Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………….3-4
1. Необходимость вмешательства государства в экономику……… ..5-9
1.1. Место государства в рыночной экономике 4
1.2. Функции государства в рыночной экономике 9
1.3. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ………………………………………………………………….9-12
1.4. Экономическая политика государства, принципы и виды….12-19
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики……………………………………………………………..20-27
3. Особенности современной экономической политики российского государства……………………………………………………………28-30
Практикум………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………....32
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 12 Гос регулир экономики Microsoft Office Word.docx

— 83.13 Кб (Скачать файл)

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе.

В сферу деятельности государства  входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования.

Одной из основных функций государства  является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

В рыночной экономике государство  является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды.

Перечень функций государства  этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

В последнее время появилась  тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных  функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

1.3. Характеристика  «изъянов» рынка у представителей  различных школ

Классическая и неоклассическая  школы о достоинствах и недостатках  рынка. Согласно позиции данных школ серьезных изъянов у рыночной экономики не наблюдается. Такой тип экономической модели – наилучший из всех существующих. При функционировании рыночной системы возможны проблемы, однако система способна нейтрализовать их самостоятельно. Участие государства необходимо лишь для обеспечения экономической свободы, поддержания правового порядка и сохранения внешней и внутренней безопасности.

Школа марксисткой политэкономии  о пороках рынка. Общая установка школы – критика принципиальных основ рыночного хозяйства, что выражается в следующих постулатах:

  1. Эксплуатация небольшой частью состоятельного населения (предпринимателями, олигархами) преобладающей массы остального населения страны создает имущественную дифференциацию. Усиливающийся социальный дисбаланс – главный порок рынка.
  2. Рынок – тупиковый путь развития экономики. Внутренние противоречия этой системы подталкивают ее к гибели. Усиление роли государства (что происходит в форме развития государственно-монополистического капитализма) дает возможность сглаживать, приглушать некоторые конфликты капиталистического общества. Однако реализуется это лишь временно и частично, основная же функция рыночной системы – эксплуатация – продолжает усиливаться. Причем не только на уровне национальной экономики, но и в рамках мировой экономической системы (эксплуатация слабых стран со стороны сильных).1

Резюме  данной школы: национализация, сосредоточение всей власти и ресурсов в руках  государства – путь, обеспечивающий устранение пороков рынка.

Кейнсианская школа о слабостях  рынка в кризисной ситуации.

Кейнсианская  теория зародилась как теоретическое  осмысление крупномасштабной кризисной  ситуации в экономике. Согласно позиции  рассматриваемой школы, цена в рыночной экономики (цена труда) не является гибко  меняющейся величиной, благодаря которой  всегда достигается равновесное  развитие. Итогом является проблема массовой безработицы, решить которую без  вмешательства государства рыночный механизм не может. Таким образом, кризисные  явления в форме массовой безработицы  – главная слабость рыночной системы.

Ордолиберальная и неолиберальная школы о социальных дисбалансах  рынка. Позиции представителей данных школ связаны с пониманием того, что рынок не обеспечивает социальную справедливость. Он не нацелен на достижение социально-экономического баланса в обществе (понимаемого в широком смысле слова):

  1. Рынок неизбежно создает неравенство в социальном положении различных слоев общества (прежде всего – по линии получаемых доходов).
  2. Складывается неравномерность развития различных отраслей экономики (исходной основой чего выступают дифференцированные возможности использования технического прогресса, различающийся характер спроса на различную производимую продукцию). Неравномерность развития обуславливает неравенство в социальном положении различных профессиональных групп.
  3. Возникает дифференциация развития регионов (рынок больше побуждает регионы конкурировать между собой, обеспечивая выигрыш сильным регионам и застой – слабым).

Резюме: без участия государства рынок  не умеет устранять данные формы  дисбаланса.

Институциональная школа о сбоях  рынка.

Институционализм  –  это учение, которое рассматривает  значение институтов экономики, а также  их взаимодействие в области принятия и направленности экономических  решений2. Согласно позиции школы институционализма достоинство рынка состоит в облегчении процесса обмена благ («Рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения издержек по трансакции обмена»)3. Несовершенства рынка с позиции школы институционализма:

    • Несостоятельность конкуренции (она не является полной). Рынок стремится к монополизации власти. В итоге искажается ценообразование. Возникает ущерб благосостоянию от факта наличия монополий.
    • Рынок не производит общественные блага (или производит их мало).
    • Деятельность рыночной системы порождает внешние эффекты. Негативные вариации внешних эффектов сам рынок, как правило, не устраняет.
    • Неполные рынки. Частные рынки не справляются, например, с обеспечением страховых услуг и займов. Эту деятельность приходится активизировать государству.
    • Несовершенство, ассиметричность информации. Рынок обеспечивает  недостаточное предложение информации. Информация во многом становится новым общественным товаром.
    • Безработица, инфляция и неравновесие как наиболее широко признанные симптомы «несовершенства рынка».4

Рынок, согласно институционализму, отнюдь не нейтральный  и не универсальный механизм распределения  ресурсов. Институциональная теория исходит из повышения роли государства  при реализации определяющих экономических  целей общества.

1.4. Экономическая  политика государства, ее принципы  и виды

Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная  линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим  процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются  намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

Экономика любой страны развивается циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. Принято различать такие последовательно  сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический  рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или  иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной  внутренней и внешней политикой  и даже с государственной идеологией, с военной политикой, воплощает  в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и  в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной  политики.

Намечаемая  экономическая политика находит  самое яркое проявление в структуре  планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных  законах, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых  льготах. Экономическая политика характеризуется  не только тем, что зафиксировано  в государственных бюджетах или  программах, но и текущими решениями  правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.

В зависимости  от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который  рассчитаны проводимые мероприятия, принято  различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику [4, 616].

Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо гарантированных ресурсных возможностях, позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, равный примерно году или даже нескольким месяцам.

Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, рычагов  воздействия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она  реализуется через законы, президентские  указы, правительственные постановления  и другие нормативные акты, государственные  программы, текущие оперативные  постановления и решения государственных  органов, распределения государственных  ресурсов.

Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия: налоги, государственные  расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми  для их осуществления мерами.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы