеева и юго-западным берегом острова Вайгач, выйти на створ Югорский-Подходный.
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Выбор курсов в юго-западной части Карского моря от проливов Карские Ворота и Югорский Шар к острову Белый определяется положением Новоземельского ледяного массива. В начале навигации южный отрог этого массива чаще обходят с востока и реже с запада. Положение массива, а также сплоченность его льда зависят от преобладающего в июне и июле данного года направления ветров, от наличия старого льда в массиве и от суровости прошедшей зимы.
Если Новоземельский ледяной массив прижат восточными ветрами к островам Новая Земля, плавание от проливов Югорский Шар и Карские Ворота с ледокольным обеспечением становится возможным для судов класса УЛ с третьей декады июня. В этом случае ледоколам приходится форсировать только южную часть массива для выхода судов в Ямальскую полынью, а затем припай на подходах к острову Диксон. При плавании Ямальской полыньей в июле, если ветры переходят к NW, смещая лед Новоземельского массива к малым глубинам у берега полуострова Ямал, ледоколы не успевают вывести караван к N от острова Белый в Обь-Енисейскую полынью. В этом случае приходится следовать через разреженный лед по кромке Новоземельского массива, а если лед продолжает двигаться к востоку, то даже углубляться в массив. В таких условиях продолжительность ледокольной проводки судов на пути от пролива Карские Ворота до острова Диксон может значительно возрасти, хотя лед Новоземельского массива в первой половине июля обычно бывает значительно ослаблен таянием и поддается форсированию ледоколами.
Безледокольное плавание судов класса УЛ к острову Диксон от проливов Карские Ворота или Югорский Шар становится возможным в среднем 25–30 июля, а в наиболее благоприятные годы – даже с середины июня. В благоприятные годы путь от пролива Карские Ворота до острова Диксон чист ото льда в начале июля, в неблагоприятные – лишь во второй половине июля. Вне зоны интенсивного действия Обь-Енисейского течения разреженный лед или одиночные льдины на пути пролив Карские Ворота – остров Диксон могут быть встречены и после очищения моря ото льда в любое время навигации. Поэтому при следовании этим путем всегда необходимы осторожность и постоянное наблюдение за морем визуально и с помощью радиолокатора.
Если лед не затрудняет плавание и не препятствует выбору пути, судам следует строго придерживаться рекомендованных ниже курсов, ведущих по кратчайшим путям с равномерными глубинами, многократно проверенных и обеспеченных средствами навигационного оборудования. В начале навигации чаще всего суда бывают вынуждены уклоняться от рекомендованных путей в юго-западной части моря до подхода к району острова Белый, пока здесь держится Новоземельский массив. Если преобладают устойчивые ветры от NW и W, то южная часть этого массива сдвигается к востоку. Тогда суда от пролива Карские Ворота идут вначале к N вдоль восточного берега островов Новая Земля примерно до пролива Маточкин Шар и здесь, поворачивая на восток, пересекают массив в наиболее доступном месте, найденном авиаразведкой.
Если преобладают устойчивые ветры от SЕ и южная часть Новоземельского массива поэтому сдвинута к западу, а отроги массива простираются далеко на S, то суда от проливов Карские Ворота и Югорский Шар следуют в обход массива с юга примерно до района мыса Вылкин Нос. Далее, огибая восточную кромку массива, они идут сообразуясь с глубинами полыньей вдоль Ямальского побережья и форсируют отдельные ледяные перемычки, встречающиеся обычно на выходе из Байдарацкой губы или на параллели пролива Малыгина. Если нет указаний Штаба Запада, лед следует обходить, как правило, с S и E, но значительно к Е не уклоняться.
Идя вдоль низкого малоприметного
берега полуострова Ямал, не следует
заходить на глубины менее 15 м. Условия
для радиолокационного
На обратном пути от острова
Белый к проливам Карские Ворота
Югорский Шар поздней осенью в
подавляющем большинстве
Следует остерегаться банок с глубинами 11–12 м, лежащих в 42–55 милях к NNW от острова Белый. Эти банки особенно опасны при сильном волнении со стороны чистого от льда моря при ветрах от N и W вследствие крупной и крутой волны на мелководье.
Общая длина перехода рекомендованными курсами от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон составляет соответственно 466 и 469 миль; при следовании Ямальской полыньей около 620 и 560 миль.
Рекомендованные курсы для плавания от проливов Карские Ворота 40 и Югорский Шар к острову Диксон и обратно приведены на соответствующих навигационных картах, рекомендациях для плавания и Лоции Карского моря.
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Северную оконечность островов Новая Земля–мыс Желания рекомендуется обходить на расстоянии 10 миль, определяя место по четкому и характерному радиолокационному контуру берега, а в ясную погоду – по пеленгам маяка Желания и приметных островков и мысов.
Обогнув мыс Желания и выйдя в исходную для плавания по Карскому морю точку 76°50' N и 70°00' Е, находящуюся в 21 миле к SЕ от мыса Желания, надо лечь на курс 142°, ведущий к острову Диксон.
Протяженность пути от мыса Желания курсом 142° к острову Диксон 250 миль. При наличии льда выбор наилучшего курса от мыса Желания к острову Диксон определяется положением Северного Карского и Новоземельского ледяных массивов. Если преобладают северные ветры и интенсивность Обь-Енисейского течения недостаточна, то лед Северного Карского ледяного массива держится к западу от острова Свердрупа, а Новоземельский ледяной массив отходит на юг вдоль восточного побережья островов Новая Земля. В этом случае приходится прокладывать курс к югу, примерно к точке 73°50' N, 68°30' Е, в обход Северного Карского ледяного массива с W и S. Затем следует идти к острову Диксон рекомендованными курсами, как при плавании от проливов Карские Ворота и Югорский Шар.
Глубины на курсе от мыса
Желания к острову Белый
С преобладанием ветров южных
направлений лед относится Обь-
В завершающий период навигации
(октябрь) путь в обход мыса Желания
использовался в отдельных
На курсах от мыса Желания к острову Диксон вероятен снос к N. При осеннем плавании от острова Диксон к мысу Желания обычно также наблюдается значительный снос к N. Только при сильных и устойчивых северных ветрах возможен снос к S.
Определять свое место можно по космической навигационной системе, а также по радиомаякам Белый, Вилькицкого, Свердрупа, Диксон.
При подходе на видимость берегов островов Новая Земля следует учесть, что севернее мыса Спорый Наволок ледников нет и берег оканчивается довольно однообразными скалистыми обрывами. Ориентирами здесь, кроме светящих знаков, имеющихся в районе мысов Желания и Константина, могут служить мыс Константина, выделяющийся своими темными обрывами на фоне более светлых пологих склонов, и лежащий, с северной стороны этого мыса островок Гемскерка, рассеченный приметной вертикальной расщелиной.
Подходя с SЕ к мысу Желания при ограниченной видимости и ориентируясь только с помощью радиолокатора, следует иметь в виду, что расположенные севернее мыса Спорый Наволок бухта Мурманец, заливы Аварийный и Наталии, бухта Поспелова весьма схожи по контуру береговой линии, хотя несколько различаются по своим размерам. Чтобы не принять один объект за другой, необходимо постоянно контролировать свое место.
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Участок Северного морского пути от острова Диксон до выхода в море Лаптевых имеет протяженность около 500 миль и считается одним из труднейших по ледовым и навигационным условиям. В зависимости от состояния льда, от ледового и синоптического прогноза, а также от ледового класса, осадки и мореходности судна выбирается оптимальный вариант пути. Плавание здесь обычно осуществляется в прибрежной полосе шириной до 100 миль, в пределах которой могут быть рекомендованы три основных варианта пути, условно названные Прибрежным, Мористым и Северным,
При этом почти в любом месте, сообразуясь с изменением ледовых и иных условий, можно изменить вариант пути.
Прибрежный путь чаще используется после вскрытия припая и отгона льда ветрами от берега. Он проходит вдоль мористой опушки шхер Минина, с северной или южной стороны островов Скотт-Гансена, мимо островов Рингнеса, Кравкова, Белуха и далее через архипелаг Норденшельда (чаще – по проливу Матисена, реже – по проливу Ленина), между островком Лишний и островами Фирнлея и, проходя ближе к южному берегу пролива Вилькицкого, выходит в море Лаптевых. Этот путь довольно сложен в навигационном отношении, так как ведет по району, в котором лежит значительное число навигационных опасностей, неравномерные глубины и каменистый грунт. Условия ориентирования на всем пути хорошие, однако, возможности маневрирования при напоре льда ограниченны.
Мористый путь вне прибрежных навигационных опасностей, но в пределах уверенного ориентирования по радиомаякам средней дальности действия ведет севернее островов Скотт-Гансена, севернее мелководья с банкой Ермак и острова Русский и выводит в пролив Вилькицкого между островами Фирнлея и Гейберга.
Северный путь ведет с восточной или западной стороны островов Арктического Института и Известий ЦИК, далее севернее островов Сергея Кирова до поворота у острова Воронина в пролив Вилькицкого.
Плавание в проливе Вилькицкого затруднено не только почти постоянно находящимся здесь сплоченным дрейфующим льдом, но и сильными течениями, и неблагоприятными условиями видимости. Выбор курсов для прохода по проливу Вилькицкого зависит от ледовых условий. На основании многолетнего опыта установлено, что чаще всего суда, как под проводкой ледоколов, так и самостоятельно проходили на восток из Карского моря в море Лаптевых, придерживаясь южного берега пролива и используя преобладающее направление дрейфа льда с попутным течением, направленным на восток.
Вышеуказанный путь достаточно оборудован для плавания при любых условиях погоды. В хорошую видимость здесь можно определить место судна по светящим знакам и береговым ориентирам, а в ограниченную – с помощью радиолокатора по изображению берега материка и островов и по радиомаякам.
При плавании из моря Лаптевых в Карское море суда могут идти не только южным прибрежным путем, но и серединой пролива или по северной его стороне с попутным течением, направленным на запад.
Однако в отдельные
годы, несмотря на устойчивое преобладание
ветров от NW и W и усиленный вынос
льда на восток вдоль южного берега
пролива, суда проходили в море Лаптевых
по северной стороне пролива, так
как здесь ледовые условия
оказывались более
При плавании серединой пролива, а также по северной его стороне радиолокационный метод определения места становится главным, поскольку на северном побережье, кроме светящего знака Неупокоева и знака Солнечный, очень мало легко опознающихся ориентиров.
При плавании в проливе Вилькицкого следует всегда помнить о возможности быстрого и резкого изменения здесь видимости и постоянно сочетать визуальную ориентировку с радиолокационной; даже при хорошей видимости надо иметь радиолокатор включенным. Для контроля места судна по глубинам следует включать эхолот.
Общие сведения
Море Лаптевых, одно из морей Северного Ледовитого океана, расположено между Карским и Восточно-Сибирским морями.
Западной границей моря Лаптевых являются восточные берега островов Северная Земля. С юга район ограничен берегом материка от мыса Прончищева до мыса Святой Нос. Восточной границей являются западные берега Новосибирских островов.
Навигационные условия в море Лаптевых сложные. Южное побережье моря отмелое, поэтому морские суда здесь следуют в основном вне видимости берега. Суровые ледовые условия, особенно в западной части моря (Таймырский ледяной массив), создают трудности для следования судов по рекомендованным путям и часто вынуждают их уходить далеко в море или, наоборот, идти вдоль побережья, где малые глубины ограничивают возможность маневрирования морских судов.