Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики: сущность, цели, методы, инструменты, а также типы денежно-кредитной политики;
- раскрыть сущность кейсианской теории денег и изучить монетаристский подход;
Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность, цели и инструменты денежно кредитной политики…………..6
1.1.Сущность и цели денежно-кредитной политики…………………………6
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики…………………9
1.3. Типы денежно-кредитной политики……………………………………...14
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………17
2.1. Кейсианская теория денег…………………………………………………17
2.2. Монетаристский подход…………………………………………………...18
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь………………………23
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь……23
3.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
3.3. Предложения по развитию денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….
Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, должно быть использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.
Необходимо продолжить увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
В 2012 году должно быть обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы. Внедрять отечественную платежную систему необходимо, в первую очередь, из соображений национальной безопасности, во вторую – из-за экономической целесообразности. Это заключается в том, что все платежи, которые банки платят в системе «БелКарт» остаются в стране, в то время как платежи при пользовании международными платежными системами идут через зарубежные банки и наши банки вынуждены за это платить валютой. Важно и то, что вопросы определения правил пользования, регламента, а главное, тарифов в системе «БелКарт» решаются не где-то за рубежом, а в Республике Беларусь. При этом особое внимание должно уделяться также развитию безналичных расчетов и увеличению их доли в розничном товарообороте.
Республике Беларусь, на мой взгляд, необходимо серьезно развивать свой финансовый рынок. Мы должны быть заинтересованы в интеграции белорусского финансового рынка с мировыми рынками. Неглубокий на данный момент финансовый рынок делает нашу страну достаточно уязвимой к ряду внешних шоков, даже незначительные притоки частного капитала оказывают значительное влияние на весь рынок.
Экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики». Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной политики:
1. Динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью операций в национальной валюте, которая определяется разницей между реальными уровнями внутренней и мировой процентных ставок (r′ - r, рисунок 1). Поэтому все множество возможных состояний малой открытой экономики можно отобразить линией α (рисунок 1).
r′ - внутренняя ставка процента
r – мировая ставка процента
d – темп девальвации национальной валюты
Рисунок 1. Множество возможных состояний малой открытой экономики.
Согласно рисунку 1 точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r′ = r, курс национальной валюты стабилен), линия α – множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r′ > r, валютный курс растет; справа - r′ < r, валютный курс снижается).
2. При заниженной (относительно
мировой) внутренней ставке
Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно автоматически приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, заключается в том, что в условиях малой открытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.
Для того чтобы эффективно бороться с инфляцией в нашей стране, на мой взгляд, необходимо:
- избавиться от эмиссии.
Если Национальный банк
- развивать малый и средний бизнес. В Беларуси целые отрасли «имеют минусовой оборотный капитал». Даже такие, как перерабатывающая или металлургическая промышленность. Рост цен можно было бы сбить перепроизводством товаров. Однако в Беларуси ничего не делается для развития малого и среднего бизнеса, в направлении насыщения внутреннего рынка. Наоборот, у предпринимателей возникают такие проблемы, что многие из них готовы закрывать бизнес. Я считаю что, нужно до минимума сокращать налоги, снижать административное давление в виде проверок.
- усилить антимонопольную политику. Помимо взвешенной монетарной политики на первый план в борьбе с инфляцией должны выйти усиление антимонопольной политики и активизация структурных реформ с целью снижения роли государства в экономике и прихода иностранных инвесторов.
- жестко экономить.
Таким образом, первичной целью для нашей страны сейчас является макроэкономическая стабилизация и снижение уровня инфляции. Причем все это должно сопровождаться восстановлением доверия к национальной экономике. Ведь белорусский рынок все больше открывается для внешних игроков, а это чревато обострением конкуренции.
Как бы то ни было, основная
нагрузка ляжет на плечи реального
сектора экономики и
Заключение
Проведенное в курсовой работе исследование позволило обосновать ряд выводов:
1. Под денежно-кредитной
политикой подразумевают
2. Эффективность монетарной
политики в значительной мере
зависит от выбора инструментов
(методов) денежно-кредитного
3. В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейсианской теорией и современным монетаризмом. И современные кейсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос на деньги и их предложение.
4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена в первую очередь, на снижение уровня инфляции, на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В 2011 году банковский сектор столкнулся с неблагоприятным воздействием существенного снижения обменного курса белорусского рубля, резкого ускорения инфляции, неопределенности на внутреннем валютном рынке, оттока средств населения в национальной и иностранной валютах, ужесточения монетарной политики, роста удельного веса проблемных активов клиентов, снижения международных рейтингов. Эти и другие факторы значительно усложнили условия деятельности банковского сектора и соблюдение банками нормативов безопасного функционирования.
Национальным банком Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и банками принимались оперативные меры по сохранению устойчивости банковского сектора в изменившихся условиях.
Таким образом, важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель – максимально снизить прирост потребительских цен в 2012 году.
На мой взгляд, для этого необходимо прежде всего избавиться от эмиссии, развивать малый и средний бизнес, перейти на экономный режим, усилить антимонопольную политику, привлекать инвестиции. Так если в этом году денежно-кредитная политика будет более жесткой, чем в прошлом году и если не будет накачки экономики деньгами, а Национальный банк будет осуществлять только необходимую поддержку ликвидности коммерческих банков на рыночных условиях, то в таком случае, можно прогнозировать снижение инфляции и уменьшения ставки рефинансирования.
Список использованных источников
1. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей Республики Беларусь 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 14.06.2010 г., № 132-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.
2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. /
Под ред. Г.Н. Белоглазовой
3. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под ред. Е.И. Кузнецова – 2-е издание, стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 568 с.
4. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
5. История экономических учений: Учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 340с.
6. Итоги выполнения Основных
направлений денежно-кредитной
7. Макроэкономика: уч. пособие. А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
8. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2011 N 314 «Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2011 г. и задачах банковской системы по их дальнейшей реализации» // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.
9. Тарасов, В. Общеэкономическая
и монетарная политика
10. Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. №591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год» // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.
11. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 1: Пер с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. - XXVI, 486 с.
12. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 637 с.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь