Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать Курсовая.docx

— 195.72 Кб (Скачать файл)

6. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составил 36,57млрд. рублей, на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. рублей и 37,31 млрд. рублей. В относительном выражении произошло снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.

7. Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На 2008 год – 32,24 млрд. рублей, на 2010 год 36,56 млрд. рублей.

8.  Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела на 2008 году составила 291,61 млрд. рублей, на 2009 год на 5,39 млрд. рублей больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. рублей.

Перейдем  ко второй части федерального бюджета  – расходы.

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета  состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов. Рассмотрим их подробнее в таблице 2.

Таблица 2 Расходы федерального бюджета на 2008-2010 годы

Расходы федерального бюджета

Годы

Отклонение

2008

2009

2010

Сумма,   млрд.

руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

По сумме, млрд. руб.

По удельному вес,%

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

1

2

3

4

6

7

5

8

9

Общегосударственные вопросы

828,78

12,61%

899,84

71,06

-0,54%

12,08%

963,10

11,90%

Национальная оборона

509,10

7,75%

566,74

57,64

-0,14%

7,61%

596,19

7,37%


Продолжение таблицы 2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

521,84

7,94%

642,61

120,77

0,68%

8,62%

693,51

8,57%

Национальная экономика

702,32

10,69%

789,62

87,30

-0,09%

10,60%

528,55

6,53%

Жилищно-коммунальное хозяйство

54,56

0,83%

56,29

1,73

-0,07%

0,76%

51,86

0,64%

Охрана окружающей среды 

9,33

0,14%

10,21

0,88

0,00%

0,14%

10,96

0,14%

Образование

307,20

4,68%

313,64

6,44

-0,47%

4,21%

339,85

4,20%

Культура, кинематография и средства массовой информации

83,81

1,28%

73,01

-10,80

-0,30%

0,98%

67,58

0,84%

Здравоохранение и спорт

211,69

3,22%

245,22

33,53

0,07%

3,29%

295,36

3,65%

Социальная политика

270,86

4,12%

342,67

71,81

0,48%

4,60%

396,54

4,90%

Межбюджетные трансферты

2281,56

34,73%

2423,12

141,56

-2,21%

32,52%

2720,97

33,63%

Условно утвержденные расходы

0,00

0,00%

186,30

186,30

2,50%

2,50%

404,50

5,00%

Секретные статьи

789,25

12,01%

901,88

112,63

0,09%

12,10%

1021,00

12,62%

всего

6570,30

100,00%

7451,15

880,85

 

100,00%

8089,97

100,00%


 

Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств  составляла 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снизился на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличился на 141,56 млрд. руб. К 2010 году было предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов  до 2 720,97 млрд. рублей, что составляло на 439,41 млрд. рублей больше по отношению к 2008 году. На рисунках 2 и 3, можно наглядно увидеть, как происходило изменение этого показателя.

Рисунок 2 Межбюджетные трансферты в абсолютном выражении

Рисунок 3 Межбюджетные трансферты в относительном выражении

Это свидетельствовало о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризовались следующими данными:

Таблица 3 Состав и структура межбюджетных трансферт

Межбюджетные трансферты

Годы

2008

2009

2010

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Всего:

2 281,56

100,00%

2 423,12

100,00%

2 720,97

100,00%

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

375,54

16,46%

392,67

16,21%

411,07

15,11%

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

317,19

13,90%

300,74

12,41%

234,25

8,61%

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

163,74

7,18%

175,97

7,26%

191,01

7,02%

Иные межбюджетные трансферты

69,75

3,06%

37,83

1,56%

43,86

1,61%

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов

1 355,34

59,40%

1 515,90

62,56%

1 840,79

67,65%


 

Основную долю в этом разделе занимали «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». Показывался рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель рос. Это было обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом это свидетельствовало об увеличении расходования этих средств самого раздела.

Что характерно, следующие четыре подраздела уменьшились. Это говорит о том, что государство пыталось сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

Вторым  разделом, доля которого составляла 12,61% от общей суммы расходов, являлись общегосударственные вопросы. В динамике видим, что этот показатель в процентном соотношении снизился. В 2010 году сумма расходов составила 963,10 млрд. рублей, которая значительно увеличилась по отношению к 2008 году на  134,32 млрд. рублей. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составила 702,32 млрд. рублей, в 2010 он снизился до 528,55 млрд. рублей что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая  вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в  основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

В 2010 году произошли изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами оставались межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы, на 3 месте национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.

Оба эти  раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год увеличился на 87,09 млрд. рублей. А раздел национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличился на 171,61 млрд.рублей в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходили колебания, сначала он возрастал, потом падал. Это связано, как с суммой всех расходов, так и с распределением средств по разделам.

Рисунок 4 Доля расходов федерального бюджета на 2008 год

Рисунок 5 Доля расходов федерального бюджета  на 2010 год

Следующим разделом, удельный вес которого снизился в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составил 4,68 %.  В динамике этот показатель падал,  к 2009 году  он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличился. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направлялись ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволяли обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Раздел  социальная  политика имел немаловажное значение, но его финансирование занимало не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице 3 этот показатель наращивал свой потенциал, в 2008 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 270,86 млрд. рублей, к 2010 году эта сумма увеличилась на 125,68 млрд. рублей. Финансирование осуществлялись за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

Таблица 4 Состав и структура статьи «социальная политика»

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России