Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ общего состояния государственного бюджета и ближайших перспектив изменения ситуации в этой сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Российской Федерации, и бюджетная политика государства. Предмет исследования - основные понятия и особенности бюджета, и бюджетной системы РФ, история государственного долга в России, и бюджетная политика Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования государственного бюджета и государственного долга
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Дефицит бюджета и способы его покрытия
1.3 Государственный долг: понятие и сущность
1.4 Внешний и внутренний долг Российской Федерации
1.5 Бюджетная политика Российской Федерации
2 Анализ государственного бюджета и долга Российской Федерации
2.1 Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Анализ государственного долга Российской Федерации
3 Перспективы по формированию государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать Курсовая.docx

— 195.72 Кб (Скачать файл)

Анализ  показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в связи с увеличением  заимствований на международных  финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением  указанных гарантий для поддержки  экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО  снизится в связи с завершением  погашения задолженности по ранее  привлеченным кредитам. При этом привлечение  новых кредитов не планируется.

Законопроектом  предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые  в 2010 году составят 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной  палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 %.

Рост  расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).

Рост  расходов на обслуживание внешнего долга  в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего  увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных  займов Российской Федерации на международных  финансовых рынках), ослаблением курса  рубля по отношению к доллару  США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих  процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Дополнительные  расходы федерального бюджета на обслуживание планируемых объемов  заимствований в виде еврооблигаций  составят в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США), в 2011 году - 74,7 млрд. рублей (2,1 млрд. долларов США) и в 2012 году - 126,3 млрд. рублей (3,5 млрд. долларов США).

Расчет  процентных расходов по обслуживанию новых еврооблигационных займов производился исходя из прогноза заимствований  в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, в 2011 году - 20,7 млрд. долларов США  и в 2012 году - 20,0 млрд. долларов США, 10-летнего  срока размещения при процентной ставке 8 % в 2010 году, 7 % - в 2011 году и 6 % - в 2012 году, а также роста курса  доллара США по отношению к  рублю.

По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации необходимо в целях  повышения обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения  обоснованного и взвешенного  подхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федерального бюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.

Консолидированный внешний долг Российской Федерации, по данным Банка России, за 2008 год  увеличился на 12,5 млрд. долларов США, или  на 2,3 %, и на 1 января 2009 года составил 483,5 млрд. долларов США, или 34,2 % ВВП, за I квартал 2009 года сократился на 32,7 млрд. долларов США, или на 6,8 %, и составил на 1 апреля 2009 года 450,8 млрд. долларов США, или 37,8 % ВВП, за II квартал 2009 года увеличился на 24,3 млрд. долларов США и составил на 1 июля 2009 года 475,1 млрд. долларов США, или 37,85 % ВВП

Необходимо  отметить, что объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2009 года превысил объем международных  резервов Российской Федерации на 56,4 млрд. долларов США, или 11,7 %, на 1 апреля 2009 года - на 66,9 млрд. долларов США, или  на 14,8 %, на 1 июля 2009 года - на 62,5 млрд. долларов США, или на 13,2 %.

Анализ  показывает, что за 2008 год и первое полугодие 2009 года сократился внешний  долг органов государственного управления: новый российский долг сократился на 6,8 млрд. долларов США, долг бывшего  СССР - на 2,7 млрд. долларов США, долг субъектов  Российской Федерации - на 0,2 млрд. долларов США.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования  снижался на протяжении 2008 года и I квартала 2009 года, однако за II квартал 2009 года увеличился на 8,3 млрд. долларов США и составил 10,8 млрд. долларов США.

Внешняя задолженность банков за I - III кварталы 2008 года увеличилась на 34,2 млрд. долларов США и на 1 октября 2008 года составила 197,9 млрд. долларов США, впоследствии сократилась  и на 1 июля 2009 года составила 142,4 млрд. долларов США.

Нефинансовый  сектор экономики (прочие сектора) за I - III кварталы 2008 года увеличил внешний  долг на 46,6 млрд. долларов США до 307,6 млрд. долларов США (56 % общего объема консолидированного внешнего долга), затем указанный долг сокращался и на начало 2009 года составил 284,4 млрд. долларов США, на 1 апреля 2009 года - 274,3 млрд. долларов США, за II квартал 2009 года увеличился на 20,1 млрд. долларов США, или на 7,3 %, и на 1 июля 2009 года составил 294,4 млрд. долларов США. Рост внешней задолженности нефинансового сектора обусловлен крупными займами на внешнем рынке нефинансовых корпораций (Газпром, Роснефть и другие).

Более высокими темпами растет внешний долг частного сектора и банков (за 2006 год - 163,7%, за 2007 год - 157%. За 2008 год внешний долг частного сектора увеличился с 280,2 млрд. долларов США до 321,6 млрд. долларов США, или на 41,4 млрд. долларов США (14,8 %), за I квартал 2009 года сократился на 18,0 млрд. долларов США, или на 5,6 %, и составил 303,6 млрд. долларов США. Однако при сокращении абсолютных размеров внешнего долга  частного сектора его доля в общем  объеме консолидированного внешнего долга  увеличилась с 59,5 % до 67,3 %. Одной из причин некоторого сокращения внешнего долга частного сектора в конце 2008 года и начале 2009 года является ухудшение  условий, на основе которых могут  быть привлечены иностранные кредиты. Таким образом, рост объема консолидированного внешнего долга происходит за счет роста обязательств корпоративного и банковского секторов экономики  в результате активного привлечения  иностранных кредитов.

В общем  объеме консолидированного внешнего долга  велика доля задолженности государственного сектора в расширенном определении  или задолженности компаний и  банков, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования  напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия  в капитале или контролируют их иным способом. Однако с начала 2008 года по апрель 2009 года эта доля сократилась  с 40,5 % до 32,7 %.

Относительно  ВВП объем консолидированного внешнего долга страны на 1 января 2009 года составил 34,2 %, на 1 июля 2009 года - 37,85 %, или увеличился на 3,65 процентного пункта, что свидетельствует  о возрастании долговой нагрузки на экономику, однако указанный показатель не превышает допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).

Отношение объема консолидированного внешнего долга  по состоянию на 1 января 2008 года к  объему экспорта товаров и услуг  за 2007 год составляет 117,5 %, на 1 октября 2008 года - 133 %, на конец 2008 года - 92,5 % и  не превышает критического порога, определяемого международными экспертами в пределах 190 - 220 %.

Резкое  сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало  фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга  и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники  покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

Рост  объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному  увеличению процентных расходов бюджета  – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. рублей.

В 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

Подобно в законе о бюджете на каждый год  устанавливался верхний предел государственного внутреннего долга.

На конец  каждого года он был определен  в следующих объемах (в млрд. руб.): 1994 г. - 88,4; 1995 г. - 159,3; 1997 г. - 530,0; 1999 г. - 648,3; 2001 г. -575,7; 2003 г. - 842,1; 2005 г. - 998,5; 2007 г. - 1363,2.

Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг  будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или  на 72,7 %.

Динамика  объема и структуры внутреннего  госдолга представлена в следующей таблице 7.

Таблица 7 Структура и динамика внутреннего долга РФ за период 2008-2013 годы

Показатели

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

руб.

%

руб.

%

руб.

%

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Гос-ый внутренний долг, всего

1301,2

100

1499,8

100

2515,3

100

3301,8

100

4109,7

100

4344,3

100

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1248,9

96

1421,5

94,8

1965,7

78,1

2558,9

77,5

3329,7

81

3583,8

82,5

государственные гарантии

46,7

3,6

72,5

4,8

543,1

21,6

735,8

22,3

772,5

18,8

752,6

17,3

прочая задолженность

5,6

0,4

5,8

0,4

6,5

0,3

7,1

0,2

7,5

0,2

7,9

0,2


 

Объем внутреннего  госдолга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту  составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.

Доля внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, в объеме ВВП резко возрастала в 1993 - 1997 годах, достигла максимума в 1997 году (19,3 % ВВП), за 1998 - 2008 годы снизилась до 3,4 % ВВП, с 2009 года увеличивается с 5,9 % до 6,7 %.

В структуре внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах доля государственных гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).

В связи  с увеличением государственных  внутренних заимствований расходы  на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному  росту. В 2010 году они прогнозируются в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей).

Доля  расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих  процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.

В связи  с формированием в законопроекте  бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных  одновременно с законопроектом, отсутствуют  данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой  с учетом примененных для 2010 года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %.

По предварительным  расчетам Счетной палаты, расходы  на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.

 

3  Перспективы по формированию государственного бюджета

Долгосрочный  прогноз доходов бюджетной системы  Российской Федерации характеризуется  следующими особенностями:

  • снижением доли доходов в процентах к ВВП от уровня 39,8% ВВП в 2007 году до 32,8-33,5% ВВП в 2020 году, в первую очередь, за счет снижения поступлений нефтегазовых доходов. К 2020 году нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся ниже величины нефтегазового трансферта 3,7% ВВП, зафиксированной в Бюджетном кодексе Российской Федерации;
  • увеличением доли ненефтегазовых поступлений с 78% доходов бюджетной системы в 2007 году до 88-90% в 2020 году;
  • снижением доли налогов и сборов на импорт в процентах ВВП в результате сокращения доли импорта в ВВП, изменением структуры импорта, изменением тарифной политики в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО;
  • увеличением относительно ВВП и общего объема бюджетных доходов доли поступлений НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налогов и сборов на социальные нужды за счет доходов от секторов экономики с высокой добавленной стоимостью;
  • изменением соотношения доходов в сторону консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России