Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать Курсовая.docx

— 195.72 Кб (Скачать файл)

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в  бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в  полном объеме. Все государственные  и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут  увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением  целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность  иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного  органа или между исполнительным и представительным органами государственной  власти.

Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории; и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей[16].

1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия

В экономической теории принято  выделять три основных состояния  бюджета: профицитное, сбалансированное и дефицитное. Превышение доходов  над расходами составляет профицит бюджета. Если расходы полностью  обеспечиваются доходами, такой бюджет называется сбалансированным. Бюджетный  дефицит представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.

В случае принятия Федерального бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом законом об этом бюджете  утверждаются источники финансирования федерального бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Полностью сбалансированный государственный  бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым  в те или иные периоды своей  истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное  для государства явление: его  финансирование на основе денежной эмиссии  гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга.

Бюджетный дефицит, как правило, вызывает негативные экономические и социальные последствия. Они обусловлены тем, что в условиях дефицита бюджета  государство вынуждено переходить на жесткую экономию бюджетных средств  по все направлениям своих расходов. Снижение государственных инвестиций в экономику страны, расходов на поддержку промышленности, сельского  хозяйства и других отраслей экономики  приводит к тому, что многие предприятия  вынуждены снижать объемы производств  или вообще закрываться. А это  вызывает сокращение объемов ВВП  и налоговых поступлений в  бюджеты. Неблагоприятно сказывается  на уровне жизни населения уменьшение объема расходов на социальную политику, образование, здравоохранение и  других бюджетных ассигнований на социальную сферу. Кроме того, следствием дефицита бюджета становится несвоевременность  выплат заработной платы работникам, как бюджетных организаций, так  и тех, перед которыми государство  имеет задолженность по оплате своих  заказов. То же самое касается пенсий, стипендий, пособий и прочих социальных трансфертов. Все эти факторы  ведут к снижению благосостояния населения и обострению социальной напряженности в обществе[18].

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие: спад общественного  производства, завышенные расходы на реализацию социальных программ, возросшие  затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики, которые приводят к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит  от причин его возникновения и  направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, то в будущем рост производства и прибыли в них полностью  возместят произведенные затраты  и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство  не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над  доходами допускает с целью латания  «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту отрицательных  моментов в развитии экономики, главным  из которых является усиление инфляционных процессов. Дефицит бюджета может  возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого  рода. В таких случаях бюджетный  дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует еще одна, наиболее опасная и тревожная  форма бюджетного дефицита, когда  он является отражением кризисных явлений  в экономике, ее развала, неспособности  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае требуется принятие не только срочных и действенных  экономических мер, но и соответствующих  политических решений[14].

Существуют следующие пути покрытия бюджетного дефицита: снижение расходов и увеличение доходов. Однако, необходимо помнить, что объем расходов нельзя сокращать ниже определенного уровня. В противном случае это может  привести к катастрофическим последствиям в жизни общества, к ослаблению экономической и политической безопасности страны, к еще большему усугублению социального и бюджетного кризиса. Расходы государства в условиях рынка должны определяться рамками тех функций, эффективность выполнения которых обеспечивается им на более высоком уровне, чем субъектами предпринимательской деятельности.

Поэтому основным путем сокращения дефицита бюджета является увеличение объема доходов, т.е. финансированием  бюджетного дефицита. В зависимости  от источников финансирования можно  различать инфляционный (эмиссионный) и неинфляционный (неэмиссионный) дефицит  бюджета.

Первый тип дефицита характеризуется  привлечением тех источников финансирования, которые инициируют инфляционные процессы. К ним относятся:

  • эмиссия денег;
  • заимствования у Центрального банка страны (т.е. получение кредитов), что равносильно росту массы денег в обращении;
  • повышение уровня налоговых изъятий в бюджет в основном через механизм косвенного налогообложения.

Покрывая дефицит с помощью  этих источников, правительство тем  самым усугубляет его в последующих  периодах. Кроме того, повышение  налоговых ставок даже теоретически не может продолжаться бесконечно, в отличие от увеличения количества денег в обращении.

Эмиссия денег является самым простым  методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажноденежному обращению  неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства  особенно часто применяют это  средство в критических ситуациях - во время войны или длительного  кризиса. Избыточная эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для  долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита[15].

В период с 1992 года до 1995 года Правительство  РФ постоянно использовало кредиты  Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. В 1999 году к этому  методу пришлось прибегнуть вновь из-за резкого ухудшения финансовой ситуации после августовского кризиса 1998 г. Однако, пунктом 2 статьи 93 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кредиты Банка России не могут быть источниками финансирования бюджета.

Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета являются займы  государства на внутреннем и внешнем  финансовых рынках, которые относятся  к неинфляционным источникам финансирования. Однако, они ведут к возрастанию  государственного долга и, соответственно, к росту расходов на его обслуживание. Возрастание государственного внешнего долга является наиболее негативным фактором, так как при этом увеличивается  доля национального богатства, вывозимая  из страны в виде процентов за кредит.

Согласно статье 94 Бюджетного кодекса  Российской Федерации источниками  финансирования дефицита федерального бюджета являются государственные  займы. К внутренним источникам финансирования относятся:

  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте[7].

1.3 Государственный  долг: понятие, сущность.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов  для целей стабилизации экономики. Что может привести к образованию и росту государственного долга.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение  доли государственного долга к ВНП  или к экспорту. Голая констатация  абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что  богатая нация имеет большую  возможность выдерживать государственный  долг значительных размеров по сравнению  с бедной нацией.

Многие экономисты считают, что  основная тяжесть долга состоит  в необходимости ежегодно отчислять  процентные платежи, возникающие как  результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство  теряет возможность дальнейшего  экономического роста. Особенно важно  соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.

Национальный, или государственный, долг - это общая накопленная сумма  всех положительных сальдо бюджетов федерального Правительства за вычетом  всех дефицитов, которые имели место  в стране. Различают внешний и  внутренний государственный долг. Внешний  государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению.

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России