Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.
Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы
Государственный долг подразделяется также на капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Именно поэтому в этой работе следует посвятить целую главу данному вопросу.
Государственный долг и его рост
сильно влияют на функционирование экономики.
В этом плане видятся две опасности:
возможность банкротства нации
и опасность переложения
Существенной проблемой для
бюджетной системы становится также
практически неуправляемый и
неконтролируемый рост объемов облигационных
займов субъектов Федерации. Последствия
этого могут превзойти
Одной из “детских болезней” российской
экономики времен переходного периода
стал непомерно возросший
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
Государственный долг – временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов. Государственный долг Российской Федерации подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний государственный долг – это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим.
Проблема внешней
«Переход России на внешние заимствования пришелся на конец подъема мировой экономики и начало финансового кризиса, охватившего финансовые рынки развивающихся стран в 1997-1999 г. В результате девальвации российского рубля в 1998 г. государственный долг, номинированный в иностранной валюте, за несколько месяцев увеличился более чем втрое, а весь государственный долг - почти вдвое».
Приняв
на себя все внешние долги, Россия
по условиям “нулевого варианта”
стала одновременно правопреемником
и по всем зарубежным финансовым активам
СССР. Вроде бы общие размеры этих
активов превышают сумму
До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении.
После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства. Во вторую - долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым Правительство отказалось платить в полном объеме, это были обязательства перед Парижским (в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения) и Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто коммерческого подхода) клубами, а также ОВВЗ 3-й серии.
Проблема
внешней задолженности требует
постоянного контроля, поскольку
может оказывать очень
Внутренний долг – долг перед гражданами и предприятиями своей страны.
Внутренний
государственный долг включает задолженность
по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного
сберегательного займа (ОГСЗ), а также
реструктурированную
Внутренний долг – это очень немаловажный фактор в общей экономике государства. Реструктуризировать его можно только тщательным анализом будущих и намечающихся изменений в мировой экономике[2].
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными направлениями
бюджетной политики являются сбор бюджетных
доходов, выполнение бюджетных обязательств,
управление бюджетным дефицитом
и государственным долгом, то и
эффективность всей бюджетной политики
может быть оценена по результативности
деятельности органов исполнительной
власти в указанных направлениях.
Состояние государственных
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
В условиях России к вышеназванным
показателям можно добавить критерии,
характеризующие специфику
Основными задачами бюджетной политики являются:
Профицитная бюджетная политика позволяет
с одной стороны обеспечить проведение
согласованных с денежно-
Формирование расходной части
бюджета осуществлено, исходя из консервативной
оценки внешнеэкономической
В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основными задачами в области налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики[9].
Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:
Во исполнение поставленных задач
предусмотрено снижение налогового
бремени, а также создание налоговых
механизмов стимулирования инвестиций,
активизации источников внутреннего
развития, снижения зависимости от
внешнеэкономической
В условиях снижения налогового бремени предусматривается продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования.
Продолжается реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.
Планируется рост доходов, получаемых
от использования федеральной
В связи с принимаемыми мерами по
совершенствованию налоговой
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации.