Анализ производства продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
Предприятие должно произво¬дить только те товары и в таком объеме, ко¬торые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из¬держек, прибыль и рентабельность пред¬приятия. Поэтому анализ данных показате¬лей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях, где изготавливают изделия из бетона.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы производства продукции
1.1. Понятие производственного процесса…………………………..……….5
1.2. Основное и вспомогательное производство…….………………………6
1.3. Организация технологического процесса по выпуску основной продукции…………………………………………………………..…….....6
1.4. Управление производственным процессом…………………………….7
1.5. Контроль за качеством продукции…………………………………........9
1.6. Характеристика состава и структуры затрат на производство продукции………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ производства и реализации продукции
ООО «Дизайн Бетон»

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……..…..…..14
2.2. Задачи, основные направления и информационная база
анализа……………………………………………………………………….....17
2.3. Организация аналитической работы на предприятии.……………..19
2.4. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции..22
2.5. Анализ ассортимента структуры продукции………….……………..24
2.6. Анализ качества производственной продукции…………….…….....26
2.7. Анализ ритмичности работы предприятия………………….….……27
2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции……29
Заключение…………………………………………………33
Список литературы……………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономический анализ.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)
Сорт продукции Оптовая цена, руб. Структура продукции Изменение цены за счет структуры.
план факт +, -
1 50 52 57 +5 + 2,5
2 35 48 43 -5 -1,75
ИТОГО - 100 100 - + 0,75

 

    В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции 1сорта) средняя цена реализации по изделию  выше плановой на 0,75 руб. 
 
 

2.7 Анализ ритмичности работы предприятия 

    При изучении деятельности предприятия  важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.

    Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

    Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

    Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

    Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

      Один из наиболее распространенных  показателей ритмичности продукции  - коэффициент ритмичности.  

Квартал Выпуск  продукции, руб. Удельный  вес, % Выполнение  плана, коэффиц. Доля  продукции зачтен. в план

по ритм-ти, %

план факт План факт
I 92000 100500 29,3 30,6 1,092 29,3
II 73200 70600 23,3 21,5 0,964 21,5
III 83800 87000 26,6 26,5 1,038 26,5
IV 65500 70000 20,8 21,4 1,069 20,8
За  год 314500 328100 100 100 1,043 98,1

 

    Величина  коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

    29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1 %. 

    Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также  показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

    К аритм = 0,092 + 0,036 + 0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.

    Внутренние  причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

    В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего объема производства. Упущенные возможности =

    328100 - (100500 * 4) = - 73900 руб. 
 
 

2.8. Анализ факторов  и резервов увеличения  выпуска и реализации  продукции 

    Рассмотрев  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнение договоров  поставки, необходимо установить факторы  изменения ее объема : 
 
 
 

    Схема факторной системы  объема продукции

      

    

    

    

      

    

    

    

    

      

      
 
 
 
 
 

    Так как на предприятии выручка определяется после оплаты отгружено продукции, то товарный баланс можно записать так:

    ГП  н + ТП = РП + ГП к., отсюда

    РП = ГП н + ТП + ОТ н - ОТ к - ГП

    Где ГП н, ГП к - соответственно остатки  готовой продукции на складах  на начало и конец периода;

    ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

    РП - объем реализации продукции за отчетных период;

    ОТ  н, ОТ к - остатки отгруженной продукции на начало и конец месяца.

    Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится сравнением фактических уровней  факторных показателей с плановыми  и вычислением абсолютных и относительных  приростов каждого из них. 
 
 
 

    Анализ  факторов изменения  объема реализации продукции 

    за 2007 г. 

Показатель Сумма в  плановых ценах в руб.
План (02г.) Факт (01г.) +, -, %
1. Остаток  ГП на н.г. 4800 4800 -  
2. Выпуск  товарной продукции 314 500 328100 + 13600 + 4,3
3. Остаток  ГП на к.г. 10600 9300 -1300 - 12,2
4. Отгрузка  продукции 308700 323600 + 14900 + 4,8
5.Остаток  товаров, отгруженных покупателям:

на н.г

на к.г.

 
 
3000

2000

 
 
3500

2300

 
 
+500

+300

 
 
+16,7

+15

6. Реализация  продукции 309700 324800 +15100 + 4,9

 

    РП = 4800 + 328100 + 3500 - 2300 - 9300 = 324800 

    Из  таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям  на начало года, уменьшение остатков готовой  продукции на конец года. Отрицательное влияние  на объем продаж оказал рост остатков отгруженной продукции на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетных счет предприятия. Поэтому необходимо выяснять причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разрабатывать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

    Также особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем  производства продукции. Это:

  • обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

    ВП = ЧР * ГВ

    РП = ЧР * ГВ * Дв

  • обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования;

    ВП = ОПФ * ФО

    РП = ОПФ * ФО * Дв

  • обеспеченность производства сырьем и основными материалами и эффективность их использования.

    ВП = МЗ * МО

    РП = МЗ * МО * Дв

    ЧР - численность рабочих;

    ГВ - среднегодовая выработка;

    ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

    ФО - фондоотдача;

    МЗ - потребленные материальные ресурсы;

    МО - материалоодача;

    Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции. 

          Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции. 

    

      
 

      
 

    

      
 
 

    

      
 
 

    

    

      

    

      
 
 
 

    Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

                                                           Р  ВП кр = Р    КР * ГВ ф,

    Р  ВП фрв = Р  ФРВ * ЧВ ф,

                                                     Р ВП чв = Р  ЧВ * ФРВ в,

    где Р  ВП кр, Р  ВП фрв, Р  ВП чв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени  и в связи с сокращением  его потерь и повышение среднечасовой  выработки;

Информация о работе Анализ производства продукции на предприятии