Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.
Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы
Расходная часть федерального бюджета формируeтся с учетом необходимости достижения важнейших социальных и экономических задач.
Стратегия в области управления государственным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики. Она нацелена на смягчение "пиков" платежей, улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания.
Основной целью управления государственным долгом является сокращение объема государственного долга и процентных платежей по его обслуживанию. Учитывая значительное влияние долгового бремени на федеральный бюджет и экономику в целом, управление долгом будет осуществляться в рамках единой системы. Для повышения эффективности управления государственным долгом создается единая система управления долгом, предусматривающая не только наличие системы учета всех обязательств, но и реализацию единой стратегии управления государственным долгом как внутренним, так и внешним.
Система управления государственным долгом, учитывающая вопросы учета, методологии, анализа рисков, планирования и подходов к регулированию долга позволит обеспечить осуществление заимствований и выплат на максимально выгодных для государства условиях.
Сохранение профицита
Политика Правительства
Политика в области внутренних заимствований сформирована таким образом, чтобы не изымать ликвидность с рынка для финансирования непроцентных расходов.
Таким образом, основные направления бюджетной и налоговой политики подготовлены с учетом целей экономической политики и направлены на создание условий для продолжения роста экономики и повышения реальных доходов населения[12].
2. Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов
федерального бюджета
Федеральный бюджет на 2008-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 16 003,4 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 13599,7 и 16031,9 млрд. рублей, на 2011 год – 20853,7 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год составили 13989,2 млрд. рублей, на 2009 год 16048,3 млрд. рублей, в 2010 году 17616,6 млрд. рублей, а в 2011 году – 20004,8 млрд. рублей. Из таблицы 1 видно, что в 2008 и 2011 годах наблюдался профицит бюджета, что говорит о превышении доходов над расходами, а в 2009 и 2010 годах бюджет испытывал дефицит[19].
Таблица 1 Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов с 2008 по 2011 года
Показатели |
годы | |||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||||
Млрд. руб. |
В % к ВВП |
Млрд. руб. |
В % к ВВП |
Млрд. руб. |
В % к ВВП |
Млрд. руб. |
В % к ВВП | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Доходы- всего |
16003,4 |
38,4 |
13599,7 |
34,8 |
16031,9 |
35,7 |
20853,7 |
38,4 |
из них: |
||||||||
налог на прибыль организаций |
2513,2 |
6 |
1264,6 |
3,2 |
1774,6 |
3,9 |
||
налог на доходы физических лиц |
1666,3 |
4 |
1665,8 |
4,3 |
1790,5 |
4 |
||
единый социальный налог |
811,9 |
1,9 |
976 |
2,5 |
2477,1 |
5,5 |
||
налог на добавленную стоимость: |
||||||||
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
на товары (работы, услуги),реализуемые на территории РФ |
998,7 |
2,4 |
1176,9 |
3 |
1329,1 |
3 |
||
на товары, ввозимые на территорию РФ |
1133,8 |
2,7 |
873,4 |
2,2 |
1169,5 |
2,6 |
||
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
||||||||
производимым на территории РФ |
314,7 |
0,8 |
327,4 |
0,8 |
441,4 |
1 |
||
ввозимым на территорию РФ |
35,3 |
0,1 |
19,8 |
0,1 |
30,1 |
0,1 |
||
налоги на совокупный доход |
185 |
0,4 |
175,5 |
0,4 |
207,7 |
0,5 |
||
налоги на имущество |
493,4 |
1,2 |
569,7 |
1,5 |
628,2 |
1,4 |
||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1742,6 |
4,2 |
1080,9 |
2,8 |
1440,8 |
3,2 |
||
доходы от внешнеэкономической |
3584,9 |
8,6 |
2683,3 |
6,9 |
3227,7 |
7,2 |
||
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
438,7 |
1,1 |
653,9 |
1,7 |
679,7 |
1,5 |
||
платежи при пользовании природными ресурсами |
136,9 |
0,3 |
85,2 |
0,2 |
77,6 |
0,2 |
||
безвозмездные поступления |
74,3 |
0,2 |
132,4 |
0,3 |
114,1 |
0,3 |
||
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,2 |
64,2 |
0,2 |
46,1 |
0,1 |
|||
Расходы – всего |
13989,2 |
33,6 |
16048,3 |
41,1 |
17616,6 |
39,2 |
20004,8 |
36,8 |
из них: |
||||||||
на общегосударственные вопросы |
1287,6 |
3,1 |
1313,8 |
3,4 |
1440,5 |
3,2 |
||
из них на обслуживание государственного и муниципального долга |
189,3 |
0,5 |
236,3 |
0,6 |
260,7 |
0,6 |
||
на национальную оборону |
1043,6 |
2,5 |
1191,2 |
3 |
1279,7 |
2,8 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
1092,1 |
2,6 |
1245,9 |
3,2 |
1339,4 |
3 |
||
На национальную экономику |
2253,1 |
5,4 |
2782,1 |
7,1 |
2323,3 |
5,2 |
||
из нее: |
||||||||
на топливно-энергетический комплекс |
40,1 |
0,1 |
74,7 |
0,2 |
48,5 |
0,1 |
||
на сельское хозяйство и рыболовство |
238,3 |
0,6 |
279,1 |
0,7 |
262,3 |
0,6 |
||
на транспорт |
287,3 |
0,7 |
372,7 |
1 |
461,7 |
1 |
||
на дорожное хозяйство |
637,5 |
1,5 |
601,9 |
1,5 |
645 |
1,4 |
||
на связь и информатику |
52,9 |
0,1 |
49,1 |
0,1 |
69,2 |
0,2 |
||
на прикладные научные исследования в области национальной экономики |
75,5 |
0,2 |
113,6 |
0,3 |
122,9 |
0,3 |
||
на другие вопросы в области национальной экономики |
788,2 |
1,9 |
1119,4 |
2,9 |
535,2 |
1,2 |
||
на жилищно-коммунальное хозяйство |
1149,2 |
2,8 |
1006,1 |
2,6 |
1071,4 |
2,4 |
||
на социально-культурные мероприятия |
7132,4 |
17,1 |
8479,6 |
21,7 |
10133,8 |
22,6 |
||
Профицит (дефицит) |
2014,2 |
4,8 |
-2448,6 |
-6,3 |
-1584,6 |
-3,5 |
848,8 |
1,6 |
Рисунок 1 Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы
На рисунке 1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
1. Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составил 5 741,35 млрд. рублей, увеличившись на 1 480,01 млрд. рублей по отношению к 2008 году.
2. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении видно, что к 2009 году произошло увеличение поступлений на 50,38 млрд. рублей, к 2010 ещё на 52,52 млрд. рублей, что составляет 636,28 млрд. рублей, в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снизился от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Показано уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но оно компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .
3. Налоги и взносы на социальные нужды. Суммы поступлений увеличились. В 2008 году составили 435,79 млрд.рублей, в 2010 году увеличились в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.рублей. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ (минимальный размер оплаты труда), а так же достоверной информации о заработной плате.
4. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляла 21,13% в 2008 году, в 2009 году составила 25,64%. К 2010 году увеличилась на 1,64%. В 2010 году сумма показателя возросла на 802,41 млрд. рублей по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины произошло увеличение поступлений, а также увеличение акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
5. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, видно, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. рублей на 293,57 млрд. рублей. Удельный вес этого показателя возрос, к 2010 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Изменения связаны с ввозимыми товарами, не подлежащими налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот составила 87,5 процентов от общего объема импорта.