Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики: сущность, цели, методы, инструменты, а также типы денежно-кредитной политики;
- раскрыть сущность кейсианской теории денег и изучить монетаристский подход;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность, цели и инструменты денежно кредитной политики…………..6
1.1.Сущность и цели денежно-кредитной политики…………………………6
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики…………………9
1.3. Типы денежно-кредитной политики……………………………………...14
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………17
2.1. Кейсианская теория денег…………………………………………………17
2.2. Монетаристский подход…………………………………………………...18
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь………………………23
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь……23
3.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
3.3. Предложения по развитию денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

Основным ориентиром совершенствования  принципов и инструментов банковского  надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, должно быть использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.

Необходимо продолжить увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их  деятельности,  привлечения средств национальных  и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В 2012 году должно быть обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы. Внедрять отечественную платежную систему необходимо, в первую очередь, из соображений национальной безопасности, во вторую – из-за экономической целесообразности. Это заключается в том, что все платежи, которые банки платят в системе «БелКарт» остаются в стране, в то время как платежи при пользовании международными платежными системами идут через зарубежные банки и наши банки вынуждены за это платить валютой. Важно и то, что вопросы определения правил пользования, регламента, а главное, тарифов в системе «БелКарт» решаются не где-то за рубежом, а в Республике Беларусь. При этом особое внимание должно уделяться также развитию безналичных расчетов и увеличению их доли в розничном товарообороте.

Республике Беларусь, на мой взгляд, необходимо  серьезно развивать свой финансовый рынок. Мы должны быть заинтересованы в интеграции белорусского финансового рынка с мировыми рынками. Неглубокий на данный момент финансовый рынок делает нашу страну достаточно уязвимой к ряду внешних шоков, даже незначительные притоки частного капитала оказывают значительное влияние на весь рынок.

Экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики». Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной политики:

1. Динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью операций в национальной валюте, которая определяется разницей между реальными уровнями  внутренней и  мировой  процентных  ставок  (r′ - r, рисунок 1). Поэтому все множество возможных состояний малой открытой экономики можно отобразить линией α (рисунок 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

r′ - внутренняя ставка процента

r – мировая ставка процента

d – темп девальвации национальной валюты

 

Рисунок 1. Множество возможных состояний малой открытой экономики.

 

Согласно рисунку 1 точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r′ = r, курс национальной валюты стабилен), линия α – множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r′ > r, валютный курс растет; справа - r′ < r, валютный курс снижается).

2. При заниженной (относительно  мировой) внутренней ставке процента  происходит девальвация национальной  валюты, что должно привести к  увеличению чистого экспорта  и росту валового внутреннего  продукта. Это вызывает повышение  внутренней нормы процента, и  теоретически экономика должна  достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рисунке 1).

Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно автоматически  приводит к росту экспорта. Он может  быть ощутимым только при наличии  соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод  практического характера, заключается  в том, что в условиях малой  открытой экономики для того, чтобы  обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение  денежно-кредитной политики.

Для того чтобы эффективно бороться с инфляцией в нашей стране, на мой взгляд, необходимо:

- избавиться от эмиссии.  Если Национальный банк действительно сумеет обойтись без эмиссии и сохранить денежную массу хотя бы в нынешнем объеме, а Министерство финансов будет жестко исполнять профицитный бюджет, то ценовая ситуация стабилизируется. Было бы еще полезнее, если б Национальный банк начал понемногу возвращать на свои счета те средства, что ранее выдал государственным банкам под будущие проекты. Не исключено, что тогда в Беларуси цены вообще несколько снизились бы.

- развивать малый и  средний бизнес. В Беларуси целые отрасли «имеют минусовой оборотный капитал». Даже такие, как перерабатывающая или металлургическая промышленность. Рост цен можно было бы сбить перепроизводством товаров. Однако в Беларуси ничего не делается для развития малого и среднего бизнеса, в направлении насыщения внутреннего рынка. Наоборот, у предпринимателей возникают такие проблемы, что многие из них готовы закрывать бизнес. Я считаю что, нужно до минимума сокращать налоги, снижать административное давление в виде проверок.

- усилить антимонопольную  политику. Помимо взвешенной монетарной политики на первый план в борьбе с инфляцией должны выйти усиление антимонопольной политики и активизация структурных реформ с целью снижения роли государства в экономике и прихода иностранных инвесторов.

- жестко экономить.

Таким образом, первичной целью для нашей страны сейчас является макроэкономическая стабилизация и снижение уровня инфляции. Причем все это должно сопровождаться восстановлением доверия к национальной экономике. Ведь белорусский рынок все больше открывается для внешних игроков, а это чревато обострением конкуренции.

Как бы то ни было, основная нагрузка ляжет на плечи реального  сектора экономики и предприятий, которые в нем работают. А им теперь, безусловно, придется работать уже в новых – и куда более  жестких – условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное в курсовой работе исследование позволило обосновать ряд выводов:

1. Под денежно-кредитной  политикой подразумевают совокупность  мероприятий, предпринимаемых центральным  банком в денежно-кредитной сфере  с целью регулирования экономики.  Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического  роста, высокий уровень занятости,  стабильный уровень цен, равновесие  платежного баланса страны.

2. Эффективность монетарной  политики в значительной мере  зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.  Основными инструментами являются: операции на открытом рынке,  регулирование официальной учетной  ставки, установление обязательной  нормы резервирования. Регулируя  учетную ставку, центральный банк  управляет объемами рефинансирования  коммерческих банков, изменяя их  возможности создания новых денег,  изменяя резервную норму, он  воздействует на денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке  (покупка-продажа государственных  ценных бумаг) являются оперативным  инструментом влияния на денежную  базу.

3. В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег,  изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейсианской теорией и современным монетаризмом. И современные кейсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный  уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос на деньги и их предложение.

4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена в первую очередь, на снижение уровня инфляции, на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В  2011  году  банковский  сектор  столкнулся  с неблагоприятным  воздействием  существенного  снижения  обменного курса  белорусского  рубля,  резкого  ускорения  инфляции, неопределенности  на  внутреннем  валютном  рынке,  оттока  средств населения  в  национальной  и  иностранной  валютах,  ужесточения монетарной  политики,  роста  удельного  веса  проблемных  активов клиентов,  снижения  международных  рейтингов.  Эти  и  другие  факторы значительно  усложнили  условия  деятельности  банковского  сектора  и соблюдение банками нормативов безопасного функционирования.

Национальным  банком  Республики  Беларусь,  Правительством Республики  Беларусь  и  банками  принимались  оперативные  меры  по сохранению устойчивости банковского  сектора в изменившихся условиях.

Таким образом, важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель – максимально снизить прирост потребительских цен в 2012 году.

На мой взгляд, для этого  необходимо прежде всего избавиться от эмиссии, развивать малый и  средний бизнес, перейти на экономный  режим, усилить антимонопольную  политику, привлекать инвестиции. Так если в этом году денежно-кредитная политика будет более жесткой, чем в прошлом году и если не будет накачки экономики деньгами, а Национальный банк будет осуществлять только необходимую поддержку ликвидности коммерческих банков на рыночных условиях, то в таком случае,  можно прогнозировать снижение инфляции и уменьшения ставки рефинансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей Республики Беларусь 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 14.06.2010 г., № 132-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.

2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г.Н. Белоглазовой Белоглазова  Г.Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.

3. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под ред. Е.И. Кузнецова  – 2-е издание, стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 568 с.

4. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.

5. История экономических учений:  Учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 340с.

6. Итоги выполнения Основных  направлений денежно-кредитной политики  Республики Беларусь за 2011 год  и задачи банковской системы  по их реализации в 2012 году. Доклад Председателя Правления  Национального банка Республики  Беларусь Н.А. Ермаковой на  расширенном заседании Правления  // Банковский вестник. – 2012. - №4. – С.3-7.

7. Макроэкономика: уч. пособие. А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

8. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2011 N 314 «Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2011 г. и задачах банковской системы по их дальнейшей реализации» // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.

9.  Тарасов, В. Общеэкономическая  и монетарная политика Республики  Беларусь // Банковский вестник. –  2011. - №22. – С. 9-17.

10.  Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. №591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год» // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.

11. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 1: Пер с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. -  XXVI, 486 с.

12. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 637 с.

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь