Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………….3-4
1. Необходимость вмешательства государства в экономику……… ..5-9
1.1. Место государства в рыночной экономике 4
1.2. Функции государства в рыночной экономике 9
1.3. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ………………………………………………………………….9-12
1.4. Экономическая политика государства, принципы и виды….12-19
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики……………………………………………………………..20-27
3. Особенности современной экономической политики российского государства……………………………………………………………28-30
Практикум………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………....32
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 12 Гос регулир экономики Microsoft Office Word.docx

— 83.13 Кб (Скачать файл)

Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные  инструменты. Большинство из них  имеют косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить  субсидии государства).

Ограничения динамики кредитования.

 

Данный вариант мер  заключается в том, что в некоторых  странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Названные методы регулирования  имеют "минусы": они ослабляют  роль конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся  к значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности  отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы "под  одну гребенку". К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень  регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

В целом же прямые методы, которые носят несогласованную  с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные  способы уже не способны сыграть  свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия  может быть достаточно высоким.

Учетная (дисконтная) политика.

Данный вид операций относится  к давно используемым методам  регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым  банкам. Средства предоставляются при  условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие  полученные в центральном кредитном  звене средства называются редисконтными  или ломбардными кредитами. ЦБ имеет  право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления "цены" кредита выступает как метод  влияния на кредитную систему.

Определяемый центральным  банком уровень "цены кредита" получил  в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую иначе также  называют дисконтной или ломбардной).

Взятые в ЦБ кредиты  предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более  высокому проценту. Естественно, что  процентная политика деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей политики. С помощью ставки процента ЦБ тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов.

Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы  и сокращает намерения фирм к  увеличению инвестиций. Снижение же ставки "удешевляет" кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме  покупки акций, производственного  оборудования или строительства  новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни взаимодействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное значение имеет  функция учетной политики, как  манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления норм обязательных резервов. Если действие одного влияющего рычага на поведение  самостоятельного коммерческого банка  оказывается недостаточным, то совокупность мер, предпринимаемых центральным  банком, дает ему возможность добиться своего замысла.

Применительно к России следует  отметить, что в рамках учетной  политики Центральный банк стал практиковать в 1995 г. также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных  казначейских облигаций).

Операции на открытом рынке.

Прибегая к данному  виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю  и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи  банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует образованию  у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной  политики позиция ЦБ остается в известном  смысле пассивной (решения о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками). К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому  данный метод регулирования принято  считать идеальным кредитным  инструментом.

Политика минимальных  резервов.

Согласно сложившимся  в мире правилам минимальные резервы  хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки  на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так  называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного  периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва  рассчитывается как отношение его  суммы к срочным обязательствам делового банка.

Политика резервирования является относительно "грубым" методом  и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и  учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях  смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Добровольные соглашения.

Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется  системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда  ЦБ должен принимать оперативные  решения, действовать быстро и без  особого бюрократизма.

На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. Например, они обязуются расширять  кредитные операции лишь до определенного  предела. Центральный же банк берет  на себя обязательство информировать  деловой сектор о тенденциях в  денежно-кредитной, валютной сфере. Это  вооружает знанием и пониманием возможных неблагоприятных Процессов  в монетарной области. Речь идет о  своего рода джентльменской кооперации. Ее успех зависит в определенной степени от возможности ЦБ "мягким давлением" на деловые банки побуждать  их выполнять условия добровольного  соглашения.

 

3. Особенности современной экономической  политики российского государства.

В среднесрочной  перспективе особое внимание Правительство  РФ уделяет  реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения  и развитию агропромышленного комплекса.

Правительство РФ разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. Следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые предоставляют социальную помощь при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

Для обеспечения  инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в  один из основных ресурсов устойчивого  экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной  правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения  инновационной экономики. Необходимо создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

В целях  развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к  созданию условий, стимулирующих субъекты РФ и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста, путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений.

Для решения  задач, связанных с устранением  ограничений инфраструктурного  и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру.

Развитие  конкуренции и сокращение нерыночного  сектора будут обеспечены путем  создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции.

19 апреля 2007 года российское Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития на 2008г. и на период до 2010г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны на среднесрочную перспективу, в котором прослеживается ориентация на диверсификацию экономики, сильный инвестиционный и потребительский спрос, опережающее развитие обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта.

В прогнозе социально-экономического развития страны на 2008–2010гг. зафиксированы следующие  параметры. Прогноз по инфляции на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. – 6-7%, на 2009г. – 5,5-6,5%, на 2010г. – 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2007г. – 6,5%, на 2008г. – 6,1%, на 2009г. – 6%, на 2010г. – 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может  выйти и на более высокие темпы  роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий  будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.

Прогноз по росту промышленного производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. – 5,1%, на 2009г. – 4,8%, на 2010г. – 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. – 12,8%, в 2008г. – 11,9%, в 2009г. – 10,5% и в 2010г. – 11,4% [2, 361].

Реальные  располагаемые доходы россиян в 2007г. вырастут на 9,8%, в 2008г. – на 9,1%, в 2009г. – на 8% и в 2010г. – на 7,5%. При  этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2007г. увеличится на 12,8%, в 2008г. – на 10,8%, в 2009г. – на 8,8% и в 2010г. – на 8,2%. Ожидается снижение безработицы  – с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных безработных  должно вырасти, что говорит о  структурных изменениях в этой сфере.

Экономисты  отмечают, что, повышая прогноз роста  экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики  в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.

Многие  аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.

Таким образом, государство, оказывает влияние  на сдерживание темпов инфляции и  ограничение безработицы, на улучшение  инвестиционного климата и ускорение  экономического роста, на борьбу с бедностью  и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики  в мировое экономическое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

    1. Как известно, между «провалами» современного рынка и направленность экономической политики государства существует определенная взаимосвязь. Установите данную взаимосвязь, заполнив таблицу: указывая справа конкретные направления корректирующего и дополняющего воздействия государства на отмеченные слева «провалы» рынка.

   Решение задачи:

 

«Провалы» современного рынка

Направления экономической политики государства

Тенденция к монополизации рынков

Антимонопольная политика государства, поддержание конкурентной среды.

Неустойчивые темпы экономического роста.

Политика стимулирования экономического роста.

Недоиспользование ресурсов.

Сглаживание циклических колебаний, структурная политика.

Неполная занятость.

Политика борьбы с безработицей.

Нестабильность общего уровня цен.

Антиинфляционная политика.

Циклический характер развития производства.

Антициклическая политика государства.

Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров.

Информационная политика государства.

Неравномерное распределение доходов.

Политика доходов, социальная политика.

Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих  отражения в ценах.

Устранение негативных внешних эффектов и стимулирование позитивных.

Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ.

Производство государством общественных благ.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы