Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики: сущность, цели, методы, инструменты, а также типы денежно-кредитной политики;
- раскрыть сущность кейсианской теории денег и изучить монетаристский подход;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность, цели и инструменты денежно кредитной политики…………..6
1.1.Сущность и цели денежно-кредитной политики…………………………6
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики…………………9
1.3. Типы денежно-кредитной политики……………………………………...14
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………17
2.1. Кейсианская теория денег…………………………………………………17
2.2. Монетаристский подход…………………………………………………...18
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь………………………23
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь……23
3.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
3.3. Предложения по развитию денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно  важное значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики имеет  стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой  составляющей экономики. В рамках денежно-кредитных  отношений банки обеспечивают непрерывность  функционирования сфер производства и  потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передают импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование  центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и  как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны  центрального банка [4, с. 285-286].

 

 

 

 

 

1.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики

 

Методы денежно-кредитной  политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов  денежно-кредитной политики на объекты  денежно-кредитной политики для  достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной  политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной  политики понимают средство, способ воздействия  центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной  политики.

В рамках денежно-кредитной  политики применяются прямые и косвенные  методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме  различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения  и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих  субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток  финансовых ресурсов в «теневую»  экономику или за рубеж.

Косвенные методы регулирования  денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов  при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования  косвенных методов тесно связана  с уровнем развития денежного  рынка [2].

Помимо прямых и косвенных  различают общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной  политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно  косвенными и оказывают влияние  на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят  в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничения выдачи ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и так далее. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банком стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие основные инструменты  денежно-кредитной политики:

- изменение норматива  обязательных резервов или так  называемых резервных требований;

- процентную политику  центрального банка, то есть  изменение механизма заимствования  средств коммерческими банками  у центрального банка или депонирования  средств коммерческих банков  в центральном банке;

- операции с государственными  ценными бумагами на открытом  рынке.

Обязательные резервы  представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банка  обязаны хранить в центральном  банке. Исторически обязательные резервы  рассматривались центральными банками  как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность  в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем  самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение  нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой  инструмент, применяемый в целях  наиболее быстрой настройки денежно-кредитной  сферы.

Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточности резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

-при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже изначальное изменение нормы  обязательных резервов способно вызвать  существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к  модификации кредитной политики коммерческих банков.

Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение  посредством мультипликатора. Все  остальные инструменты денежно-кредитной  политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объемов денежной массы  на величину большую, чем денежная база [4, с. 287-288].

Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и  депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа  политикой учетной ставки или  ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает  векселя коммерческих банков, что  является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении  кредита коммерческими банками  увеличиваются их резервы, вызывая  мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как  эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном  банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.

Определение размера учетной  ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение  учетной ставки выступает показателем  изменений в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой  инфляции и в то же время оказывает  на инфляцию большое влияние. Когда  центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны  для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими  банками. Однако уровень официальной  учетной ставки является для коммерческих ориентиром при проведении кредитных  операций.

Вместе с тем именно при проведении этого инструмента  показывает, что результаты денежно-кредитной  политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается  как мера, приводящая к расширению денежного предложения, однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается - мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдерживающей [3, с. 234].

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка  на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя  на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое  воздействие осуществляется посредством  изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или  продажи им ценных бумаг. При жесткой  рестрикционной политике, результатом  которой должен стать отток кредитных  ресурсов с ссудного рынка, центральный  банк уменьшает цену продажи или  увеличивает цену покупки, тем самым  увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета; таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в  форме безналичных реальных денег  входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный  банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских  счетов оплачивают такую покупку, тем  самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке  проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений.

Схема осуществления этих операций следующая.

1.  Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаг через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно возрастает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банка и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним подает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банк начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

И снова можно отметить непредсказуемость результатов  денежно-кредитной политики в связи  с тем, что открытый рынок - это  финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения  финансовых активов, следовательно, к  росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится  на увеличении мультипликатора, что  отчасти погасит эффект снижении денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут  привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и  мультипликатора.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь