Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………….3-4
1. Необходимость вмешательства государства в экономику……… ..5-9
1.1. Место государства в рыночной экономике 4
1.2. Функции государства в рыночной экономике 9
1.3. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ………………………………………………………………….9-12
1.4. Экономическая политика государства, принципы и виды….12-19
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики……………………………………………………………..20-27
3. Особенности современной экономической политики российского государства……………………………………………………………28-30
Практикум………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………....32
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 12 Гос регулир экономики Microsoft Office Word.docx

— 83.13 Кб (Скачать файл)

 

    1. Пределы государственного вмешательства в рыночный процесс.

 

В зависимости  от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации  методов воздействия на экономику. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику[9, 478].

Методы прямого воздействия – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К примеру, налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, нормативные акты, законотворчество. Прямые методы имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата, но у них есть и серьезный недостаток – создание помех рыночному процессу. К инструментам прямого экономического воздействия относят целевое кредитование (оно выражается в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам), установление кредитных «потолков» (ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности) и прямой контроль за установлением уровня процентных ставок (установление Центральным банком ставки рефинансирования).

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Государство только создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к вариантам, соответствующим целям экономической политики. Преимущества данных методов в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятие экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах. Широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования: регулирование минимальных резервных требований; осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам); купля-продажа иностранной валюты; регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков и др.

Обратимся к еще одной, весьма важной классификации  методов воздействия на экономику. Критерий подхода – организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические и институциональные  методы (рис. 1) [9, 482].











 

 

Рис. 1. Методы воздействия на экономику

Административные  методы. Совокупность административных рычагов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Задачей этих мер является создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. Степень активности административных мер зависит от области экономики. В данное время они более настойчиво проявляются в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты.

Экономические методы. К экономическим инструментам относят действия, которые имеют воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер.

Финансовая политика. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики.

Монетарная политика имеет характер косвенного воздействия и реализуется Центральным банком страны, который имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной власти.

Программирование и прогнозирование. Экономическое программирование – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Составление программ и прогнозов отражает в основном косвенный вариант государственного регулирования. Программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при  составлении программ – в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.

Институциональные методы. Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:

  • формирование исполнительных структур государственной власти, задача которых – практическая реализация целей правительства;
  • создание и поддержание государственного сектора;
  • подготовка экономических программ и прогнозов;
  • поддержка исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;
  • обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советников по проблемам экономики;
  • правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов;
  • соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам.

На  практике методы государственного регулирования  реализуются при помощи определенных инструментов, представленных на рис. 2. [9, 479]


 



 


 


 

 


 



 

 

 

 

Рис. 2. Инструменты экономической политики

 

Государственное регулирование рыночной экономикой проводится по шести основным направлениям: [3, 259].

  • Административно-правовое регулирование
    • создание правовых основ экономики
    • обеспечение соблюдения законов
  • Непосредственное государственное управление
  • Государственные программы и госзаказы
  • Финансовая политика
  • Кредитно-денежная политика
  • Социальная политика

Административно-правовое регулирование идет по двум взаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линия предполагает создание государством правовых основ экономики – установление законов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства, условия и охрану труда, деятельность монополий, экологические нормы, права потребителей и т.д. Вторая линия – это текущие административные меры государства по обеспечению соблюдения действующих законов всеми участниками экономических процессов.

Непосредственное  государственное управление (полностью или частично) применяется по отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, здравоохранение, национальные музеи и т.д. При этом многие из этих объектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальной собственности.

Государственные программы  и заказы. Такие программы представляют собой комплекс взаимоувязанных мер (производственных, научно-технических, социальных), направленных на решение той или иной проблемы, на достижение определенной цели. Подобные документы (комплексные или целевые комплексные программы) разрабатываются в разных отраслях: в сфере освоения космоса, в создании новых типов вооружений, в проведении широких научных исследований и др. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов, медицинского оборудования и пр.). Эти обычно крупные заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Финансовая политика. Она охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Финансовая политика многогранна и ведется по целому ряду взаимопереплетающихся направлений. Среди них выделяют две главные линии: бюджетную и фискальную политику. Бюджетная политика ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Кредитно-денежная политика направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

Социальная политика направлена на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабозащищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни. С помощью этой политики государство посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремится не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.

Заключение

 

Современная экономика - это сотни  тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией.

С помощью только рыночного механизма  невозможны глубокие структурные изменения  производства, стратегические прорывы  в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.

Таким образом, рыночной экономике  присуши несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Мировая практика показала, что нет  и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный  процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики.

С уверенностью можно сказать, что  вмешательство государства в  рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких  масштабах, которые способствуют повышению  экономической эффективности. В  любом случае государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении  государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через  его функции. Деятельность государства  направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Переходная  Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Она реструктурируется, то есть создается по существу заново.

Если на Россию взглянуть в настоящее  время в аспекте политическом, мы увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда мощный СССР, но и современную ослабленную Россию.

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство  выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

1 Экономическая теория: учебное пособие/под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Околинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005. – стр. 303.  

2 Кучуков Р., Савка А. - Экономическая политика: институциональный подход // Экономист, № 4, 2004., стр. 15.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы