Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:16, дипломная работа

Краткое описание

В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.
Претензии на арктический шельф, где по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву.

Содержание

Введение
1.История освоения Арктики
Первые исследователи Арктики
Морские арктические экспедиции
Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями
2.Обеспечение безопасности плавания по СМП
Общие сведения
Границы района
Особенности плавания
Острова и проливы
Глубины, рельеф дна и грунт
Реки
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Режим плавания
Районы разделения движения судов
Навигационная информация
Карское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования (СНО)
Порты
Спасательная служба
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Море Лаптевых
Общие сведения
Берега
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Порты и якорные места
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
Восточно-Сибирское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание при отсутствии льда
Плавание во льдах
Чукотское море
Общие сведения
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Население и населенные пункты
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря
3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"
Общие сведения
Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.82 Мб (Скачать файл)

Условия для определения  места с помощью радиолокатора  благоприятны у восточного берега моря, менее благоприятны у западного  и неблагоприятны у южного берега, особенно в районе дельты реки Лена

При плавании в условиях ограниченной видимости необходимо даже в открытом море идти с включенным радиолокатором из-за возможности встречи  со льдом. С приближением к берегам  надо быть особенно внимательным, чтобы  отличить изображение берега от изображения  морского льда.

Необходимо помнить, что  айсберги и их обломки встречаются  в море не только вблизи мощных ледников у островов Северная Земля. Дрейфуя  с Восточно-Таймырским течением, они  проникают в восточный вход в  пролив Вилькицкого, а иногда значительно южнее, к островам Комсомольской Правды и острову Андрея.

Руководство морскими операциями в море Лаптевых осуществляется Штабами  Запада (к западу от меридиана 125°  вост. долг.) и Востока (к востоку  от меридиана 125° вост. долг.).

Все морские суда, плавающие  в море Лаптевых, независимо от их ведомственной  принадлежности, оперативно подчинены  штабу морских операций в соответствии с районом плавания и пунктом  назначения. Выбор того или иного  маршрута, варианта пути в зависимости  от ледовых условий, определение  возможности самостоятельного плавания, организация ледокольной проводки (в одиночку или в группе) и  авиационной ледовой разведки, контроль за предоставлением судам необходимой ледовой, гидрометеорологической и навигационной информации осуществляется начальником Штаба морских арктических операций.

 

Берега

Характер берегов моря Лаптевых весьма разнообразен. Восточные  берега островов Северная Земля гористы. Горы местами подходят близко к береговой  линии, образуя крутые скалистые  обрывы высотой до 400 м, а кое-где  отступают в глубь местности; на таких участках берег спускается к воде широкими террасами, постепенно понижаясь. Эти берега отмелые, изрезаны заливами.

Северный и восточный  берега полуострова Таймыр сильно изрезанные, местами обрывистые. Высота обрывистых участков 15–22 м. В глубь суши высота местности постепенно увеличивается и в 7 милях от береговой линии составляет 100–250 м.

Южное побережье моря Лаптевых представляет собой ряд невысоких  горных отрогов, чередующихся с равнинами, типичными для северосибирской тундры. Высота отрогов не более 300 м; только на немногих участках склоны их подходят к самому берегу.

Характерной особенностью южного берега моря Лаптевых являются обширные дельты рек Лена и Яна, где на значительных участках высота берега едва достигает 1–2 м.

Восточный берег моря образован  преимущественно пологими склонами прибрежных холмов, лишь местами имеются  невысокие скалистые обрывы.

Берега моря Лаптевых значительно  изрезаны почти на всем протяжении, однако боль-шинство бухт мелководны; число укрытых якорных мест ограниченно.

Приметных мысов в море Лаптевых немного; на некоторых низких мысах установлены навигационные  знаки и радиолокационные отражатели.

Растительный покров на побережье  моря Лаптевых однообразен. Тундра подходит вплотную к береговой линии там, где на поверхность суши не выступают  песок и твердые коренные породы и где отступают ледники. В  низких местах тундра обычно заболочена.

 

Острова.

 Острова в море Лаптевых  сгруппированы на его границах  и в непосредственной близости  от берега материка. Острова в  северо-западной части моря преимущественно  высокие, сложены из каменистых  пород и сравнительно мало  подвергаются разрушению. К этому  типу относится большая часть  островов Северная Земля, островов  Комсомольской Правды и островов  Вилькицкого.

Ко второму типу относятся  небольшие низкие острова, сложенные  из рыхлых пород и подвергающиеся довольно интенсивному разрушению. Эти  острова расположены главным образом у северо-восточного побережья полуострова Таймыр. Переходной группой между этими двумя типами островов являются Новосибирские острова.

 

Глубины, рельеф дна и  грунт

Глубины в большей части  моря Лаптевых незначительные, и лишь на материковом склоне у северных границ моря они резко возрастают до океанических глубин Арктического бассейна.

В южной части моря дно  до изобаты 100 м представляет собой  подводную равнину с невысокими увалами. Уклоны дна здесь очень  малы. Равнина пересечена несколькими  неглубокими желобами, тянущимися в  меридиональном направлении и являющимися  подводным продолжением долин рек  Хатанга, Анабар, Оленек, Лена и Яна. Особенностью юго-восточной части моря является обширное Семеновское мелководье, расположенное к западу от острова Столбовой.

Грунт в море Лаптевых в  основном состоит из илистых и  песчанистых отложений. В чистом виде ил и песок встречаются здесь  сравнительно редко, чаще отмечаются их смеси с преобладанием того или  другого компонента (песчанистый  ил или илистый песок).

Предупреждение. При плавании в районах, не обследованных подробным  систематическим промером, или в  районах, в которых на картах показаны недостоверные глубины, разомкнутые  или недостаточно обеспеченные промером изобаты, можно встретить глубины  менее показанных на картах, поэтому  здесь необходимо соблюдать особую осторожность.

 

Земной магнетизм

Магнитная изученность моря Лаптевых удовлетворительная. Магнитное  склонение на эпоху 1990 г. изменяется от 6,3° Е (78°00' N, 112°00' Е) до 16,5° W (73°00' N, 134°00' Е). Среднегодовое изменение магнитного склонения от 0,1° до 0,12° к W.

Аномалии магнитного склонения  с пределами изменения 4–20° в  море Лаптевых наиболее часто встречаются  вдоль восточного побережья островов Северная Земля и полуострова  Таймыр, а также в районе Новосибирских  островов.

Во время сильных магнитных  бурь склонение может изменяться на 10–20° и более.

Магнитные бури повторяются  через 25–30 суток. Магнитная буря длится несколько часов, но в отдельных  случаях – сутки и более.

Наиболее часто магнитные  бури наблюдаются в зоне максимума  магнитной активности и полярных сияний, которая пересекает море Лаптевых приблизительно на широте Новосибирских  островов.

Косвенные признаки наличия  сильной магнитной бури – появление  подвижных полярных сияний лучистой структуры и нарушение радиосвязи на коротких волнах.

 

Средства навигационного оборудования

Средства навигационного оборудования в море Лаптевых распределены неравномерно. Светящие знаки имеются  не на всех участках берега.

На южном берегу моря установлено  значительное количество зрительных средств  навигационного оборудования, обеспечивающих определение места судна в  прибрежной зоне моря.

Плавучие средства навигационного оборудования вследствие почти постоянного  наличия дрейфующего льда в продолжение  всего навигационного периода в  открытой части моря Лаптевых не выставляются.

Отмелость берегов моря Лаптевых, частые неблагоприятные условия видимости, а также тяжелая ледовая обстановка нередко вынуждают даже каботажные суда следовать вне видимости не только средств навигационного оборудования, но и самих берегов. Поэтому основное, значение приобретают радионавигационные способы определения места судна. Для обеспечения обсерваций служат: установленные на побережье радиомаяки, объединенные в группы с дальностью действия 80–200 миль, и автоматические радиомаяки с дальностью действия 35–100 миль.

 

Порты и якорные места

В море Лаптевых расположен порт Тикси (71°42? N, 129°36' Е), в котором производится перевалка грузов с морских судов на речные для их дальнейшей транспортировки по рекам.

Большинство якорных мест у западного побережья моря Лаптевых открыто ветрам с моря, стоянка  на них бывает неспокойна из-за дрейфа льда. Более благоприятны условия для якорной стоянки в заливе Фаддея.

 

Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям

При следовании по основным рекомендованным путям в море Лаптевых необходимо учитывать:

* при переходах с запада  на восток или в обратном  направлении суда обычно испытывают  заметный, до 5–8 миль в сутки,  снос к северу;

* определение места судна  с помощью радиотехнических средств  является основным, однако надлежит  применять и другие способы  и методы, в том числе и астрономические;

* якорные места имеются  только непосредственно у берегов;

 

* к отмелым южным берегам моря подход морских судов затруднен, здесь можно найти только временное укрытие от южных ветров, но не от льда, дрейфующего с севера.

 

Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова

Выйдя в точку 77°45' N, 105°00' Е, надо повернуть на рекомендованный  курс 112,4°, ведущий непосредственно  к проливу Санникова. Протяженность  этого пути около 540 миль. Точка поворота может быть определена по светящему  знаку Чекина (77°41 N, 104°42'Е). Плавание в пределах первых 45 миль проходит в  видимости берега, и на этом участке  имеется возможность определить место судна по береговым знакам, а в ограниченную видимость –  по радиолокационному изображению  берега и островов на шкале дальности 15 миль. К востоку от меридиана 108°  вост. долг, берега скрываются.

В районе меридиана 118° вост. долг, судно входит в зону действия радиомаяка Дунай.

Участок пути длиной около 90 миль между меридианами 118° и 124°  вост. долг, входит в зону действия радиомаяка Дунай.

Пройдя меридиан 130° вост. долг., судно последовательно вступает в зону действия радиомаяков восточной части моря Лаптевых: Столбовой-Остров, Кигилях, Санникова и Котельный.

При северных ветрах не исключена  возможность сноса судна к 5 в  сторону Семеновского мелководья. Нельзя допускать выход судна на глубины  менее 12–13 м. При уменьшении глубин до 14–15 м следует уменьшить скорость и при дальнейшем, даже незначительном уменьшении глубин повернуть к N для  выхода на большие глубины, приняв все  меры к определению точного места  судна. Приблизительно от меридиана 132°  вост. долг., выйдя в район глубин менее 20 м, надо включить радиолокатор на шкалу наибольшей дальности. Острова Столбовой и Бельковский, если они не окружены торосистыми льдами, опознаются на экране радиолокатора с 30 миль.

Рекомендованный курс 112,4°  ведет приблизительно посредине  прохода между островами Столбовой  и Бельковский. С помощью радиолокатора отсюда могут быть одновременно обнаружены оба эти острова, а также возвышенности юго-западной части острова Котельный.

В условиях отличной видимости  возвышенности островов Столбовой, Бельковский и Котельный открываются с 30—35 миль.

Вход в пролив Санникова  хорошо опознается по светящему знаку  Санникова и постройкам полярной станции Пролив Санникова, а с  помощью радиолокатора на шкале  дальности 15 миль – по юго-западному  берегу острова Котельный.

 

Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева

Следуя курсом 112,4°, рекомендованным  для перехода к проливу Санникова, и выйдя к острову Столбовой, нужно определить место судна  по пеленгам на радиомаяки Столбовой-Остров, Санникова и Котельный. Затем необходимо из точки 74°46' N, 135°30' Е повернуть на курс 148°, ведущий к западному входу в пролив Дмитрия Лаптева, с расчетом выйти в точку 73°17' N, 138°52' Е. Глубины на этом участке 14–28 м. Путь ведет в 15–18 милях от острова Столбовой и место судна можно контролировать по пеленгам на северный и южный мысы острова или по его радиолокационному изображению. Место судна можно определить по радиомаякам Столбовой-Остров, Санникова, Кигилях, Святой Нос, Буор-Хая, Земля Бунге. Определив место, необходимо повернуть на рекомендованный курс 99°. На этом курсе ориентирами служат горы на полуострове Кигилях, маяк Кигилях, знак на холме высотой 144 м, расположенном в 1,8 мили к Е от мыса Кигилях, Место судна можно определить и по радиомаякам Кигилях и Святой Нос.

Общие сведения

Восточно-Сибирское море, одно из морей Северного Ледовитого океана, омывает восточную часть арктического побережья России. На западе море ограничено Новосибирскими островами; проливы Дмитрия Лаптева и Санникова соединяют его с морем Лаптевых. На севере Восточно-Сибирское море примыкает к Арктическому бассейну Северного Ледовитого океана. На востоке море ограничено островом Врангеля и соединено с западной частью Чукотского моря проливом Лонга.

Условия плавания в Восточно-Сибирском море для судов осложнены мелководностью, слабой изученностью (кроме прибрежного района), частыми туманами в летний период и почти постоянным наличием сплоченного льда.

Выбор пути в прибрежной зоне определяется наличием льда и  опасных для плавания глубин, а  в районах открытого моря зависит  от сплоченности льда и наличия глубин, опасных для плавания.

Руководство морскими операциями в Восточно-Сибирском море осуществляет Штаб Востока, который находится в порту Певек.

Все морские суда, следующие  по Восточно-Сибирскому морю, независимо от их ведомственной принадлежности, оперативно подчинены Штабу Востока.

Выбор того или иного маршрута, варианта пути в зависимости от ледовых  условий, определение возможности  самостоятельного плавания, организация  ледокольной проводки (в одиночку или в группе) и авиационной  ледовой разведки, контроль за предоставлением судам необходимой ледовой, гидрометеорологической и навигационной информации осуществляются начальником Штаба Востока

При плавании по основным рекомендованным  путям от проливов Санникова и  Дмитрия Лаптева до пролива Лонга  определение места судна возможно с точностью 1–2 кбт при помощи космических систем навигации.

Условия для определения  места с помощью РЛС в разных частях Восточно-Сибирского моря весьма различны. В проливе Дмитрия Лаптева условия радиолокационного определения места удовлетворительные, в проливе Санникова РЛС может дать только общую ориентировку. Для надежного определения места судна по РЛС можно использовать почти весь берег восточнее устья реки Колыма до острова Айон и, за некоторым исключением, гористое побережье от порта Певек до мыса Якан.

На большинстве знаков установлены радиолокационные пассивные отражатели.

На некоторых знаках установлены  радиолокационные маяки-ответчики, которые  обнаруживаются с 15–22 миль.

 

Берега

Берега Восточно-Сибирского моря делятся на два типа. В западной части моря берега Новосибирских островов и берег материка до устья реки Колыма в основном низкие, сложенные преимущественно из песчано-глинистых осадочных пород.

В восточной части моря берег материка от устья реки Колыма до мыса Якан гористый. Небольшие низкие участки встречаются в основном в устьях рек. Высокие берега преимущественно приглубы и почти всюду пригодны для визуального и радиолокационного ориентирования. В Восточно-Сибирское моря впадает ряд крупных рек. В навигационных целях используются только река Индигирка (речными судами) и река Колыма, которая доступна и для морских судов.

Информация о работе Северный морской путь