Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………….3-4
1. Необходимость вмешательства государства в экономику……… ..5-9
1.1. Место государства в рыночной экономике 4
1.2. Функции государства в рыночной экономике 9
1.3. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ………………………………………………………………….9-12
1.4. Экономическая политика государства, принципы и виды….12-19
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики……………………………………………………………..20-27
3. Особенности современной экономической политики российского государства……………………………………………………………28-30
Практикум………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………....32
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 12 Гос регулир экономики Microsoft Office Word.docx

— 83.13 Кб (Скачать файл)

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления  развития национального рынка путем  государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический  прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования  особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности  гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила "экономической игры" для фирм - производителей и потребителей, создает  необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

 Разграничение  между экономическими и административными  методами государственного регулирования  до некоторой степени условно.  для того чтобы задействовать  любой экономический метод, необходимо  предварительное административное  решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов.

Применение  государством разнообразных методов  воздействия на экономику имеет  свои границы. Так, недопустимы любые  действия государства, которые разрывают  связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное  планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве  в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

В мировой  экономической науке понятие  государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода.

В  рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка - свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти опросы на основе рыночного механизма.6

2.2 Инструменты  государственного регулирования  экономики

 

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это  система регулирования правительством экономики с помощью изменений  государственных расходов, налогов  и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Государственный бюджет является самым мощным рычагом  регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.

Госбюджет выполняет много функций, однако, важнейших три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.

Государственный бюджет имеет стандартную структуру  везде. В разных странах госбюджеты отличаются лишь структурой доходов  и расходов. Например, в доходной части госбюджета США налоги с  физических лиц занимают до 60 %, а  в России – 10-12 %. В расходной части  госбюджета Швеции первую строчку занимают затраты на осуществление социальной политики, а в России - затраты  на хозяйственные нужды. Так в  структуре госбюджета можно увидеть  приоритетные направления государственной  политики в целом и государственного регулирования.

Структура госбюджета состоит из двух больших  разделов:

доходов и расходов - сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет).

Доходы  госбюджета обеспечивают:

1) налоги на физические и юридические лица, акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы;

2) доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды - для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т. д. Таких фондов может быть очень много.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы  страны на:

1) государственное управление;

2) оборону;

3) социально-экономические цели;

4) хозяйственную деятельность государства;

5) внешнеэкономическую деятельность.

Безусловно, как доходная, так и расходная  части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И то и другое объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика - это политика правительства,

направленная  на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т. д. Хорошим примером, иллюстрирующим дискреционную фискальную политику, является анализ знаменитого «кейнсианского креста», где особенно четко показано влияние государственных расходов на формирование совокупного спроса с целью достижение макроэкономического равновесия.

Таким образом, очевидно, что фискальная политика государства означает формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств - с другой. Имеется в виду, что фискальная политика есть и политика налогообложения, и политика расходования собранных средств.

Налогообложение надо, в первую очередь, рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под, последним понимается минимизации затрат, связанных с перераспределением ВНП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше несет государство расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.

Прогрессивность налоговой системы определяется тем, в какой степени сокращается  неравенство распределения доходов  после выплаты налогов. Прогрессивность налогообложения зависит и от того, что облагается налогом: доход или потребление. Либо в каком сочетании эти два подхода реализуются. Дело в том, что, облагая налогом доход, государство в действительности облагает вклад производителя в «общий пирог». Облагая же потребление, - кусок от того пирога, который достается потребителю. Здесь явно нарушается принцип справедливости, а в целом - прогрессивности.

Дело  высшей государственной важности - сводить их на нет по мере

возможности, развивать и совершенствовать систему  налогообложения. В этом и проявляется  корректирующая функция государства.

Налоги  платить необходимо. Ведь они представляют собой «взносы граждан, необходимые  для содержания публичной власти» (К. Маркс). Следовательно, размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т. д. Очевидно, чем  больше функций выполняет государство, тем больше налогов необходимо ему собирать. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Аксиомой  стали четыре принципа налогообложения, выработанные А. Смитом: простые, ясные, недвусмысленные, понятные.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен.

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда

и как  плательщику должно быть удобнее  всего платить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Система налогообложения бывает прогрессивной, регрессивной, пропорциональной. Прогрессивная система означает рост налоговой ставки вместе с ростом доходов и падение этой ставки с уменьшением доходов. При этом ставки налогов растут быстрее роста доходов, зато и падают быстрее с уменьшением доходов.

Регрессивная  система формируется при косвенном  налогообложении и акцизах. Косвенные налоги - это налоги, так или иначе включаемые в цену продукта, и таким образом налогом облагается не доход, а потребление. Регрессивность означает, что, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. Он потребляет больше, чем сберегает, а потребляет больше дешевых продуктов, на которые косвенные налоги выше.

Пропорциональная  система налогообложения основана на прямом соответствии темпов роста  налоговых ставок росту доходов  и понижению их с падением доходов,

Государство облагает налогом то, что ему легче  подсчитать. Ему легче контролировать доходы - оно в основном их и облагает налогом. Что-то тут оно не может учесть - налог будет установлен, на первый взгляд, на производство. Например, НДС - налог на добавленную стоимость - налог на производство. Хотя государство отчетливо понимает, что производитель включит НДС в свои издержки, а, следовательно, платить его будет потребитель. Безусловно, налоги надо платить, хотя они в принудительной форме сокращают доходы населения. Налоговая система позволяет государству, по мере возможности, равномерно распределять его затраты на все общество. Именно это обстоятельство ставит заведомо вне рамок закона тех, кто скрывает свои доходы от налогообложения. К сожалению, в России эта практика имеет место везде - следствие неразберихи переходного состояния самой России. А вот на Западе самым суровым уголовно наказуемым преступлением после убийства и выпуска фальшивых денег является      сокрытие     доходов    от   налогообложения, оценивается оно как

преступление  против основ государственного строя.

Налоговая политика - это не только политика формирования госбюджета. Варьируя налоговые ставки, государство либо стимулирует производство тех или иных товаров и услуг, либо заставляет уменьшать их производство. Таким образом, государство как бы косвенно заставляет свободных товаропроизводителей менять инвестиционную политику. С другой стороны, оно, оперируя теми же налоговыми ставками, пытается скорректировать уровень жизни населения, увеличивая подоходный налог с больших доходов и развивая за этот счет систему социальной защиты наименее оплачиваемых работников.

Корректирующая  и регулирующая функции государства  особенно наглядно проявляются в  расходовании госбюджетных средств, в  операциях с ценными бумагами, субвенциях, структурной политике и  политике социальной защиты.

Посредством скупки и продажи ценных бумаг  государство увеличивает или  уменьшает банковские резервы, следовательно, повышает или понижает ставку процента и, стало быть, проводит политику «дорогих»  или «дешевых» денег. Регулирует доступность кредита и в целом корректирует инвестиционную политику.

Субвенции государство, как правило, оказывает отраслям производст-ва, отстающим в развитии от общего уровня. Такие отрасли имеют слабый потенциал накопления, экономике они крайне необходимы, но своими силами равняться в развитии с остальными отраслями, конкурировать с ними не могут. Эти отрасли: почти везде сельское хозяйство, добывающие отрасли, кроме нефтегазовой. Особенно нуждаются в этом горнодобывающие отрасли. Получателем субвенции может быть отдельное предприятие, и не обязательно из указанных отраслей.7

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы