Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать Курсовая.docx

— 195.72 Кб (Скачать файл)

Государственный долг подразделяется также на капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший  источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Именно поэтому в этой работе следует посвятить целую главу данному вопросу.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации  и опасность переложения долгового  бремени на будущие поколения. В  настоящее время государственный  долг занимает особое место среди  болевых проблем современной  бюджетной политики России.

Существенной проблемой для  бюджетной системы становится также  практически неуправляемый и  неконтролируемый рост объемов облигационных  займов субъектов Федерации. Последствия  этого могут превзойти аналогичные  тенденции роста ГКО, поскольку  территориальные займы выпускаются  в основном под залог имущества  и земли[6].

Одной из “детских болезней” российской экономики времен переходного периода  стал непомерно возросший государственный  долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что  многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского  клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в  первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому, на мой взгляд, не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности как это делают некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов в том, что они “продали Родину за кредиты МВФ, выданных на проведение преступных реформ антинародного режима” (большая часть внешнего долга России - это наследство СССР, а именно, экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 годах. Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д.[5]

1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации

Государственный долг – временная  мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов. Государственный долг Российской Федерации  подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг –  это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению  к другим.

Проблема внешней задолженности  требует постоянного контроля, поскольку  может оказывать очень серьезное  негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Нельзя забывать, что глубокий более чем  десятилетний кризис в Латинской  Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно  высокой инфляцией, был спровоцирован  именно крупными внешними долгами.

«Переход  России на внешние заимствования  пришелся на конец подъема мировой  экономики и начало финансового  кризиса, охватившего финансовые рынки  развивающихся стран в 1997-1999 г. В  результате девальвации российского  рубля в 1998 г. государственный долг, номинированный в иностранной валюте, за несколько месяцев увеличился более чем втрое, а весь государственный  долг - почти вдвое».

Приняв  на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулевого варианта”  стала одновременно правопреемником  и по всем зарубежным финансовым активам  СССР. Вроде бы общие размеры этих активов превышают сумму контрактных  обязательств по полученным иностранным  кредитам, однако реальная ситуация сейчас складывается таким образом, что  с позиций текущего платежного баланса  России весьма незначительные поступления  от указанных финансовых активов  далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. И дело здесь отнюдь не в расхождении  графиков соответствующих поступлений  и платежей[3].

До кризиса  система фиксированного валютного  курса обеспечивала относительную  предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход  к плавающему курсообразованию сделали  объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми  в рублевом выражении.

После финансового  кризиса внешний долг российского  правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая  подлежала обслуживанию, попали все  кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства  перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты  российского правительства. Во вторую - долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым Правительство  отказалось платить в полном объеме, это были обязательства перед  Парижским (в котором все вопросы  решаются исходя из политической точки  зрения) и Лондонским (куда входят в  основном зарубежные банки-кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто  коммерческого подхода) клубами, а  также ОВВЗ 3-й серии.

Проблема  внешней задолженности требует  постоянного контроля, поскольку  может оказывать очень серьезное  негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта  по внешнему долгу).

Внутренний  долг – долг перед гражданами и  предприятиями своей страны.

Внутренний  государственный долг включает задолженность  по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), а также  реструктурированную задолженность  по внутренним валютным облигациям, просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и  северным регионам.

Внутренний долг – это очень немаловажный фактор в общей экономике государства. Реструктуризировать его можно только тщательным анализом будущих и намечающихся изменений в мировой экономике[2].

1.5 Бюджетная политика Российской  Федерации

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

  • масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
  • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
  • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Основными задачами бюджетной политики являются:

  • усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста;
  • повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам;
  • повышение качества управления государственными активами и пассивами, совершенствование управление государственным долгом.

Профицитная бюджетная политика позволяет  с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной  политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с  другой стороны - снизить долговое бремя  государства.

Формирование расходной части  бюджета осуществлено, исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры  цен на товары российского экспорта. При этом профицит федерального бюджета  сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким  образом, в соответствии с Бюджетным  Посланием Президента Российской Федерации  дополнительные доходы, зачисляемые  в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга.

В соответствии с проводимой налоговой  политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Основными задачами в области налоговой  политики являются снижение налоговой  нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов  из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные  меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые  в предстоящие годы будут иметь  определяющее воздействие на рост экономики[9].

Достижение поставленных задач  предусмотрено осуществлять за счет:

  • совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;
  • продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач  предусмотрено снижение налогового бремени, а также создание налоговых  механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего  развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В условиях снижения налогового бремени  предусматривается продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых  доходов за счет упрощения налоговой  системы и улучшения налогового администрирования.

Продолжается реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности  по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались  на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.

Планируется рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено  создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка  в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном  ведении государственных предприятий  и учреждений. В этих целях в  доходах федерального бюджета будут  учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями  в виде арендной платы за пользование  федеральным недвижимым имуществом.

В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в 2002 году произошли изменения структуры  доходной базы бюджетной системы  Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль  сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации[7].

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено  передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России