Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать Курсовая.docx

— 195.72 Кб (Скачать файл)

Расходная часть федерального бюджета  формируeтся с учетом необходимости  достижения важнейших социальных и  экономических задач.

Стратегия в области управления государственным долгом остается важнейшим  направлением бюджетной политики. Она  нацелена на смягчение "пиков" платежей, улучшение структуры долга и  снижение стоимости его обслуживания.

Основной целью управления государственным  долгом является сокращение объема государственного долга и процентных платежей по его  обслуживанию. Учитывая значительное влияние долгового бремени на федеральный бюджет и экономику  в целом, управление долгом будет  осуществляться в рамках единой системы. Для повышения эффективности  управления государственным долгом создается единая система управления долгом, предусматривающая не только наличие системы учета всех обязательств, но и реализацию единой стратегии  управления государственным долгом как внутренним, так и внешним.

Система управления государственным  долгом, учитывающая вопросы учета, методологии, анализа рисков, планирования и подходов к регулированию долга  позволит обеспечить осуществление  заимствований и выплат на максимально  выгодных для государства условиях.

Сохранение профицита федерального бюджета в предстоящем году и  направление части доходов на погашение государственного долга  создает механизм регулирования  денежного предложения и стерилизации, приводит к сокращению долгового  бремени государства и соответственно повышению его рейтинга как страны принимающей инвестиции и как  страны-заемщика.

Политика Правительства Российской Федерации в 2002 году в сфере внутреннего  долга будет направлена на реализацию следующих целей:

  • осуществление заимствований исходя из потребностей бюджета, при одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной политики;
  • размещение на рынке средне- и долгосрочных государственных облигаций;
  • внедрение новых финансовых инструментов и технологий, направленных на оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту интересов различных групп инвесторов.

Политика в области внутренних заимствований сформирована таким  образом, чтобы не изымать ликвидность  с рынка для финансирования непроцентных расходов.

Таким образом, основные направления  бюджетной и налоговой политики подготовлены с учетом целей экономической  политики и направлены на создание условий для продолжения роста  экономики и повышения реальных доходов населения[12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации

2.1 Анализ доходов и расходов  федерального бюджета Российской  Федерации

Федеральный бюджет на 2008-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год  составил 16 003,4 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 13599,7 и 16031,9 млрд. рублей, на 2011 год – 20853,7 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год составили 13989,2  млрд. рублей, на 2009 год 16048,3  млрд. рублей, в 2010 году 17616,6 млрд. рублей, а в 2011 году – 20004,8 млрд. рублей. Из таблицы 1  видно, что в 2008 и 2011 годах наблюдался профицит бюджета, что говорит о превышении доходов над расходами, а в 2009 и 2010 годах бюджет испытывал дефицит[19].

Таблица 1 Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов с 2008 по 2011 года

Показатели

годы

2008

2009

2010

2011

Млрд. руб.

В % к ВВП

Млрд. руб.

В % к ВВП

Млрд. руб.

В % к ВВП

Млрд. руб.

В % к ВВП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Доходы- всего

16003,4

38,4

13599,7

34,8

16031,9

35,7

20853,7

38,4

из них:

               

налог на прибыль организаций

2513,2

6

1264,6

3,2

1774,6

3,9

   

налог на доходы физических лиц

1666,3

4

1665,8

4,3

1790,5

4

   

единый социальный налог

811,9

1,9

976

2,5

2477,1

5,5

   

налог на добавленную стоимость:

               

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

на товары (работы, услуги),реализуемые  на территории РФ

998,7

2,4

1176,9

3

1329,1

3

   

на товары, ввозимые на территорию РФ

1133,8

2,7

873,4

2,2

1169,5

2,6

   

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

               

производимым на территории РФ

314,7

0,8

327,4

0,8

441,4

1

   

ввозимым на территорию РФ

35,3

0,1

19,8

0,1

30,1

0,1

   

налоги на совокупный доход

185

0,4

175,5

0,4

207,7

0,5

   

налоги на имущество

493,4

1,2

569,7

1,5

628,2

1,4

   

налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

1742,6

4,2

1080,9

2,8

1440,8

3,2

   

доходы от внешнеэкономической деятельности

3584,9

8,6

2683,3

6,9

3227,7

7,2

   

доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

438,7

1,1

653,9

1,7

679,7

1,5

   

платежи при пользовании природными ресурсами

136,9

0,3

85,2

0,2

77,6

0,2

   

безвозмездные поступления

74,3

0,2

132,4

0,3

114,1

0,3

   

доходы от предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности

 

0,2

64,2

0,2

46,1

0,1

   

Расходы – всего

13989,2

33,6

16048,3

41,1

17616,6

39,2

20004,8

36,8

из них:

               

на общегосударственные вопросы

1287,6

3,1

1313,8

3,4

1440,5

3,2

   

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

189,3

0,5

236,3

0,6

260,7

0,6

   

на национальную оборону

1043,6

2,5

1191,2

3

1279,7

2,8

   

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1092,1

2,6

1245,9

3,2

1339,4

3

   

На национальную экономику

2253,1

5,4

2782,1

7,1

2323,3

5,2

   

из нее:

               

на топливно-энергетический комплекс

40,1

0,1

74,7

0,2

48,5

0,1

   

на сельское хозяйство и рыболовство

238,3

0,6

279,1

0,7

262,3

0,6

   

на транспорт

287,3

0,7

372,7

1

461,7

1

   

на дорожное хозяйство

637,5

1,5

601,9

1,5

645

1,4

   

на связь и информатику

52,9

0,1

49,1

0,1

69,2

0,2

   

на прикладные научные исследования в области национальной экономики

75,5

0,2

113,6

0,3

122,9

0,3

   

на другие вопросы в области  национальной экономики

788,2

1,9

1119,4

2,9

535,2

1,2

   

на жилищно-коммунальное хозяйство

1149,2

2,8

1006,1

2,6

1071,4

2,4

   

на социально-культурные мероприятия

7132,4

17,1

8479,6

21,7

10133,8

22,6

   

Профицит (дефицит)

2014,2

4,8

-2448,6

-6,3

-1584,6

-3,5

848,8

1,6


 

Рисунок 1 Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы

На рисунке 1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

1. Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составил 5 741,35 млрд. рублей, увеличившись на 1 480,01 млрд. рублей по отношению к 2008 году.

2. Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении видно, что к 2009 году произошло увеличение поступлений на 50,38 млрд. рублей, к 2010 ещё на 52,52 млрд. рублей, что составляет 636,28 млрд. рублей, в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снизился от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Показано уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но оно компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .

3. Налоги и взносы на социальные нужды. Суммы поступлений увеличились. В 2008 году составили 435,79 млрд.рублей, в 2010 году увеличились в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.рублей. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ (минимальный размер оплаты труда),  а так же достоверной информации о заработной плате.

4. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляла  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составила 25,64%. К 2010 году увеличилась на 1,64%. В 2010 году сумма показателя возросла на 802,41 млрд. рублей  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  произошло увеличение поступлений, а также увеличение акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

5. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, видно, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. рублей на 293,57 млрд. рублей. Удельный вес этого показателя возрос, к 2010 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Изменения связаны с ввозимыми товарами, не подлежащими налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот составила 87,5 процентов от общего объема импорта.

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России