Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики: сущность, цели, методы, инструменты, а также типы денежно-кредитной политики;
- раскрыть сущность кейсианской теории денег и изучить монетаристский подход;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность, цели и инструменты денежно кредитной политики…………..6
1.1.Сущность и цели денежно-кредитной политики…………………………6
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики…………………9
1.3. Типы денежно-кредитной политики……………………………………...14
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………17
2.1. Кейсианская теория денег…………………………………………………17
2.2. Монетаристский подход…………………………………………………...18
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь………………………23
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь……23
3.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
3.3. Предложения по развитию денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

Многие граждане размещают  белорусские рубли в банках на короткие сроки, учитывая складывающуюся по ним в настоящее время очень высокую доходность. В результате в прошедшем году наметилась тенденция к увеличению доли краткосрочных вкладов физических лиц. Если в начале 2011 г. вклады сроком до 1 года составляли 59,5% новых срочных вкладов населения в белорусских рублях, то в декабре 2011 г. — 73,2%. Этому в определенной степени содействуют сами банки, предлагая условия по краткосрочным вкладам, сопоставимые по привлекательности с условиями по долгосрочным вкладам, а иногда и лучше.

В то же время в конкурентной борьбе за вкладчиков некоторые банки  совершенно забывают о другой категории своих клиентов — кредитополучателях. В Национальный банк по-прежнему поступает значительное количество обращений граждан по вопросам договорных отношений с банками. Во многих случаях спорных ситуаций можно было бы избежать, если бы банки с большим пониманием относились к трудностям, возникшим у дисциплинированных и в целом платежеспособных клиентов.

Затронув тему кредитования, нельзя не вернуться к вопросу его эффективности, причем не с позиции доходности и обеспечения низкого уровня рисков, что важно для самого банка, а с точки зрения всей экономики и государства в целом.

Без современных предприятий, способных производить конкурентоспособную и ориентированную на экспорт продукцию, добиться устойчивого развития нашей страны практически невозможно. И если финансовые ресурсы, в том числе банковские кредиты, будут направляться главным образом на потребление товаров, особенно импортных, то риск повторения тех проблем, с которыми мы столкнулись в прошлом году, будет только возрастать.

Время, когда кредиты раздавались всем, кто пожелает, и практически бесплатно, должно остаться в прошлом. Главой государства выдвинуто справедливое требование — “жить по средствам”, и оно касается всех без исключения, в том числе банков.

Недопустимо, когда банки  продолжают активно наращивать свой кредитный портфель, постоянно обращаясь за ресурсной поддержкой в Национальный банк. В полной мере это касается банков, привлеченных к финансированию государственных программ.

Кредитная поддержка крайне важна для функционирования и модернизации белорусских предприятий и остается главной задачей банков. Однако это не означает, что их финансирование должно осуществляться при одновременном нарушении параметров безопасного функционирования банка. Банки обязаны помнить, что распоряжаются и рискуют в первую очередь деньгами вкладчиков.

Важнейшим принципом работы любого банка должно являться обеспечение устойчивости своего функционирования, в том числе путем проведения активных операций только при наличии соответствующих ресурсов у банка. Это должно быть решающим условием при принятии решения о выделении кредита.

 

3.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

Низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты являются важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде. Именно поэтому Национальный банк совместно с Правительством должен в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи, снизить прирост потребительских цен в 2012 г. до 19—22%. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

Процентная политика Национального  банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике [6, с. 6].

При этом важно учитывать  сохраняющиеся высокие инфляционные и девальвационные ожидания, а также наличие определенных рисков во внешнем секторе, поэтому не следует ожидать быстрого снижения номинальных процентных ставок в экономике для увеличения объемов кредитования реального сектора.

Национальный банк намерен  проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности.

При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике.

В 2012 г. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. Задача-минимум — не допустить снижения резервов по сравнению с величиной, сформированной на начало года.

Особое внимание Национальный банк должен уделять следующим проблемным вопросам:

- устойчивости отдельных банков и банковского сектора в целом, в том числе сбалансированности их активных и пассивных операций;

- уровню ликвидности и принимаемым банками мерам по устранению имеющихся проблем в данной области, особенно при управлении кредитным портфелем;

- эффективности выдаваемых банками кредитов реальному сектору экономики, в том числе в направлении их в первую очередь на экспортоориентированые и валютоокупаемые, а также импортозамещающие проекты;

- участию банковского сектора в государственных программах и наличию соответствующих ресурсов для этого;

- работе банков с собственными клиентами — юридическими лицами, в том числе с малым и средним бизнесом, в оказании предприятиям содействия по сокращению дебиторской задолженности;

- работе банков с собственными клиентами — физическими лицами, повышению финансовой грамотности населения.

Исходя из изложенного выше целесообразно выстраивать свою политику и банкам. В частности:

1. Банкам следует осуществлять  свои активные операции, в том числе при взаимодействии с органами государственного управления в рамках финансирования государственных программ и мероприятий с учетом возможностей формирования ресурсной базы из неэмиссионных источников.

2. При принятии решения  о выделении кредита целесообразно отдавать предпочтение валютоокупаемым и импортозамещающим проектам, особенно учитывая, что экспортоориентированные сектора экономики могут демонстрировать наибольший рост и наибольшую доходность в 2012 г. при ограниченных рисках кредитования в иностранной валюте.

3. Максимально активизировать взаимодействие с:

- организациями-экспортерами по условиям заключаемых договоров с целью исключения возможности кредитования нерезидентов путем предоставления отсрочек оплаты сверх законодательно установленных сроков;

- организациями-импортерами по условиям заключаемых договоров с целью исключения проведения авансовых платежей, а в случае невозможности — использования аккредитивной формы расчетов.

4. Банки могут и должны  активно предлагать предприятиям-экспортерам продукты и услуги, стимулирующие возврат валютной выручки (например, факторинг или форфейтинг), и разрабатывать новые.

5. Для повышения ресурсного  потенциала банкам необходимо приложить максимум усилий по привлечению ожидаемого прироста денежных доходов населения в срочные банковские вклады. При этом особое внимание следует уделить структуре привлекаемых депозитов по срокам. Необходимо принять дополнительные меры по повышению привлекательности вкладов с длительными сроками, в том числе целесообразно увеличивать разницу между процентными ставками по долгосрочным и краткосрочным депозитам.

6. Работа банка заключается не только в финансово-экономических вопросах. Не следует забывать и о социальной ответственности. За клиентом необходимо видеть человека, многодетную семью, реальную жизнь, если нужно, помогать клиентам адекватно оценить свою платежеспособность, правильно сформулировать свои потребности, понять меру ответственности перед банком. В конечном итоге эта помощь приведет к повышению благосостояния отдельного клиента, его семьи и, следовательно, общества в целом, а банку — позволит приобрести стабильного клиента.

7. Одним из важных социально направленных вопросов сегодня является повышение финансовой грамотности населения. В Национальном банке в настоящее время прорабатывается вопрос о создании коллцентра для консультирования граждан.

8. При Ассоциации белорусских банков также целесообразно создание соответствующей службы для рассмотрения спорных вопросов между банками и клиентами, для повышения финансовой грамотности граждан и укрепления доверия к национальной банковской системе.

9. Банкам следует внимательно подойти к вопросам устойчивости своего функционирования, активизировать работу по наращиванию нормативного капитала до безопасного уровня, обеспечив при этом выполнение установленного минимального уровня нормативного капитала в пересчете на евро. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств собственниками (инвесторами) в уставные фонды банков, в том числе путем направления полученной прибыли за 2011 г. в уставные фонды, а не на выплату дивидендов.

10. В 2012 г. дальнейшее развитие должна получить платежная система. Особое внимание со стороны Национального банка будет уделяться развитию безналичных расчетов и увеличению их доли в розничном товарообороте. На протяжении ряда лет в Беларуси отмечался рост выпуска банковских пластиковых карточек. По данным на 1 января 2012 г., более одной карточки приходится на человека. Вместе с тем банковские карточки используются населением в основном для снятия наличных денег. Безналичные расчеты с применением банковских пластиковых карточек составили в 2011 г. только 15,7% от общей суммы операций и около 9% от розничного товарооборота [6].

Таким образом, подытожим: главная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2012 году – это снижение инфляции до 19–22% с помощью монетарных инструментов [10].

При этом будет использоваться следующий набор инструментов: жесткая денежно-кредитная политика, ограничение эмиссии, привлечение инвестиций, структурные реформы экономики и прочие.

 

3.3. Предложения по развитию денежно-кредитной политики  Республики Беларусь

 

Монетарная политика Республики Беларусь должна быть направлена на снижение инфляции и наращивание золотовалютных резервов. Успешность достижения данных целей будет во многом зависеть как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

Единственным путем подъема  всеобщего благосостояния страны я вижу в последовательном развитии производительных сил, основанном на конкуренции. Поэтому необходимо внедрение механизмов мотивации высокопроизводительного труда, новых форм стимулирования руководителей и работников организаций. Таким образом, достижение качественных показателей деятельности, предприимчивый и творческий подход в решении социально-экономических задач должны быть главными критериями оценки труда.

Соответственно, если будут созданы все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках, то работа всей экономики будет приносить в страну больше валюты, чем она тратит. А это будет не просто выходом на единый курс, а обеспечением его относительной устойчивости в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства, что очень важно.

Процентная политика Национального  банка должна быть направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике (таблица 1). Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста.

 

Таблица 1. Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 год

 

Показатели

Прогноз на 2012 год

Рублевая денежная база, прирост в процентах

25-28

Рублевая денежная масса, прирост в процентах

21-25

Широкая денежная масса, прирост  в процентах

22-24

Ставка рефинансирования, процентов годовых

20-23

Требования банков к экономике,

Прирост в процентах,

В том числе в рублях

 

17-23

9-11

Активы (пассивы) банков, прирост в процентах

14-18

Средства физических лиц, прирост в процентах

24-25

Средства юридических  лиц, прирост в процентах

21-23

Средства нерезидентов, прирост  в млн. долл. США

 

250-1000


 

Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского  сектора  необходимо  совершенствовать  систему  финансирования  проектов, включенных  в государственные программы.

 Нужно продолжить рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно быть внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь