Анализ производства продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
Предприятие должно произво¬дить только те товары и в таком объеме, ко¬торые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из¬держек, прибыль и рентабельность пред¬приятия. Поэтому анализ данных показате¬лей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях, где изготавливают изделия из бетона.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы производства продукции
1.1. Понятие производственного процесса…………………………..……….5
1.2. Основное и вспомогательное производство…….………………………6
1.3. Организация технологического процесса по выпуску основной продукции…………………………………………………………..…….....6
1.4. Управление производственным процессом…………………………….7
1.5. Контроль за качеством продукции…………………………………........9
1.6. Характеристика состава и структуры затрат на производство продукции………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ производства и реализации продукции
ООО «Дизайн Бетон»

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……..…..…..14
2.2. Задачи, основные направления и информационная база
анализа……………………………………………………………………….....17
2.3. Организация аналитической работы на предприятии.……………..19
2.4. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции..22
2.5. Анализ ассортимента структуры продукции………….……………..24
2.6. Анализ качества производственной продукции…………….…….....26
2.7. Анализ ритмичности работы предприятия………………….….……27
2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции……29
Заключение…………………………………………………33
Список литературы……………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономический анализ.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 
 
 

    Из  таблицы видно, что за отчетный год  план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %.  Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции. 

    Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам  продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.

    Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

    В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим  итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. 

    Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2007 г.

    (на  примере двух изделий)

    руб.

Изде-

лие

Покупа-тель План поставки по договору Фактически  отгружено Недопоставка  продукции Зачетный объем  в пределах плана
А 1 1500 1900   1500
  2 1800 1500 - 300 1500
  3 1500 1900   1500
Б 1 2600 3100 - 200 2600
  2 2800 2600   2600
ИТОГ   10200 11000 -500 9700

 

    Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом  отгрузки по договору (ОП пл) и его  недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл): 

    К д.п. = (ОП пл - ОП н): ОП пл = (10200 - 500): 10200 = 0,95 или 95 %. 

    Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.  
 
 
 

    2.5. Анализ ассортимента  и структуры продукции.

    Большое внимание на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

    При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
 

    Оценка  выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции. 
 

Оценка  выполнения плана  по ассортименту за 2007 г. (плановые данные - 2006 г.) 

Изделие     Объем производства продукции в плановых ценах, руб. Процент выполнения    плана     Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб.
    план     факт
А     83200     85000     102,2     83200
Б     62500     56000     89,6     56000
В     100000     120300     120,3     100000
Г     68800     66800     97,1     66800
ИТОГО     314500     328100     104,3     306000

 

    Из  данной таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3 %   (306000 : 314500 * 100).

    Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.  Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.

    Увеличение  объема производства по одним видам  и сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий  в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

    Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность.  Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

    Анализ  структуры товарной продукции за 2007 г.

    (плановые  данные - 2006г.)

Изделие Оптовая цена за 1 шт. в руб. Объем производства продукции, шт. Товарная  продукция в ценах плана, руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, руб.
план факт план факт при  план структур факт
А 40 2080 2125 83200 83584 85000 + 1416
Б 20 3125 2800 62500 62789 56000 - 6789
В 50 2000 2406 100000 100462 120300 + 19838
Г 25 2752 2672 68800 69118 66800 - 2318
ИТОГО - 9957 10003 314500 315953 328100 + 12147

 

    Данные  графы товарная продукции факт при  плановой структуре рассчитывается умножением товарной продукции по плану  на коэффициент выполнения плана  товарной продукции в целом в  условно-натуральных единицах:

    К вп = 10003 : 9957 = 1,00462 

    Если  бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 315953 руб. При фактической структуре он выше на 12147 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

    Такой же результат можно получить и  более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого  разность между коэффициентом выполнения плана по производству продукции, рассчитанным на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн) умножается на запланированный выпуск продукции.

    ВП  стр = (Кст - Кн) * ВП пл = (1,04324 - 1,00462) *  314500 = 12146 руб 
 
 

    2.6. Анализ качества  произведенной продукции. 

    Важным  показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

    Качество  продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.  Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

    Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
 

    Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность;
  • надежность;
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений;
  • эстетичность изделий.
 

    Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованной продукции, потери от брака и пр.  

    Анализ  качества продукции. 

Сорт продукции Цена  за 1 шт., руб. Выпуск  продукции, шт. Стоимость выпуска, руб.
план факт план факт По цене 1 сорта
план Факт
1 50 2000 2150 100000 107500 100000 107500
2 35 1820 1650 63700 57750 91000 82500
ИТОГО - 3820 3800 163700 165250 191000 190000

 
 

    Средний коэффициент сортности К сорт = Сум(VВП * Ц) : VВП общ * Ц 1с

    К сорт план = 163700 : 191000 = 0,857 = 85,7 %.

    К сорт факт = 165250 : 190000 = 87 %.

    Выполнение  плана по качеству - 101,5 %. 

    Также важной задачей является определение  влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации и прибыль.  
 

    Влияние сортового состава  продукции на объем  выпуска изделия  в стоимостном  выражении. 

Информация о работе Анализ производства продукции на предприятии